Структура и размещение транспортной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В России транспорт является важной составной частью экономики, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и размещение транспортной системы России 5 1.1 Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии России 5
1.2 Структура транспортной системы России 7
1.3 Размещение железнодорожного транспорта 9
1.4 Размещение автомобильного транспорта 11
1.5 Размещение трубопроводного транспорта 11
1.6 Размещение водного транспорта 13
1.7 Размещение воздушного транспорта 14
Глава 2. Транспортный комплекс Камчатского края 16
2.1 История развития отрасли 16
2.2 Текущее состояние отрасли с указанием проблем развития 20
2.3 Стратегические цели и направления развития транспортного комплекса 29
Заключение 31 Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая РЭУ.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение                                                                                                                   3 

Глава 1. Структура и размещение транспортной системы России                 5    1.1 Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии России    5

1.2 Структура транспортной системы России                                                       7

1.3 Размещение  железнодорожного транспорта                                                   9

1.4 Размещение  автомобильного транспорта                                                       11

1.5 Размещение  трубопроводного транспорта                                                     11

1.6 Размещение  водного транспорта                                                                     13

1.7 Размещение  воздушного транспорта                                                              14

Глава 2. Транспортный комплекс Камчатского края                                         16

2.1 История  развития отрасли                                                                                16

2.2 Текущее  состояние отрасли с указанием проблем развития                         20

2.3 Стратегические цели и направления развития транспортного комплекса   29

Заключение                                                                                                               31 Список используемой литературы                                                                        33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

         Транспорт является одной из ключевых отраслей хозяйства любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако и сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики.

         В России транспорт  является важной составной частью экономики, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

         Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

         Специфика транспорта как сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в  ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

         Транспорт создает  условия для формирования местного и общегосударственного рынка. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. В условиях рыночных отношений роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

         Объектом исследования курсовой работы являются транспортная инфраструктура России и Камчатского края. Предмет исследования - механизм размещения транспортного комплекса.

          В данной курсовой  работе  описаны  структура и роль  транспортной системы, охарактеризованы виды транспорта и их размещение на территории России и в частности Камчатского края.

         В работе приводится фактический материал по данным  современных источников научной  и учебной литературы, материалов   российских журналов и различных периодических изданий, Интернета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Транспортная инфраструктура России 

1.1 Место и роль транспорта в социально-экономическом  развитии России 

         В России, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

         Под транспортной инфраструктурой (транспортный комплекс) в широком смысле понимают всю    транспортную отрасль хозяйства, в узком        смысле - транспортные коммуникации и другие транспортные сооружения (станции, пристани, морские и аэропорты, автовокзалы).

         Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

         Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

         О месте и значении транспорта свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006 году - 27 процентов), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007 году - 8 процентов), в инвестициях на развитие отраслей экономики (в 2006 году - 10,4 процента) и в численности занятых работников (в 2007 году - 6,3 процента), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны.

         Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт  к числу приоритетных отраслей экономики.

         Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

         Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам  определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

         Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

         Географическая и  технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.

         Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

         Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

         Скорость транспортного  сообщения влияет на эффективность  экономических связей и подвижность  населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

         Удешевление и ускорение  перевозок на магистральных видах  транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

         Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей,  
необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.

         Важную роль в  социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы.

         Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

         В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие городских агломераций.

         Таким образом, транспорт  является одной из крупнейших системообразующих  отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

         В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике. 

1.2 Структура транспортной системы России  

         Транспортный комплекс России представлен следующими  видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (морским, внутренним водным) воздушным и трубопроводным. Для перемещения энергии используется особая разновидность транспорта - электронный транспорт.  Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

          Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Информация о работе Структура и размещение транспортной системы России