Транспортная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:24, реферат

Описание работы

Работа современного промышленного предприятия, связана с перемещением значительного количества разнообразных грузов как за пределами, так и внутри завода. На предприятия доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а с предприятия вывозятся готовая продукция и отходы производства. Внутри предприятия с общезаводских складов производится транспортировка в цехи материалов, комплектующих и других изделий; между цехами — заготовок, деталей, сборочных единиц; из цехов в соответствующие пункты назначения — готовой продукции и отходов. Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках — между рабочими местами.

Работа содержит 1 файл

толстых.docx

— 43.40 Кб (Скачать)

    Работа  современного промышленного предприятия, связана с перемещением значительного  количества разнообразных грузов как  за пределами, так и внутри завода. На предприятия доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия  и другие материальные ценности, а  с предприятия вывозятся готовая  продукция и отходы производства. Внутри предприятия с общезаводских  складов производится транспортировка  в цехи материалов, комплектующих  и других изделий; между цехами —  заготовок, деталей, сборочных единиц; из цехов в соответствующие пункты назначения — готовой продукции  и отходов. Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы перевозятся  между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а  на участках — между рабочими местами.

    Поэтому можно сказать, что транспортное хозяйство – это комплекс технических средств предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов.

    Функции транспортного хозяйства не ограничиваются только перемещением грузов. В ходе перевозок (особенно внутризаводских  и внутрицеховых) нередко осуществляются определенные технологические процессы: остывание металла, усреднение химического  и фракционного состава сыпучих  материалов и т.п., т.е. транспортные операции являются частью производственного  процесса и работа транспорта во многом определяет общую длительность производственного  цикла, качество и себестоимость  продукции.

    На  погрузочно - разгрузочных и транспортно - складских работах занято до трети рабочих предприятия; затраты на эти виды работ составляют от 3 до 10% в себестоимости продукции.

    Основные  задачи транспортного хозяйства предприятия:

    1.Бесперебойная  транспортировка грузов, обеспечивающая  ритмичность хода производства.

    2.Обеспечение  сохранности перемещаемых предметов.

    3.Полное  использование транспортных средств.

    4.Минимизация  транспортных расходов.

    Решение данных задач обеспечивается рациональной организацией транспортного хозяйства, четким планированием работы транспорта, обоснованным выбором транспортных средств, механизацией и автоматизацией погрузочно-разгрузочных работ.

    Организация внутризаводского транспорта и его  работа оказывают непосредственное влияние и на ход производственного  процесса, и на себестоимость выпускаемой  продукции. От работы транспорта зависят  ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный  выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые  и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность  производственного цикла. Затраты  на содержание транспортного хозяйства  на некоторых заводах составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции.

    В состав транспортного хозяйства включаются:

      а) общезаводские службы:

  • транспортный отдел;
  • железнодорожный цех;
  • автогараж;
  • цех безрельсового транспорта и т.д.;
  • ремонтный цех(и);

    б) цеховые службы - цеховые транспортные системы.

Состав  транспортного хозяйства зависит  от особенностей выпускаемой продукции, типа и масштаба производства, производственной структуры предприятия, уровня кооперирования с транспортными организациями.

    Транспортное  хозяйство предприятия включает общезаводское и цеховое транспортное хозяйство. Общезаводское транспортное хозяйство включает транспортные магистрали (рельсовые и безрельсовые пути со средствами оснащения, сигнализации и т.д.), объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, пункты технического обслуживания и ремонта, центры хранения и ремонта транспортной тары и т.п.), подвижной состав и тяговые средства (прицепы и полуприцепы, буксировщики, электрокары, автомобили и др.).

    Общезаводской рельсовый, а также безрельсовый электро - и автотранспорт предприятия независимо от места его использования концентрируется в общезаводском транспортном хозяйстве, оборудованном местами и устройствами для хранения техники, ее зарядки (заправки), технического обслуживания и ремонта.

    Внутрицеховой транспорт находится в ведении  того цеха, где он применяется. Для  эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств специального (технологического) транспорта в цехах  могут создаваться специализированные подразделения. Техническое обслуживание и ремонт этих средств могут также  выполнять общезаводские специализированные подразделения (например, подчиненные  отделу главного механика) или ремонтные  базы цехов (участки механиков цехов), осуществляющие техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования в цехах.

    Классификация транспортных средств:

  • По назначению перевозок (по сфере обслуживания) различают транспорт: внешний; межцеховой; внутрицеховой (общецеховой); межоперационный;
  • по способу действия (по режиму работы) различают транспорт: прерывного (циклического, периодического) действия - автомашины, самоходные тележки, электрокары и т.д.; непрерывного действия - конвейерные системы;
  • по направлению перемещения грузов выделяют транспорт: горизонтального действия - транспортеры; вертикального действия - лифты; горизонтально-вертикального (смешанного) действия - краны; наклонного действия - канатные дороги;
  • по видам различают транспорт: железнодорожный; безрельсовый; водный; подъемно-транспортные средства; подвесные дороги; конвейерные устройства;
  • по уровню механизации и автоматизации транспортные средства делят на автоматические, механизированные, ручные.

    Структура транспортного хозяйства предприятия  зависит от характера выпускаемой  продукции (габаритные размеры, масса); состава цехов; типа и масштаба производства.

    В структуру транспортного хозяйства включается:

  • транспортный отдел
  • бюро перспективного планирования;
  • бюро технического нормирования и организации перевозок;
  • конструкторско-технологическое бюро механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
  • диспетчерское бюро;
  • бюро по ремонту (механики по ремонту).

    На  крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный  непосредственно заместителю директора  по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). Этот отдел объединяет ряд хозрасчетных единиц по видам транспорта (транспортный цех и др.). В состав транспортного  отдела входят бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета  и др.

    Планово-экономическое  бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной  деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по предприятию и  объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному  хозяйству и калькуляцию себестоимости  на отдельные виды услуг.

    Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое  сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок  и к оперативному регулированию  транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

    Техническое бюро проводит техническую подготовку производства с целью комплексной  механизации и автоматизации  погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические  схемы, обеспечивающие стыковку отдельных  звеньев транспортной сети предприятия  и технологического оборудования; формирует  альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и  проведения ремонтных работ.

    Бюро  учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

    Транспортный  цех является материальной базой  транспортного хозяйства. Цех, как  правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления  межцеховых и внешних перевозок  грузов.

    Для внешних перевозок используется, как правило, автомобильный и  другой безрельсовый транспорт; для  межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т. д.

    Для внутрицеховых перевозок применяют  конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные  транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

    Можно привести в пример структуру развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия:

    

    Рис.1. Структура транспортной службы предприятия

    По  структуре этого предприятия  видно, что все отделы взаимодействуют  друг с другом и находятся в  тесной взаимосвязи, то есть действия одного подразделения напрямую оказывают  влияние на действия других.

    Для правильного и бесперебойного транспортирования  грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи предприятия  и транспортный цех достаточным  числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности  в определенных видах транспортных средств и для последующей  организации их работы необходимо определить грузообороты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.

    Грузооборотом предприятия или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену).

    Грузовой  поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Грузовой оборот предприятия равен сумме отдельных грузовых потоков.

    Теперь  рассмотрим особенности транспортного хозяйства, круг организационных вопросов по его функционированию, направления повышения качества и эффективности выполняемых услуг.

    Транспортное  хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность  и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и  эффективность функционирования предприятия  в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного  процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях  регулирования его хода и обеспечения  заданного ритма производства (например, при помощи конвейеров).

    Организация транспортного хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:

1. Стратегическое планирование обновления транспортных средств;

2. Анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

3. Анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

4. Выбор и обоснование транспортных средств;

5. Расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

6. Составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали - их получатели);

7. Проектирование схем грузопотоков;

8. Оперативно-календарное планирование транспортных операций;

9. Диспетчирование работы транспорта предприятия;

10. Учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.

    Различают такие системы организации перевозок:

  • по стандартным расписаниям (при стабильных и мощных грузопотоках);
  • по заказам (эпизодическая потребность в транспорте).

    Подготовительные  работы при системе организации  перевозок по стандартным расписаниям  включают:

  • выбор рациональных видов маршрутных перевозок ;
  • разработка графиков движения транспортных средств;
  • определение порядка проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • техническое оснащение мест погрузки и разгрузки.

    Организация работы транспорта зависит от характера  и периодичности грузопотоков. Существует централизованное транспортное обслуживание, то есть большинство транспортных средств  сконцентрировано в специальных  службах транспортного цеха. Обслуживание проводиться по планам графика.

Информация о работе Транспортная система