Структура и размещение транспортной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В России транспорт является важной составной частью экономики, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и размещение транспортной системы России 5 1.1 Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии России 5
1.2 Структура транспортной системы России 7
1.3 Размещение железнодорожного транспорта 9
1.4 Размещение автомобильного транспорта 11
1.5 Размещение трубопроводного транспорта 11
1.6 Размещение водного транспорта 13
1.7 Размещение воздушного транспорта 14
Глава 2. Транспортный комплекс Камчатского края 16
2.1 История развития отрасли 16
2.2 Текущее состояние отрасли с указанием проблем развития 20
2.3 Стратегические цели и направления развития транспортного комплекса 29
Заключение 31 Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая РЭУ.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

         Автомобильный транспорт  используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

         Морской транспорт  осуществляет преимущественно экспортно-импортные  перевозки, а также внутренние перевозки  в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

         Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.

         Высокая скорость воздушного транспорта используется для перемещения уникальных дорогих грузов и пассажиров.

         Поскольку перечисленные  виды транспорта характеризуются взаимозамещаемостью  и взаимодополняемостью, на уровне страны, региона, города формируются транспортные комплексы соответствующих уровней, в которых тот или иной вид транспорта по историческим, природным или иным причинам играет стержневую роль.

         Особняком стоит  электронный транспорт, перемещающий электроэнергию, электрические сети представляют собой особую структуру. В большинстве случаев эта структура не связана с остальными видами транспорта, однако в случае с видами транспорта, использующими электрическую тягу (троллейбусы, электропоезда), а также в случае создания единых инфраструктурных коридоров, по которым проходят транспортные пути, такая связь устанавливается.

         Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается  по районам. Обеспеченность путями сообщения, как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.

         Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Выделяют три основных магистральных направления транспортной системы страны:

         1. Широтное магистральное  сибирское направление "восток—запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

         2. Меридиональное  магистральное центрально-европейское  направление "север—юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

         3. Меридиональное  Волго-Кавказское магистральное направление "север—юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

         Помимо основных магистральных направлений имеется  густая транспортная сеть внутрирайонного  и местного значения. В России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.

         Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной транспортной системой.

         Комплексное развитие регионов невозможно без развитой системы  транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства нужно учитывать потребность в перевозках, массе исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияний этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий.

         Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов страны.

         Рациональное территориальное  разделение труда, углубление специализации  предприятий и районов невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

         В целом уровень  развития транспортного комплекса  России значительно уступает уровню развития транспортных комплексов США или стран Евросоюза. По плотности транспортной сети -в 14-25 раз, по средней скорости перемещений - в 2-3 раза, по качеству транспортных средств -- в 3-5 раз, по объемам перемещений -- в десятки раз.

         По мере развития производительных сил страны в целом  и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании, как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

         Как было сказано  ранее, транспортная система  России представлена всеми видами транспорта. Рассмотрим размещение каждого из них более подробно. 

1.3 Размещение  железнодорожного транспорта 

         Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации.

         Российские железные дороги (РЖД) занимают ведущее место  в мировой транспортной системе  и доминируют в транспортной системе  страны. РЖД — это более 86 тыс. км путей, или 7% мировой глобальной железнодорожной сети. Из них более 36,3 тыс. км -двухпутные и многопутные; 62,2 тыс. км оборудованы автоблокировкой и диспетчерской централизацией, 40,8 тыс. км электрифицировано. По протяженности электрифицированных магистралей РЖД занимают первое место в мире, а по эксплуатационной     длине - второе после США. По количеству перевозимых грузов и пассажиров Россия находится на третьем месте в мире после Китая и Японии. На предприятиях отрасли работает более 1,3 млн человек1.

         РЖД являются основным, а в ряде регионов России — единственным способом перевозки грузов и пассажиров. Значение железнодорожного транспорта подтверждается объемом выполняемых им перевозок: в общей транспортной системе страны в настоящее время на железные дороги приходится 80,3% грузовых перевозок и 44% пассажирооборота2. Особенно велика роль железнодорожного транспорта в осуществлении перевозок в пригородном и местном сообщении.

          Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

         Основными грузами  железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.

         Значительные грузопотоки  угля формируются в Кузнецком  бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотоки нефти идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей: Центрального района, Северного Кавказа, Северо-запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные потребляющие районы.

         Размещается железнодорожный  транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань -- Рузаевка - Сызрань - - Самара • Уфа - Челябинск - Иркутск • Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень - - Сургут - Уренгой.

         Плотность железнодорожной  сети в Российской Федерации мала —около 8 км на 1000 км, поэтому очень  высока грузонапряженность железных дорог. Железными дорогами в 2000 г. перевезено 1047 млн тонн грузов и 1,42 млрд пассажиров. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имел тяжелые последствия для железнодорожного транспорта. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южно-Сибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток—запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны. 

1.4 Размещение автомобильного транспорта 

         Наиболее массовым и вездесущим видом транспорта в  России является автомобильный транспорт. Экономические реформы сделали автотранспорт народным бизнесом, в котором занято более 200 тыс. мелких и средних предприятий. Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от «двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку.

         Автомобильный транспорт  размещен неравномерно. Плотность автодорог  по всей стране различна. Наибольшее их сосредоточение в европейской части России, за Уралом плотность автодорог уменьшается. Это связано с тем, что наибольшее сосредоточение население располагается именно в европейской части страны.

         Протяженность автомобильных  дорог в современной России – более 920 тыс. км.

         Как и в железнодорожном  транспорте, Москва является крупным  дорожным узлом России. Все дороги более или менее ориентированы  на Москву.  Конфигурация дорог –  радиально-кольцевая. От Москвы отходят  важнейшие автомагистрали во всех направлениях. Важнейшие дороги, отходящие от Москвы: Москва - Санкт-Петербург, Москва – Волгоград, Москва – Нижний Новгород – Казань, Москва – Воронеж – Ростов на Дону, Москва – Волгоград – Тамбов и др.

1.5 Размещение трубопроводного транспорта 

         Трубопроводный транспорт  используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимущества этого вида транспорт: низкая себестоимость, возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.

         Развитие сети магистральных  нефте- и газопроводов связано с  географией добычи нефти и газа и  районов их потребления.

         Современная сеть магистральных нефтепроводов  образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих  районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены:

  • в западном направлении: Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск – Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга);

Информация о работе Структура и размещение транспортной системы России