Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение равновесия спроса и предложения.
Для осуществления данной цели в работе будут выполнены следующие задачи:
1. Изучить взаимосвязь спроса и предложения, а также механизм образования равновесной цены;
2. Рассмотреть влияние изменения в спросе и предложении на цену равновесия;
3. Проанализировать рыночное равновесие;
4. Провести анализ устойчивости рыночного равновесия, используя паутинообразную модель.
5. Рассмотреть эластичность спроса и предложения
В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 148.45 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  на примере:  Прибыль российских компаний по итогам первого полугодия 2009 года составила 1,634 триллиона рублей, что в 1,9 раза меньше аналогичного показателя 2008 года. Такие данные содержатся в  отчете Росстата. В целом прибыль организаций в первом полугодии 2008 года составила 3,182 триллиона рублей.

     Наилучшие показатели роста прибыльности продемонстрировали предприятия, занятые в сфере  рыболовства и производства и  распределения электроэнергии. Их прибыль  за первые шесть месяцев текущего года увеличилась на 140% и 94,6% соответственно.

     Прибыль компаний, занятых в сфере добычи полезных ископаемых, составила 383,5 миллиарда  рублей, что на 37,1% меньше, чем за первые шесть месяцев 2008 года. Предприятия  обрабатывающей промышленности сократили  прибыль на 78% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Эти компании заработали 280,5 миллиарда рублей.

     По  итогам первого квартала 2009 года прибыльными  в России оказались 39,9 тысяч предприятий. Чистый убыток понесли 26,1 тысяча компаний. Снижение прибылей предприятий связано  с глобальным кризисом, из-за которого потребители значительно сократили  спрос на товары и услуги.6

     В конкурентной системе равенство  спроса и предложения приводит к  равновесию на всех рынках. И все  же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в  ту или иную сторону). Некоторые воздействия  на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов  спроса и предложения.  
 
 

     2.3 Паутинообразная  модель 7

     Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или  спроса запаздывает.

     Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и  объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний  цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение  реагирует на изменения цен с  некоторым запозданием.

     Рассмотрим  вариант динамической модели рынка  одного продукта. Предположим, что объем  спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода:

     QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1),

     где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).

     В таком случае график спроса и предложения  будет иметь вид паутинообразной  модели.

     Возможны  три варианта изменения рыночной цены во времени.

           Если наклон линии  предложения более крутой, чем  наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 9).

           Если наклон линии  предложения более пологий, чем  наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 10).

           При одинаковом наклоне  линий предложения и спроса рынок  колеблется вокруг точки равновесия (рис. 11). Этот вариант рассмотрим несколько  подробнее.

       

      

     Рис. 9 Паутинообразная модель

     Допустим, что начальная цена Ро. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.

     Все три варианта допускают неизменность функций спроса и предложения во времени.

      

     Рис. 10

      

     Рис. 11

     Следовательно, несмотря на то что линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесного состояния. Из этого вытекает, что анализ стабильности не ограничивается только методом сравнительной статики.

       Рыночное равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной  единицы времени. В каждый последующий  момент времени рыночное равновесие  может установиться как некоторое  новое значение рыночной равновесной  цены и количества продаж товара  по этой цене, складывающихся  в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.

     2.4 Эластичность спроса  и предложения.  8

     В рыночной экономике важное значение имеют расчеты поведения спроса и предложения под воздействием на них каких-либо факторов. С этой целью в экономической теории вводится такое понятие как эластичность.

     Под эластичностью понимается реакция  экономической показателя на изменение  каких-либо факторов. Различают следующие виды: эластичность спроса от цены, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность и эластичность предложения.

     По  каждому виду можно рассчитать коэффициент  эластичности(Kd) – как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению переменного фактора. Эластичность спроса по цене как коэффициент рассчитывается следующим образом:

            

     где    Q – величина спроса;

     ∆Q/Q – процентное изменение величины спроса;

     P –  цена;

     ∆P/P  – процентное изменение цены; 

     Kd показывает, на сколько процентов изменяется спрос в случае изменения цены на 1%.

     Спрос называется эластичным, когда ED > 1, это  означает, что спрос растет или  снижается быстрее цены, неэластичным, когда ED < 1. То есть спрос растет (снижается) медленнее, чем изменяются цены. В  этом случае общая выручка растет (снижается). Имеет место единичная  эластичность ED = 1. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то ED=0.

     ED может быть равно ∞ в том  случае, когда бесконечное малое  изменение цены вызывает бесконечное  изменение спроса.

     Спрос считается эластичным, если реакция  покупателя на изменение цены ярко выражена. Высокой эластичностью  отличается рынок мыла и моющих средств, а неэластичностью – рынок  хлебопродуктов, электролампочек. Даже при условии роста цены на последние товары потребитель не откажется от их покупки, поскольку близких субститутов почти нет. Изменение эластичности спроса по цене происходит под воздействием следующих факторов:

     Наличие товаро-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар и наоборот;

     Фактор  времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком;

     Специфика отдельных рынков. Ряд товаров  покупаются вне зависимости от установленных  на них цен, например: лекарства, очки, протезы, инвалидные коляски и т.д.

     Коэффициент перекрестной эластичности рассчитываются только по взаимозаменяемым или взаимодополняющим товаром. Он характеризует зависимость спроса на данный товар от изменения цены на другой товар. Например, если цена на кофе увеличивается, а цена чая остается не изменой, то спрос на чай при прочих равных условиях возрастает. Коэффициент перекрестной эластичности на взаимозаменяемый товар имеет положительное значение, поскольку Е > 0, а по взаимодополняющим товарам – отрицательное Е < 0.

     Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар А при изменении дохода потребителя на 1 %. 

     Где ED   - коэффициент эластичности спроса по доходу;

     I – доход покупателя;

     Q – величина спроса.

     Данный  коэффициент применяется по отношению  к товарам качественных и низкокачественных. С увеличением доходов спрос растет на качественные товары Е > 0 и наоборот.

     Эластичность  предложения характеризует реакцию  предложения различных товаров  на колебания их цены. Однако в отличие  от спроса, предложение товаров меняется в том же направлении, что и  цена. Реакция производителя на изменение  рыночной цены зависит от фактора  времени. Чем большим периодом времени  располагает производитель, тем  больше возникает возможность воздействовать на объем производства и тем самым изменять объем предложения.   

      

     Рис. 12. Эластичность и наклон - разные понятия

     Эластичность  спроса и предложения - экономический  показатель, характеризующий реакцию, соответственно, спроса и предложения  на изменения цен, доходов и некоторых  других факторов. Эластичность означает меру реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной. (Эластичность функции иногда также  называют относительной производной.) Из практических соображений ее относят  к проценту прироста независимой  переменной и применяют обычно в  пределах малых изменений рассматриваемых  величин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь  с производителей и потребителей, производство и потребления.

     Спрос является формой выраженной потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.

     Предложением  является совокупность товара, который  находятся на рынке или доставлены на него.

     В результате взаимодействия рыночного  спроса с рыночным предложением устанавливается  цена равновесия, обеспечивающая максимально  возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем  продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке  нет ни излишка продукта, ни его  нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

     Цены  будут расти или падать, пока продавцам  и покупателям не удастся прояснить  ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно  совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает  максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс  приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее  реагирует на диспропорцию между  объемом спроса и объемом предложения - цена или количество, - различают  механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.

       Рыночное равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной  единицы времени. В каждый последующий  момент времени рыночное равновесие  может установиться как некоторое  новое значение рыночной равновесной  цены и количества продаж товара  по этой цене, складывающихся  в течение месяца, сезона, года, ряда  лет и т.д. 

Информация о работе Спрос и предложение