Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа
В России транспорт является важной составной частью экономики, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.
Введение 3
Глава 1. Структура и размещение транспортной системы России 5 1.1 Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии России 5
1.2 Структура транспортной системы России 7
1.3 Размещение железнодорожного транспорта 9
1.4 Размещение автомобильного транспорта 11
1.5 Размещение трубопроводного транспорта 11
1.6 Размещение водного транспорта 13
1.7 Размещение воздушного транспорта 14
Глава 2. Транспортный комплекс Камчатского края 16
2.1 История развития отрасли 16
2.2 Текущее состояние отрасли с указанием проблем развития 20
2.3 Стратегические цели и направления развития транспортного комплекса 29
Заключение 31 Список используемой литературы 33
Перевозка грузов автотранспортом осуществляется в основном во внутригородском и пригородном сообщении. Отсутствие в области развитой автодорожной сети ограничивает развитие междугородних перевозок. Их доля в объеме транспортной работы составляет около 15 %, в том числе уголь 10 %. Перевозки грузов осуществляются в Усть-Большерецк, Мильково, Эссо, Козыревск, Атласово.
В настоящее время на
маршрутах города Петропавловск-Камчатский,
в пригородном и междугородном сообщениях
перевозки пассажиров осуществляют 50
предприятий разных форм собственности,
в том числе 7 муниципальных предприятий
(МУП «Городское автобусное предприятие
- 2», МУП «ГАП-3», МУП «ГАП-6», МУЗ «Медицинское
автохозяйство», МУП «Автодор», МУП «Тепловодхоз
п.Усть-Камчатск», МУП «Тепловодхоз п.Ключи»
. При этом на муниципальную собственность
приходится 44 % от общего объема перевозок,
на смешенную 10 %, на индивидуальных предпринимателей
46 %.
Морской транспорт.
С созданием в 1932 году Акционерного Камчатского Общества (АКО) на Камчатке начали развиваться морские перевозки. Суда АКО доставляли грузы и пассажиров на рыбокомбинаты, обратно вывозили готовую рыбопродукцию. В 1943 году, для переработки грузов поступающих по «ленд-лизу», было начато строительство Петропавловск-Камчатского морского торгового порта, который на сегодняшний день является самым крупным предприятием морского транспорта на территории Камчатского края. В 1949 году образовалось Камчатское морское пароходство, которое в конце 80-х годов прошлого века имело в своем составе 56 судов различного назначения, в том числе и 2 пассажирских судна. В 1998 году Камчатское морское пароходство прекратило свою деятельность в связи с банкротством. С 1994 года в Камчатском крае отсутствует морское пассажирское сообщение. В настоящее время перевозку грузов в портпункты побережья осуществляют небольшие частные компании, имеющие в своем составе 1-2 судна грузоподъемностью до 1000 тонн и суда Дальневосточного и Сахалинского морских пароходств.
Воздушный транспорт.
Значение авиации для отдаленного полуострова трудно переоценить. Воздушный транспорт связывает его с другими регионами России, ближним и дальним зарубежьем, а также населенные пункты Камчатского края между собой. Можно с уверенностью сказать, что каждый житель Камчатки так либо иначе пользуется услугами этого вида транспорта. Даже те, кто ни разу не поднимался на борт самолета. Так как воздушные суда доставляют почту, продукты, промышленные товары, медикаменты в самые труднодоступные уголки полуострова.
История воздушного транспорта начинается с образования Отдельного Камчатского Авиаотряда ДВУ ГВФ г. Петропавловск. (первые кадровые приказы от 29.12.1936 г.)
Уже в первом послевоенном 1946 году гражданская авиация страны полностью перешла на мирный труд. Государство остро нуждалось в надежной и регулярной связи центра со всеми регионами. Были приняты срочные меры по созданию новых самолетов и единой авиатранспортной системы. Летом 1947 года вышел приказ ГУ ГВФ о выделении ряда узловых аэропортов из состава авиационных отрядов краев и областей. Они подчинялись непосредственно территориальным управлениям ГВФ. Главной их задачей было обеспечение межрегиональных и общесоюзных перевозок по единому расписанию, на современных по тем временам самолетах. Согласно приказу ГУ ГВФ, продублированному приказом № 26 от 01.12.1947 года ДВУ ГВФ, таким самостоятельным авиапредприятием стал с 01.01.1948 года и аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово).
С 1981 по 1988 годы Камчатское производственное объединение ежегодно увеличивало объемы перевозок, росло применение авиации в народном хозяйстве, постоянно существенно снижались плановые убытки. Объемы ПАНХ возросли на 20,2 % и составили 180 тысяч приведенных часов. Более 700 тысяч человек, то есть почти каждый житель Камчатки, в течение года пользовались услугами авиации дважды. В 1988 году было перевезено до 25 тысяч тонн грузов, 6 тысяч тонн почты.
В те годы Петропавловск был связан авиационным сообщением почти со всеми городами страны. В летнее время ежедневно выполнялось более десяти рейсов в Москву на Ил-62. В Ленинград, Сочи и Ташкент с промежуточными посадками камчатцы летали на Ту-154. Реактивная авиация в прямом смысле позволила сжать пространство и время.
Развитие сети
местных воздушных линий
В главном аэропорту Камчатки Елизово были завершены работы по строительству аэродромного комплекса, введены в строй здание ВРЦ, радиолокационный комплекс ТРЛК-12, позволяющий осуществлять контроль полетов не только на внутрисоюзных, но и на международных авиатрассах, контейнерная площадка для грузовых перевозок. В это же время начато строительство ВПП в Пахачах. Для обслуживания пассажиров в г.Петропавловск-Камчатском построено удобное здание городского аэровокзала. Выполнены проектные работы по строительству аэровокзального комплекса и гостиницы.
Начало девяностых годов – это череда преобразований и реорганизаций в системе авиации. В августе 1990 года на базе Камчатского производственного объединения была сформирована компания «Камчатавиа».
Аэропортовая сеть Камчатского края включает 13 аэропортов, 15 авиаплощадок и 2 вертодрома.
В настоящее время на территории края действуют два государственных авиапредприятия, имеющие лицензии на осуществление регулярных пассажирских авиаперевозок:
Кроме того, работает
одна негосударственная вертолетная
компания: ООО Авиакомпания Камчатские
Авиалинии.
2.2 Текущее состояние транспортного комплекса, с указанием проблем развития
Камчатка – один из самых удаленных от центра регион России, который не имеет внешних сухопутных коммуникаций. Расстояние до ближайших портов, расположенных на железной дороге, составляет от 1,7 до 2,5 тыс. км. Учитывая неразвитость хозяйственного комплекса Дальнего Востока, для полного удовлетворения потребностей Камчатки по большинству видов товаров, транспортные плечи по многим грузам достигают 10 тыс. км. При этом схемы завоза грузов включают несколько видов транспорта и до 3-х перевалок, что значительно повышает транспортные расходы в структуре затрат регионального производства.
Ведущее место в
осуществлении внешних
Морской, воздушный, автомобильный и, находящийся в стадии становления, - трубопроводный транспорт не конкурируют друг с другом, поскольку занимают собственные транспортные ниши. Морской транспорт осуществляет преимущественно внешние и внутренние грузоперевозки. Воздушный – внешний и внутренний пассажиропотоки. Автомобильный, из-за неразвитости дорожной сети - перевозки грузов и пассажиров в пределах населенных пунктов и внутрирайонные перевозки.
Транспорт является важным, но обслуживающим звеном в народнохозяйственном комплексе края. Поэтому его состояние, проблемы и перспективы тесно связаны с экономической ситуацией в производственных отраслях комплекса. Спад общей экономической активности в стране и в крае, а также переориентация значительной части внешних грузопотоков на иностранные порты, естественно снизил потребности в транспортных услугах. Низкий спрос на транспортные услуги и является в настоящее время основной проблемой транспортного комплекса Камчатки. С другой стороны, высокий удельный вес транспортных затрат в стоимости всех видов производимой в крае продукции во многом тормозит развитие производства.
Объем перевозок грузов в целом всеми видами транспорта с учетом индивидуальных владельцев, неформального сектора экономики составил 5451 тыс. тонн, что на 10,9 % меньше, чем в 2005 году. Это обусловлено снижением объема перевозок автомобильным транспортом на 11,8 %, доля которого в общем объеме показателя составляет 94 %. Объем перевозок морского транспорта увеличился на 7,2 %, трубопроводного и воздушного остался на уровне предыдущего года. Структура объема перевозок грузов края в целом всеми видами транспорта с учетом индивидуальных владельцев, неформального сектора экономики представлена на рисунке 1.
Рисунок
1. Структура объема перевозок грузов
Камчатского края в 2006 году.
Таблица 1. Показатели работы транспорта Камчатского края организаций всех видов экономической деятельности.
2000г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | |
Перевезено грузов, тыс. тонн | |||||
всего | 6678 | 6009 | 6061 | 6121 | 5451 |
автомобильный | 6583 | 5678 | 5771 | 5829 | 5139 |
морской | 83 | 315 | 271 | 278 | 298 |
внутренний водный | - | 4 | 5 | - | - |
воздушный | 6 | 5 | 7 | 7 | 7 |
трубопроводный | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Грузооборот, млн. т-км | |||||
всего | 433,1 | 778,9 | 738,7 | 762,9 | 800,7 |
автомобильный | 150,9 | 215,9 | 271,3 | 253,3 | 255,6 |
морской | 280,6 | 560,6 | 465,0 | 508,0 | 543,5 |
внутренний водный | - | 0,7 | 0,7 | - | - |
воздушный | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 0,9 |
трубопроводный | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
Перевезено пассажиров, тыс. пассажиров | |||||
всего | 97151 | 99428 | 100840 | 88744 | 82794 |
автомобильный | 96994 | 99227 | 100633 | 88510 | 82491 |
морской | 3 | 4 | 6 | 8 | 7 |
воздушный | 154 | 197 | 211 | 226 | 296 |
Пассажирооборот, млн. пасс-км | |||||
всего | 592,4 | 617,5 | 685,8 | 565,8 | 528,6 |
автомобильный | 569,2 | 591,4 | 657,6 | 538,6 | 502,5 |
морской | 2,8 | 0,2 | 0,5 | 1,3 | 1,3 |
воздушный | 20,4 | 25,9 | 27,7 | 25,9 | 24,8 |
Отмечается также сокращение количества перевезенных грузов транспортом общего пользования. В 2006 году транспортом общего пользования перевезено 1034,4 тыс. тонн грузов, или 98,9 % от уровня 2005 года.
Морской транспорт
является важнейшей составляющей
транспортного комплекса края. Основной
завоз грузов в край осуществляется
через морской порт г.Петропавловск-Камчатский.
Таблица 2. Перевозки грузов и грузооборот, перевозки пассажиров и пассажирооборот морским транспортом общего пользования.
2000г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | |
Перевезено грузов, тыс. тонн | 34,5 | 83,1 | 68,5 | 80,1 | 75,4 |
Грузооборот, млн. т-км | 24,1 | 69,6 | 23,4 | 36,5 | 33,4 |
Перевезено пассажиров, тыс. пассажиров | 1,6 | 3,9 | 6,3 | 7,8 | 6,7 |
Пассажирооборот, млн. пасс-км | 2,8 | 0,2 | 0,5 | 1,3 | 1,3 |
Морской порт Петропавловск-Камчатский является точкой доставки грузов в г.Петропавловск-Камчатский и районы, связанные с ним автомобильными дорогами. В торговом порту ежегодно перегружается около 700 тыс. тонн грузов (при технических возможностях около 4 млн. тонн). В рыбном порту и на причалах ВМС перегружается около 60 тыс. тонн грузов. Перевозка наливных грузов составляет около 750 тыс. тонн в год. Морской порт Петропавловск-Камчатский является единственным портом, имеющим технические возможности для обслуживания контейнерной линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский.
Объем погрузо-разгрузочных
работ, выполненный предприятиями морского
транспорта превысил показатель предыдущего
года на 4 %, объем переработанных грузов
составил 944,39 тыс. тонн. При этом наиболее
возрос объем переработки импортных грузов
– на 92,0 %, и составил 25,5 тыс. тонн, объемы
переработки экспортных (62,5 тыс. тонн)
и каботажных грузов (856,1 тыс. тонн) также
увеличились – на 10,9 % и 2,1 % соответственно.
Информация о работе Структура и размещение транспортной системы России