Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение равновесия спроса и предложения.
Для осуществления данной цели в работе будут выполнены следующие задачи:
1. Изучить взаимосвязь спроса и предложения, а также механизм образования равновесной цены;
2. Рассмотреть влияние изменения в спросе и предложении на цену равновесия;
3. Проанализировать рыночное равновесие;
4. Провести анализ устойчивости рыночного равновесия, используя паутинообразную модель.
5. Рассмотреть эластичность спроса и предложения
В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 148.45 Кб (Скачать)

     Согласно  закону предложения - при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем  большее их количество может быть произведено и представлено к  продаже на рынках.     

                         

     Рис. 4. Сдвиг кривой предложения

     Количество  и объем товаров изменяются в  соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение  товаров» подразумевает смещение кривой в ту или иную сторону. Смещение кривых (рис.4) , означающее изменение предложения  товаров на рынках, происходит под  воздействием следующих условий:

     - изменение цен на факторы производства;

     - технический прогресс;

     - сезонные изменения;

     - налоги и субсидии;

     - увеличение спроса на другие  товары;

     - цены на товары,

     - которые производятся совместно  с рассматриваемым

       товаром;

     - ожидания производителей;

     - реклама, маркетинг

     Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке.

     Подведем  итог, рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи.

     Спрос и предложение является взаимозависимые  элементами рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Взаимосвязь спроса и предложения 
 
 

     2.1. Рыночное равновесие. 4

     На  рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический  интерес покупателя состоит в  том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

     У производителей-продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже  товара подороже и поэтому предлагают цены предложения — такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.

     На  рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и  потребителей совпадают, возникает  равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение  и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя  цене.

     Экономический смысл данного равновесия заключается  в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство  их возможностей и желаний.

     Для более подробного раскрытия понятий  приведем график (рис.5). Для чего совместим  кривые спроса и предложения одного и того же товара на этом графике. Линия D есть графическое изображение спроса от цены, линия S – графическое изображение  функции предложения от цены. Точка  их пересечения – это точка  равновесия E. В данной ситуации объем  спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps), то есть рынок сбалансирован. Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным. Координатами точки пересечения кривых спроса и предложения E является равновесная цена Pe и равновесный объем производства Qre. В таких условиях производителям данного товара невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, так как товар не найдет спроса. В свою очередь покупатели этого товара именно на такой объем предложения и рассчитывали, цена предложения их также устраивает.

      

     Рис.5.Рыночное равновесие по Вальрасу

           Рассмотренная нами модель Вальраса, иллюстрирующая одновременное взаимодействие  спроса и предложения определенного  товара, получила в экономической  теории название модели частичного  рыночного равновесия (равновесия  на рынке одного товара).

           Приведенная характеристика равновесия  в экономической теории известна  как «равновесие по Вальрасу»  (швейцарский экономист). Существует  и другой подход к описанию  равновесия — «равновесие по  Маршаллу». Отличие этих моделей  в следующем: если Вальрас делает  акцент на соотношении величины  спроса и величины предложения  в установлении равновесия, то  Маршалл — на соотношении цены  спроса и цены предложения  в данном процессе. Равновесие  по Маршаллу можно проиллюстрировать  на следующем графике (рис.6).

     Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 < Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 > P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe) , то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 > P3, и продавцы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения.

      

     Рис.6. Рыночное равновесие по Маршаллу

     Модель  Маршалла больше применима к анализу  установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложения  в состоянии адекватно отреагировать  на изменение рыночной цены спроса. Вместе с тем обе модели показывают естественную способность рынка  «самонастраиваться» путем непрерывного «поиска» соответствий между спросом и предложением.

     Рисунок 5 и 6 иллюстрируют единственность рыночного  равновесия, когда линии рыночного  спроса и рыночного предложения  пересекаются в единственной точке  Е.

     Точка пересечения кривых спроса(D) и предложения(S) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется  формирующаяся при этих условиях равновесная цена.

     Равновесие  — закон для каждого конкурентного  рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом.

     Словарь определяет слово " равновесие" как  ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение  описывает и рыночное равновесие. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место  тогда, когда нарушенное равновесное  состояние восстанавливается вновь; нестабильное — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым  на протяжении длительного периода  времени.

     В результате взаимодействия рыночного  спроса с рыночным предложением устанавливается  цена равновесия, обеспечивающая максимально  возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем  продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке  нет ни излишка продукта, ни его  нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

     Цены  будут расти или падать, пока продавцам  и покупателям не удастся прояснить  ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно  совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает  максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс  приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее  реагирует на диспропорцию между  объемом спроса и объемом предложения - цена или количество, - различают  механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.  
 
 

     2.2 Факторы влияющие  сдвиг кривых спроса  и предложения  5

     Говоря  о равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с «неподвижными» кривыми  спроса и предложения. Восстановление нарушенного равновесия через ценовой  механизм не приводило к сдвигу рассматриваемых  кривых. Однако нарушение равновесия возможно и по

причинам, непосредственно не связанным с отклонением рыночной цены от равновесного уровня. Речь идет о факторах, вызывающих сдвиг кривых спроса или предложения и тем самым - нарушение равновесного состояния рынка.

      Эффект сдвига кривой спроса. Предположим, что в результате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу вправо-вверх кривой спроса (рис. 7). Конкретно речь идет о том, что возрос объем требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне.Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Pe), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qe до Qd1, а предложение останется на том же уровне Qe. Активный спрос, превышающий предложение, простимулирует повышение цены и расширение выпуска. Одновременно по мере роста цены активность спроса будет падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не придет в новое равновесное состояние E1. Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в росте производства при одновременном увеличении цены (Qe1 > Qe и Pe1 > Pe) и увеличении прибылей производителей. Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево-вниз.

      Эффект сдвига кривой предложения. Предположим теперь, что произошло удорожание сырья (или государством введены жесткие требования по охране окружающей среды). Вырастет себестоимость продукции, и некоторые ее производители начнут нести убытки. Их уход из отрасли приведет к сокращению предложения, причем на каждом ценовом уровне. Короче говоря, произойдет сдвиг влево-вверх кривой предложения (рис. 8). Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем равновесном уровне (Pe) вызовет дефицит этой продукции, так как предложение сократится до QS1, а спрос останется на прежнем уровне Qe. Превышение спроса над упавшим предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E1 при цене Pe1 и объеме Qe1.

     Возможна  такая ситуация на рынке, когда под  комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг  кривых спроса и предложения.

      Способность рынка с помощью механизма  спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное  состояние называется устойчивостью  равновесия. Это означает, что любой  сдвиг, любое изменение рыночных условий вызовут к жизни силы, подталкивающие рынок к восстановлению равновесного состояния. Устойчивость рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В  наименьшей степени устойчивостью  равновесия обладают монополизированные рынки.

Информация о работе Спрос и предложение