Спрос. Закон спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:08, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Спрос. Закон спроса….…………………………………………………………3
2.Факторы изменения спроса..……………………………………………….......5
3.Эластичность спроса… ………………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

спрос. закон спроса.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГВУЗ  «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВАДИМА ГЕТЬМАНА»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

Реферат

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Спрос. Закон спроса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила

студентка I курса

группы  МО-11

Саттарова Лиля

Проверил

преподаватель кафедры «Экономической теории»

доцент

Репов Н. И. 
 
 

Симферополь 2011 г. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Спрос. Закон  спроса….…………………………………………………………3

2.Факторы изменения  спроса..……………………………………………….......5

3.Эластичность  спроса… ………………………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………….....16

Список использованной литературы…………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики  – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Здесь добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     Актуальность  темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции, которые знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

     Целью реферата является изучение спроса, закона спроса, факторов изменения спроса и эластичности спроса 
 
 
 
 

     1. Спрос. Закон спроса

     Спрос - это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем покупок - как покупателями, так продавцами.

     Сущность  закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда  цена на него растет. Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:

  • чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще;
  • более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар;
  • низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей.

     Первые две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Последнюю причину называют эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

     Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный  предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции  цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит  выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта  от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким образом, закон  спроса описывает две важнейшие  особенности рынка:

  • обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
  • постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

     Спрос показывает то количество продукта, которое  потребители готовы и в состоянии  купить по некоторой цене из возможных  в течение определенного периода  времени.  Данная количественная зависимость между ценной и покупным товаром может, представлена в виде шкалы спроса, т.е.  таблицы, в которой выражены параметры покупателя относительно покупки товара в определенный отрезок времени.

     В основе закона спроса лежит две причины:

  1. товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать  его становится  относительно выгодно  (эффект замещения);
  2. при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара  (эффект дохода).

     Закон спроса не действует в трех случаях:

  1. при антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  2. для некоторых редких и дорогостоящих  товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;
  3. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).

     Функция спроса  характеризует изменение величины спроса от цены товара:  

     Qd = f (Р) 

     Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса» (рис. 1). На оси абсцисс - количество товаров (Q) или возможный объем их покупки, а на оси ординат - цены этих товаров (Р). Кривая dd на графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара. Спрос - это не купля, а ее возможность. 
 

                                            Р             d

                                          pA     A

                                          pB          B

                                          pC                    C

                                          рD                                        D               d

                                                        

                                               0     qA qB qC     qD                        Q

     Рисунок 1. – График спроса - кривая dd 

     Проследить  эти характерные для спроса особенности  можно с помощью нескольких, произвольно  взятых точек на кривой dd (А, В, С, D). Любой  из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества возможных покупок товара по этой цене.

     Перемещаясь из одной точки в любую другую, можно обнаружить лишь соотношения  обратной зависимости цен и возможных  покупок. Точка А - это высокая  цена и наименьшее количество товара, которое может быть куплено по этой цене; точка В - несколько снизившаяся  цена, вследствие чего количество покупок товара возросло и т.д. Можно представить процесс движения по кривой спроса в противоположном направлении: снизу - вверх, демонстрируя тенденцию повышения цен и снижения количества продаж.

     Спрос в процессе этого движения вверх или вниз по точкам, принадлежащим кривой dd не изменялся, и описывающая его кривая не перемещалась. Изменялось соотношение цен и количества товаров (которым соответствует та или иная точка на кривой), но эти изменения не затронули спроса. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем возможной купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение их цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен.

     Чтобы понять причины изменения спроса, необходим анализ неценовых факторов, влияющих на товарные рынки и функцию покупательского спроса.

     2. Факторы изменения  спроса

     Рыночное  ценообразование - это многомерный  процесс, где на обмен товаров  влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в  каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.

     К числу таких факторов следует  отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей  возросли, то количество покупаемых товаров  возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов  могли служить одной из главных  причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей  снизились, то при тех же ценах  товаров возможный объем покупок  снизится.

     Во-вторых, изменения количества купли-продажи  товаров по тем же ценам может  произойти под воздействием фактора  так называемых «покупательских  ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как  возрасти, так и снизиться вне  прямой зависимости от уровня цен  покупаемых товаров.

     В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями  вне зависимости от цены, может  измениться, например, от наличия или  отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. К  числу взаимодополняемых товаров  потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

     В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как  субъективные предпочтения и вкусы  потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

Информация о работе Спрос. Закон спроса