Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение влияния анализа спроса на успешное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики.
Задачи:
1. Изучить понятие спроса, рассмотреть сущность закона спроса.
2. Рассмотреть варианты изменений в спросе и его величины, изучить факторы, влияющие на эти изменения.
3. Рассмотреть влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ЕГО ЗАКОН ……….……........ 6
1. Сущность спроса и способы его представления ………..………….…..
6
2. Виды спроса …………………………….…………………………….…..
8
3. Закон спроса ……………………………...…………………………….....
15
2 ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ И ЕГО ВЕЛИЧИНЫ ........................................…
21
2.1 Функция спроса …………………………………………………………... 21
2.2 Кривая спроса ……………………………..……………………………... 22
2.3 Факторы спроса ………………………………...………………………... 23
3. Влияние спроса на экономическую стратегию
предприятия ………………………………………....…………………….
29
Заключение …………………………………………………………………. 32
список используемых источников ………………………………. 34
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ЕГО ЗАКОН ……….……........ | 6 |
|
6 |
|
8 |
|
15 |
|
21 |
2.1 Функция спроса …………………………………………………………... | 21 |
2.2 Кривая спроса ……………………………..……………………………... | 22 |
2.3 Факторы спроса ………………………………...………………………... | 23 |
|
29 |
Заключение …………………………………………………………………. | 32 |
список используемых источников ………………………………. | 34 |
ВВЕДЕНИЕ
В период перехода от командно-административной к рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой – государством, финансовой системой, снабженческо-сбытовыми организациями, конкурентами. У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, определять цели своего развития.
Однако для достижения поставленных целей необходим контроль их выполнения, который означает прежде всего анализ хозяйственной деятельности предприятия. В маркетинговой системе, ориентированной на рынок, анализ хозяйственной деятельности начинается не с исследования производства или финансовых результатов, как в системе командно-административного типа, а с изучения сбыта продукции.
Причина такой замены начальной точки отсчета очевидна – в маркетинговой системе все начинается с рынка и заканчивается рынком: товар (или услуга) находит или не находит сбыт в зависимости от того, есть ли на него спрос. Итогом этого будет прибыльность или убыточность предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда он нужен потребителю.
Ведь
в условиях рыночной экономики выживет
лишь, тот кто наиболее грамотно
и компетентно определит
Являясь одним из важнейших направлений экономического анализа, анализ спроса на продукцию и услуги предприятия составляет его особую область - маркетинговую систему. Он универсален одновременно и на макро-, и на микроуровне. На макроуровне он позволяет анализировать мировые цены и оценивать влияние мер государственного регулирования цен на товарооборот, контролировать эффективность внешней торговли стран и изучать их экономическое положение, предвидеть экономические кризисы.
На микроуровне (уровне отдельных предприятий) анализ спроса осуществляется на всех этапах управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля. Он также присутствует во всех периодах управления -оперативном, тактическом и стратегическом. Более того, можно утверждать, что именно от правильного анализа тенденций потребительского спроса в решающей степени зависит достижение стратегических целей предприятия.
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
С учетом изложенного становится очевидным, что в рыночных экономических условиях особую актуальность приобретает комплексное изучение спроса, которое особенно возрастает для отечественных предприятий при жесткой конкуренции с продукцией иностранных фирм.
Целью данной курсовой работы является определение влияния анализа спроса на успешное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики.
Задачи:
Объектом исследования являются люди и их поведение на рынке товаров и услуг.
Предметом исследования является спрос на эти товары и услуги.
В курсовой работе использовался метод научной абстракции, когда изучалась зависимость спроса от цены.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СПРОСА И ЕГО ЗАКОН
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно «желание купить» отличает спрос от простого «хотенья» заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось – настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа.
Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать «в обмен» на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.
Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. [1]
Термины «спрос» и «величина спроса» в том смысле, в каком они употребляются в экономике, не означают то же самое, что желание или потребность. Эти термины объединяют понятия желания и возможности купить товар. Я могу хотеть купить автомобиль «Порше», но он стоит 40000 долларов. У меня нет таких денег. Даже если бы они у меня были, то я тратил бы их на гораздо более необходимые для меня вещи. Таким образом, величина спроса на автомобиль «Порше» для меня равна нулю, точно так же, как если бы я приготовил 40000 долларов специально для покупки автомобиля, но предпочитал бы купит «Лотус», а не «Порше».
С
другой стороны, я могу нуждаться
в зубоврачебной помощи, чтобы
не потерять своих зубов. Но представьте
себе, что я беден. Если я не смогу
платить за лечение или не найду
человека, который заплатит за меня,
то это будет для меня большой
неудачей. Величина спроса на зубоврачебные
услуги, однако, для меня равна нулю, хотя
я и очень нуждаюсь в помощи дантиста.
[2]
Спрос можно представить одним из трех способов.
1) табличным, например:
Цена товара | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |
Покупаемое количество | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 |
2)
аналитическим, например:
QiD = a – bPi ,
Где QiD – объем спроса на i-тый товар (i = 1, 2, …, k);
Рi – цена i-того товара
3) графическим. На рис. 2.1. линия DD представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется кривой спроса (см. рис. 2.1).
Табличный
и графический способы
Графическое изображение спроса дает возможность увидеть направления его изменения, что широко применяется для прогнозирования спроса, определении типа товаров, по которым он изучается, рассчитать степень гибкости спроса по отношению к основным влияющим на него факторам. Таким образом, этот способ в значительной степени применяется как инструмент качественного анализа, позволяющий наглядно представить тенденцию изменения спроса под действием различных факторов.
Аналитический
способ позволяет проанализировать
сложившуюся тенденцию спроса на
основные товары и спрогнозировать ситуацию
на перспективу. Он применяется в качестве
инструмента последующего и предварительного
анализа. [3 стр. 28, 29]
1.2
Виды спроса
Влияние детерминант на уровень спроса формирует определенные его состояния, которые необходимо учитывать во избежание ошибок при планировании производственной программы и не включать в нее виды продукции, не пользующиеся спросом. Все прочие позиции ассортиментного плана необходимо увязывать в количественном отношении с величиной спроса.
Рассмотрим
наиболее распространенную классификацию
видов спроса.
1.
Отрицательный спрос. Отражает ситуацию,
когда потенциальные потребители недолюбливают
товар и стараются избежать его покупки.
При этом важно проанализировать причины
такого отношения и постараться позитивно
повлиять на него, изменив товар, цены,
упаковку, методы регулирования спроса.
Так довольно длительное время СВЧ-печи
(микроволновые) не пользовались спросом
в нашей стране. Для этого было много причин:
высокая цена, недостаточная информация
о товаре, появившиеся в печати сведения
о вредности пищи, приготовленной в СВЧ-печах.
Постепенно эти проблемы были решены:
снизилась цена, появилась информация
о преимуществах, а иногда и невозможности
замены микроволновых печей газовыми
и электрическими плитами; стали публиковаться
рецепты приготовления пищи в СВЧ-печах;
наладилась продажа специальной посуды
для них; были внесены изменения в конструкцию
этих печей, соответствующие требованиям
безопасности и здоровья. В результате
данная продукция в определенный период
пользовалась даже чрезмерным спросом.
Информация о работе Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины