Структура и размещение транспортной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В России транспорт является важной составной частью экономики, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и размещение транспортной системы России 5 1.1 Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии России 5
1.2 Структура транспортной системы России 7
1.3 Размещение железнодорожного транспорта 9
1.4 Размещение автомобильного транспорта 11
1.5 Размещение трубопроводного транспорта 11
1.6 Размещение водного транспорта 13
1.7 Размещение воздушного транспорта 14
Глава 2. Транспортный комплекс Камчатского края 16
2.1 История развития отрасли 16
2.2 Текущее состояние отрасли с указанием проблем развития 20
2.3 Стратегические цели и направления развития транспортного комплекса 29
Заключение 31 Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая РЭУ.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

         Сургут – Пермь  – Нижний Новгород – Полоцк; экспортная нефтепроводная система «Дружба» (3 трубопровода большого диаметра): Нижневартовск  – Самара – Унеча – Мозырь – Брест – Европа с ответвлениями Унеча – Полоцк – Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийском бассейне) и Мозырь – Ужгород – Восточная Европа;

  • в юго-западном направлении: Самара – Лисичанск – Кременчуг – Снигиревка – Николаевск – Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон;

         Самара – Волгоград  – Тихорецк – Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);

  • в восточном направлении: Александровское – Анжеро-Судженск – Ачинск – Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);
  • в южном направлении из Западной Сибири: Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу.

         К этим высокопроизводительным системам преобладающе широтного направления  подключены нефтяные месторождения  р. Коми (нефтепровод Ухта -–Ярославль), Северного Кавказа (Грозный - Тихорецк), Казахстана (Новый Узень – Гурьев – Самара и Гурьев – Орск – Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив Оха – Комсомольск-на-Амуре. Небольшие по протяженности газопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского месторождения на Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского месторождения на Норильск).

         В настоящее время 35 % трубопроводов эксплуатируется  более 25 лет, что требует повышенного  внимания к их эксплуатационной надежности и технической безопасности.

         Протяженность магистральных трубопроводов России в 2000 г. составляла 213 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей включая газопродуктопроводы, -- 152 тыс. км, нефтепроводных -46 тыс. км, нефтепродуктопроводных -   15 тыс. км.

         Транспортировка продукции  топливно-энергетического комплекса трубопроводным транспортом составляет более 30% общего объема грузооборота. По системе магистрального транспорта перемещается 100% добываемого газа, 99% добываемой нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме транспортной работы (грузооборота) доля газа составляет 61,1%, нефти - 37,5%, нефтепродуктов - 1,4%. 

1.6 Размещение водного транспорта 

         Водный транспорт  является составной частью единой транспортной системы. Он подразделяется на морской  и внутренний водный  транспорт. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется  на торговый флот и траулерный, или промысловый.

         Морской транспорт  имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом  месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного.

         Производственные  мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки  грузов. Основные грузы, перевозимые  морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге. Первое место по грузообороту занимает  Дальневосточный бассейн (46,5 % всех отправленных грузов морским транспортом России),на втором месте – Черноморско-Азовский бассейн (23,7 % ),на третьем -бассейн Северного Ледовитого океана ( 15 % )

         44 морских порта  можно назвать главными торговыми  воротами страны, поскольку перевозки морем обеспечивают около 80% объема российской внешней торговли3.

          В отличие от других видов транспорта морским транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы.

          Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

         При использовании  морского транспорта нужно учитывать  природный фактор Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова:  преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

         Речной транспорт  имеет небольшой удельный вес  в грузе- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.

         Большая часть оборота  речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р. Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов.

         В связи с освоением  природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.

         В настоящее время  в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, количества причалов. 

1.7 Размещение воздушного транспорта 

      Воздушный транспорт  занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта. Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи со слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является, чуть ли не единственным средством сообщения. Наиболее устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центроазиатскому и Западному. Доля воздушных перевозок больше на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном направлении (Сибирь и Дальний Восток).

      Крупнейшим  авиатранспортным узлом России и  стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30 %  всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными  авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) – второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцово), Минеральные Воды, Сочи – в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) – в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск – в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток – на Дальнем Востоке.

      Воздушный транспорт также используется в  народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам не более 30%. Износ основных фондов оценивается в 70%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Транспортный комплекс Камчатского края 

2.1 История развития  отрасли 

         История транспортного  комплекса Камчатского края ведет  отсчет с появления первой гужевой  колесной дороги, которая была проложена  на Камчатке, как сообщала местная печать, в 1911 году протяженностью 30 верст (31,8 км) и шириной в две сажени (4,27 км). Она соединяла г. Петропавловск-Камчатский со Старым Острогом (г.Елизово).

         За весь предвоенный  период (1917-1941гг.) гужевые дороги Петропавловск-Камчатский – Елизово – Коряки, Елизово – п. Пограничный были реконструированы: ширина земляного полотна была доведена до 8 метров, толщина проезжей части шириной 4,5 до 15 см из естественной песчано-гравийной смеси, обочины укреплены гравием. По всем параметрам вышеназванные дороги относились к 5 категории. На начало войны протяженность таких дорог с твердым покрытием составляла 54 км.

         В 1932 году был образован  дорожный транспортный отдел Камчатского  облисполкома. До 1936 года он существовал  под названием «Облдортранс». С  1 июля 2008 года за организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения отвечает Краевое государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Камчатского края».

         За годы войны  было выполнено дорожно-мостовых работ  за счет средств фонда освоения Камчатки в сумме 3,0 миллиона рублей (в ценах  до 01.06.1947 года), за счет трудового участия  освоено 4,0 миллиона рублей, отработано 16 тысяч коне-дней и 150 тыс. человеко-дней. Был сдан в эксплуатацию металлический мост через р.Авача. Была возведена дорога Коряки – Начики, Усть-Большерецк – с.Карымай. За период войны всего построено дорог местного значения с твердым покрытием 82 км. К началу мирного времени протяженность автомобильных дорог на Камчатке составляла  136 км.

         За послевоенный период, с 1945 года по 1953 год включительно, протяженность дорог на Камчатке не увеличилась из-за отсутствия средств  на строительство дорог, дорожники занимались работами по ремонту и содержанию.

         В 1954 году было начато и в 1959 году закончено строительство  автомобильной дороги Елизово –  Паратунка. Дорога была построена в  соответствии с требованиями нормативных  документов.

         В 1966 году была введена в эксплуатацию автомобильная дорога Петропавловск-Камчатский – Мильково, протяженностью 309 км. Эта дорога является главной транспортной артерией Камчатки, она проходит по двум самым развитым сельскохозяйственным районам полуострова – Елизовскому и Мильковскому.

         В 1977 году с вводом автомобильной дороги Начикинский  совхоз – Усть-Большерецк – п.Октябрьский  открылось регулярное движение от Тихого океана до Охотского моря, было соединено  постоянной, надежной связью Восточное  с Западным побережьем Камчатки.

          На сегодняшний  день, общая протяженность всех  автомобильных дорог (включая  ведомственные) в Камчатском крае составила  2116 км, в том числе с твердым покрытием – 1793 км (84,7 %). В общей протяженности автомобильных дорог, дороги общего пользования составляют 1913 км (90,4 %), из них твердое покрытие имеют дороги протяженностью 1824 км, из которых усовершенствованное – 435 км.

         Автомобильный транспорт.

         На Камчатке первый грузовой автомобиль появился в 1932 году  в акционерном Камчатском обществе и был направлен директором – распорядителем для ремонта и подсыпки подъездов к мосту около лесопильного завода в г.Петропавловске-Камчатском. Первый автобус в акционерное Камчатское общество поступил в 1937 году. Он осуществлял пассажирские перевозки в городе. Легковые отечественные автомобили впервые поступили на Камчатку в количестве 7 единиц. Это были ГАЗ-М-1.

         По мере развития автодорожной сети  70-х -80-х годов прошлого века роль автотранспорта в экономике Камчатской области возрастала, происходило развитие и укрупнение автопредприятий. Были созданы такие предприятия как «Автоколонна 1400», «Автоколонна 1958», «Автобусный парк» и др.

           Сфера их деятельности охватывала все виды грузов и практически всех потребителей автотранспортных услуг. Номенклатура перевозимых грузов была разнообразна, но доминирующее положение в ней (по массе) занимали строительные материалы (50-70 %), каменный уголь (5 %), грузы в контейнерах (4-5 %). В 1991 году автомобильным транспортом перевозилось 29 266 тыс. тонн грузов, с грузооборотом 623 млн. т-км.                                                

Информация о работе Структура и размещение транспортной системы России