Структура и размещение транспортной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В России транспорт является важной составной частью экономики, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и размещение транспортной системы России 5 1.1 Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии России 5
1.2 Структура транспортной системы России 7
1.3 Размещение железнодорожного транспорта 9
1.4 Размещение автомобильного транспорта 11
1.5 Размещение трубопроводного транспорта 11
1.6 Размещение водного транспорта 13
1.7 Размещение воздушного транспорта 14
Глава 2. Транспортный комплекс Камчатского края 16
2.1 История развития отрасли 16
2.2 Текущее состояние отрасли с указанием проблем развития 20
2.3 Стратегические цели и направления развития транспортного комплекса 29
Заключение 31 Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая РЭУ.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

        Серьезной проблемой  в настоящее время является состояние  мостов на дорогах, построенные несколько десятилетий назад. Их габариты и техническое состояние не удовлетворяют современным требованиям по параметрам и нагрузкам автомобилей.

        В целом, общими причинами  неудовлетворительного состояния, как мостовых сооружений, так и дорог в целом, являются длительные сроки нахождения в эксплуатации, недостаточный уровень ремонта и содержания, сложные климатические условия и влияние неблагоприятных природных факторов.

        В настоящее время  анализ технического состояния сети автомобильных дорог края позволяет  отметить следующие недостатки:

  • неравномерность распределения всей сети дорог по территории;
  • отсутствие законченной опорной сети автомобильных дорог;
  • наличие в сети дорог, особенно в северной части региона, автозимников и грунтовых дорог;
  • малая обеспеченность дорогами с усовершенствованным покрытием;
  • наличие деревянных мостов и мостов с недостаточным габаритом и грузоподъемностью;
  • рост объема недоремонта дорог в условиях резкого скачка автомобилизации территории;
  • отсутствие на отдельных дорогах автомобильного сервиса и необходимых обустройств.

        Сеть автодорог  ранее обслуживало одно предприятие ФГУП «Камчатавтодор», но в последние годы в дорожной отрасли, при поддержке Правительства Камчатского края, складывается конкурентная среда. Для работ по содержанию, ремонту и строительству дорог на условиях конкурса  привлекаются предприятия ООО «Устой-М», ЗАО «Камчатавтомост», ООО «Автодор-МУП»,  и др. Эти предприятия приобретают новую строительную технику, внедряют новые прогрессивные технологии. В  2006 году для ремонта асфальтобетонных покрытий дорог освоено приготовление битумных эмульсий и технология ямочного ремонта  струйно-инжекционным методом. Учитывая особенности зимнего содержания дорог Камчатского края, осваивается скоростная очистка дорог от снега плужными снегоочистителями на базе шасси мощностью свыше 300 л/с.  

        Одним из недостатков  камчатского транспорта является низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы.Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парка подвижных средств транспорта, другой техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастной  структуры, увеличения износа и т.д.) и работоспособности.

        На территории Камчатского  края сохраняется низкий уровень  развития дорожной сети. До настоящего времени не завершено формирование опорной сети автомобильных дорог. Многие населенные пункты, особенно в Корякском округе, остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.

        Ускорение автомобилизации  пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции на дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы не проводится вообще.

        Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются  тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств превышает 70 % и продолжает нарастать.

        Состояние многих технических  средств транспорта подошло к  критическому уровню. Значительная часть  их эксплуатируется за пределами  нормативного срока службы, другая, также значительная, часть приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.

        Остро стоит проблема привлечения инвестиций на развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств, неразвитостью механизмов государственно-частного партнерства.

        Названные основные проблемы развития транспортной системы  Камчатского края являются причиной низкого качества транспортных услуг, недостаточного уровня их доступности для потребителей, низкой подвижности населения, слабого использования транзитного потенциала, недостаточного уровня транспортной безопасности, роста аварийности, усиления негативного влияния на экологию. 

        Транспортная система  является важнейшей инфраструктурной отраслью материального производства Камчатского края, которая обеспечивает жизнедеятельность всего хозяйства  территории, создает основу его социального развития.

         Рассматривая  транспортную систему Камчатского  края, можно сделать вывод о  недостаточном ее развитии, особенно  в северных районах, и это  – одна из важных причин, сдерживающих  развитие экономики.

        Для обеспечения  формирования эффективной единой транспортной системы Камчатки необходимо (при действенной федеральной поддержке) ускоренное развитие инфраструктуры, в первую очередь, авиационного транспорта, достаточными темпами и планомерно расширять сеть автомобильных дорог, в необходимой части восстановить маршрутную сеть и объемы морских каботажных перевозок. 

2.3 Стратегические цели и направления развития транспортного комплекса Камчатского края 

         Одним из важнейших  условий устойчивого развития национальной экономики является опережающее  развитие транспортной инфраструктуры, способствующее росту товарооборота, повышению уровня производственной и социальной кооперации, эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, оптимизации структуры экономики. Транспортная инфраструктура должна отвечать требованиям надежности, безопасности и доступности всех составляющих её систем и обеспечивать предоставление транспортных услуг потребителям с минимальными для них затратами, с высоким качеством, в полном объеме и в кратчайшие сроки.

         Транспортная инфраструктура является необходимым элементом хозяйственного устройства и интеграции любой территории, неотъемлемой частью жизненного пространства современного человека, а также особым экономическим ресурсом, эффективность использования которого оказывает существенное влияние на параметры функционирования экономической системы в целом. Транспорт, сокращая издержки производства и цены на перевозимую продукцию, является приоритетной сферой с точки зрения антиинфляционного воздействия на рост ВВП.

         Необходимость именно опережающего развития транспортной инфраструктуры обусловлена тем, что по своей природе транспортные системы должны быть избыточны, использоваться не на пределе своей номинальной мощности. В противном случае возникают дополнительные издержки для пользователей, связанные с ожиданием в очередях на обслуживание (заторы), снижением уровня сервисных услуг, удобства и скорости перемещения. Владелец объекта транспортной инфраструктуры также несет в этом случае дополнительные (предельные) эксплуатационные издержки, связанные с ускоренным износом сооружений.

         Для Камчатского  края на сегодняшний день характерным  является низкий уровень развития транспортной инфраструктуры в целом (отсутствие надежного транспортного сообщения  с материком, ограниченные возможности увеличения внешнеторгового грузооборота портового хозяйства, несовершенство системы аэропортов и аэродромов, неразвитость и высокий износ автомобильных дорог).

         Слабое пространственное развитие транспортных сетей приводит к локализации хозяйственных и социально-культурных комплексов на территории края, ограничивает возможности влияния районов, являющихся лидерами экономического роста на развитие других муниципальных образований, что еще больше увеличивает системную дезинтеграцию территории.

         Миссия Камчатского края заключается в представлении и защите интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

         Для выполнения данной миссии определены следующие долгосрочные цели и задачи:

  • обеспечение устойчивого экономического роста;
  • кардинальное повышение уровня доходов и качества жизни населения;
  • снижение сложившейся существенной территориальной дифференциации показателей качества жизни населения до уровня незначительных различий;
  • обеспечение развития коренных народов Севера, сохранение среды их обитания;
  • преодоление сложившейся тенденции естественной убыли населения и формирование исчерпывающих условий закрепления населения и роста его численности;
  • оптимизация поддержки края из федерального бюджета, повышение уровня бюджетной обеспеченности.

         Для достижения основных стратегических целей социально-экономического развития необходима реализация мероприятий по следующим основным направлениям:

  • снятие инфраструктурных ограничений развития (обеспечивается реализацией проектов перевода электроэнергетики на местные энергоресурсы и развитием транспортной инфраструктуры);
  • опережающее развитие на этой основе приоритетных для экономики Камчатки отраслей – рыбохозяйственного комплекса, въездного  туризма, добычи, а в дальнейшем и переработки, полезных ископаемых, включая добычу углеводородов на прикамчатском шельфе.

         Миссия Правительства  Камчатского края в транспортном секторе является содействие ускоренному  экономическому росту, повышению потенциала территориального развития и росту  человеческого потенциала за счет расширения транспортной доступности территории и повышения эффективности систем жизнеобеспечения населения и экономики края.

         Основные направления  развития транспорта в Камчатском  крае до 2025 года:

  • рост транспортной доступности на территории Камчатского края. Данное направление обобщает мероприятия по развитию регионального транспортного комплекса, направленные на создание новых межмуниципальных, региональных и межрегиональных транспортных маршрутов или совершенствование действующих, повышение регулярности перевозок и частоты рейсов, выравнивание транспортной обеспеченности по территории края.
  • использование транзитного потенциала территории Камчатского полуострова. В направление включены мероприятия, реализация которых позволит привлечь существующие  или планируемые в будущем транзитные грузовые и пассажирские потоки, в силу выгодности географического положения Камчатского края.

Заключение. 

         Транспортная система  – важнейший структурообразующий  элемент экономики России. Её динамичное развитие и эффективное функционирование является необходимым условием достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику. 
               Активное участие России в процессах международной экономической интеграции превращает транспорт в один из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности национальных производителей. 
             Проблема обеспечения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, сохранение территориальной целостности, требует экстраординарных мероприятий в соединении отечественных природных и человеческих ресурсов с самой передовой отечественной и зарубежной техникой, технологией и формами управления государственной собственностью. 
               Роль транспорта не ограничивается снижением затрат грузоперевозящих отраслей экономики. Транспорт России может и должен сыграть свою решающую роль в совершенствовании структуры экспорта, переориентацию его на реализацию услуг. Здесь необходимо преодолеть сложившийся стереотип отношения к транспорту как к исключительно «обслуживающей», затратной отрасли экономики: и в подходах к инвестированию и в содержании объектов транспортной инфраструктуры.

         Транспортное хозяйство, как и все отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают  и в техническом оснащении транспорта

         Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР. Это оборудование уже отслужило свой срок и требует замены.

        Состояние транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса. Именно на уровне достижений в науке и технике транспорт  может развиваться. Пример, Япония достигла высокого уровня прогресса в области транспорта и экономике в целом не столько за счет иностранного капитала, сколько путем приобретения мировых патентов новейших технологий.

Информация о работе Структура и размещение транспортной системы России