Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:24, реферат
Работа современного промышленного предприятия, связана с перемещением значительного количества разнообразных грузов как за пределами, так и внутри завода. На предприятия доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а с предприятия вывозятся готовая продукция и отходы производства. Внутри предприятия с общезаводских складов производится транспортировка в цехи материалов, комплектующих и других изделий; между цехами — заготовок, деталей, сборочных единиц; из цехов в соответствующие пункты назначения — готовой продукции и отходов. Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках — между рабочими местами.
Работа
современного промышленного предприятия,
связана с перемещением значительного
количества разнообразных грузов как
за пределами, так и внутри завода.
На предприятия доставляются материалы,
топливо, комплектующие изделия
и другие материальные ценности, а
с предприятия вывозятся
Поэтому можно сказать, что транспортное хозяйство – это комплекс технических средств предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов.
Функции транспортного хозяйства не ограничиваются только перемещением грузов. В ходе перевозок (особенно внутризаводских и внутрицеховых) нередко осуществляются определенные технологические процессы: остывание металла, усреднение химического и фракционного состава сыпучих материалов и т.п., т.е. транспортные операции являются частью производственного процесса и работа транспорта во многом определяет общую длительность производственного цикла, качество и себестоимость продукции.
На погрузочно - разгрузочных и транспортно - складских работах занято до трети рабочих предприятия; затраты на эти виды работ составляют от 3 до 10% в себестоимости продукции.
Основные задачи транспортного хозяйства предприятия:
1.Бесперебойная транспортировка грузов, обеспечивающая ритмичность хода производства.
2.Обеспечение
сохранности перемещаемых
3.Полное
использование транспортных
4.Минимизация транспортных расходов.
Решение данных задач обеспечивается рациональной организацией транспортного хозяйства, четким планированием работы транспорта, обоснованным выбором транспортных средств, механизацией и автоматизацией погрузочно-разгрузочных работ.
Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход производственного процесса, и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых заводах составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции.
В состав транспортного хозяйства включаются:
а) общезаводские службы:
б) цеховые службы - цеховые транспортные системы.
Состав
транспортного хозяйства
Транспортное
хозяйство предприятия включает
общезаводское и цеховое
Общезаводской рельсовый, а также безрельсовый электро - и автотранспорт предприятия независимо от места его использования концентрируется в общезаводском транспортном хозяйстве, оборудованном местами и устройствами для хранения техники, ее зарядки (заправки), технического обслуживания и ремонта.
Внутрицеховой
транспорт находится в ведении
того цеха, где он применяется. Для
эксплуатации, технического обслуживания
и ремонта средств специального
(технологического) транспорта в цехах
могут создаваться
Классификация транспортных средств:
Структура
транспортного хозяйства
В структуру транспортного хозяйства включается:
На
крупных и средних предприятиях
создается транспортный отдел, подчиненный
непосредственно заместителю
Планово-экономическое
бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной
деятельности (транстехплан), определяет
грузооборот по предприятию и
объем погрузочно-разгрузочных работ,
рассчитывает потребность в транспортных
и погрузочно-разгрузочных средствах,
потребность в кадрах и фонд заработной
платы, составляет смету затрат по транспортному
хозяйству и калькуляцию
Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.
Техническое
бюро проводит техническую подготовку
производства с целью комплексной
механизации и автоматизации
погрузочно-разгрузочных и транспортных
операций; разрабатывает транспортно-
Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.
Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов.
Для
внешних перевозок
Для
внутрицеховых перевозок
Можно привести в пример структуру развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия:
Рис.1. Структура транспортной службы предприятия
По структуре этого предприятия видно, что все отделы взаимодействуют друг с другом и находятся в тесной взаимосвязи, то есть действия одного подразделения напрямую оказывают влияние на действия других.
Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи предприятия и транспортный цех достаточным числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последующей организации их работы необходимо определить грузообороты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.
Грузооборотом предприятия или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену).
Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Грузовой оборот предприятия равен сумме отдельных грузовых потоков.
Теперь рассмотрим особенности транспортного хозяйства, круг организационных вопросов по его функционированию, направления повышения качества и эффективности выполняемых услуг.
Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейеров).
Организация транспортного хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:
1. Стратегическое планирование обновления транспортных средств;
2. Анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
3. Анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
4. Выбор и обоснование транспортных средств;
5. Расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
6. Составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали - их получатели);
7. Проектирование схем грузопотоков;
8. Оперативно-календарное планирование транспортных операций;
9. Диспетчирование работы транспорта предприятия;
10. Учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.
Различают
такие системы организации
Подготовительные работы при системе организации перевозок по стандартным расписаниям включают:
Организация работы транспорта зависит от характера и периодичности грузопотоков. Существует централизованное транспортное обслуживание, то есть большинство транспортных средств сконцентрировано в специальных службах транспортного цеха. Обслуживание проводиться по планам графика.