Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение влияния анализа спроса на успешное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики.
Задачи:
1. Изучить понятие спроса, рассмотреть сущность закона спроса.
2. Рассмотреть варианты изменений в спросе и его величины, изучить факторы, влияющие на эти изменения.
3. Рассмотреть влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ЕГО ЗАКОН ……….……........ 6
1. Сущность спроса и способы его представления ………..………….…..
6
2. Виды спроса …………………………….…………………………….…..
8
3. Закон спроса ……………………………...…………………………….....
15
2 ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ И ЕГО ВЕЛИЧИНЫ ........................................…
21
2.1 Функция спроса …………………………………………………………... 21
2.2 Кривая спроса ……………………………..……………………………... 22
2.3 Факторы спроса ………………………………...………………………... 23
3. Влияние спроса на экономическую стратегию
предприятия ………………………………………....…………………….
29
Заключение …………………………………………………………………. 32
список используемых источников ………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины..doc

— 196.50 Кб (Скачать)

      Для перехода к производству дешевых  товаров необходимо увеличить объем  производства и, следовательно, привлечь дополнительные производственные мощности и т.д., чтобы не потерять запланированную прибыль. Кроме того, это может привести к уходу части высококвалифицированных работников и потере производственной культуры в целом, снижению качества продукции и, в конечном счете, к падению репутации предприятия.

      Нужно также иметь в виду, что по закону спроса может подразумеваться и относительная цена, т.е. рассчитанная по отношению к другим товарам. В период инфляции общий уровень цен растет. Поэтому важно различать изменения в сопоставимых ценах и изменения в текущих ценах. При высоком уровне инфляции товар может стать относительно более дешевым даже при росте текущей цены на него, если цены на другие товары растут быстрее. Здесь также проявляется эффект замещения.

      Очевидно, что закон спроса имеет не только теоретическое значение. Его действие предприятия должны учитывать при разработке своей стратегии.

      Известно  одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837 – 1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса.1  (Рис. 1.2: количество блага должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q3). 

      

                                        

                       Рис. 1.2 Парадокс Гиффена 

      Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса, а иногда на них ссылаются и для его опровержения. Вот некоторые из них. 

      1. Цена – показатель качества. Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, результатом чего является сдвиг линии спроса вверх и вправо, а не движение вдоль неизменной линии спроса.  

      Вернемся  к рис. 1.2. Пусть на какой-то товар при цене Р2 предъявляется спрос в объеме Q2. Внеся незначительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает цену до Р1. Потребители, полагая, что рост цены означает и улучшение качества, увеличивают объем спроса до Q3, вместо того  чтобы снизить его до Q1, т.е. переходят к новой линии спроса D2D2. Как только покупатели убедятся в том, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, спрос на него вновь вернется к линии D1D1. Поэтому практика такого скрытого повышения цен может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров, при значительном и даже избыточном их разнообразии.

      Хотя  в этом случае мы имеем дело с  изменением спроса под влиянием манипулирования потребительскими предпочтениями, факты такого рода нередко приводятся для опровержения закона спроса. 

      2. Эффект Веблена.  Внешне с ситуацией цена – показатель качества схож так называемый эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена (1857 – 1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для широких масс, так или иначе ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Если бы это было так, то цены престижных товаров могли бы расти бесконечно. Однако, как показала практика конца 70 – начала 80-х г.г., повышение цен на такие товары, как ювелирные изделия, ковры, хрусталь, привело не к увеличению, а к снижению объема спроса на них. Хотя престижность таких товаров с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается в связи со все меньшей их доступностью для широких кругов покупателей. [1]

      Ограничивать  престижный спрос лишь дорогостоящими товарами нельзя. Элемент престижа, ориентации на повышение, демонстрацию или, наоборот, маскировку своего социального  статуса (действительного, мнимого  или желаемого) играет важную роль в формировании индивидуальных вкусов и предпочтений, а вслед за тем и спроса во всех тех случаях, когда информация о приобретении того или иного товара легко доступна тем, чьим мнением и оценкой дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель. Поэтому престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими-то другими, неценовыми средствами. Согласно современным взглядам, потребность выделиться из мира, ощутить и продемонстрировать свою власть над природой, вещами и людьми является одной из базовых, универсальных потребностей человека. Поэтому выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто. 

      3.  Эффект ожидаемой динамики цен.  Если цена товара снизилась, и потребители ожидают сохранения наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться. Наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатели ожидают дальнейшего роста цен. В этом случае, казалось бы, наблюдается не обратная, а прямая зависимость между ценой и объемом спроса. Это означало бы, что линия спроса на рис. 2.3 должна иметь не отрицательный (вниз и вправо), а положительный (вниз и влево) наклон.

      Такой вывод был бы, однако, неправилен. Покупатель сопоставляет в данном случае текущие цены с ожидаемыми. В случае ожидаемого снижения цены он воспринимает текущую цену как относительно более низкую и соответственно увеличивает спрос. Таким образом, общий закон спроса сохраняет свое значение и в рассматриваемой ситуации. [1]

 

       2  ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ И ЕГО ВЕЛИЧИНЫ. 

      2.1 Функция спроса 

      Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из факторов, влияющих на объем спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент.

      На  спрос влияют не только цены, но и  иные факторы:

  1. увеличение (или сокращение) доходов потребителя,
  2. изменение вкусов и предпочтений,
  3. ценовые и дефицитные ожидания,
  4. колебание расходов на рекламу,
  5. изменение цен товаров-субститутов и комплиментарных товаров,
  6. рост (или уменьшение) количества покупателей [5]

      В общем виде функция спроса может  быть представлена так: 

      QiD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),                           (2.1) 

      где    QiD     – спрос;

        P      – цена;

        I       – доход;

        Z      – вкусы;

        W     – ожидания;

      Psub  – цена на товары-субституты;

      Pcom – цена на комплиментарные товары;

        N      – количество покупателей;

        B     – прочие факторы. [6]

      2.2 Кривая спроса

 

      В рыночной экономике цена определяет, в каком количестве люди купят  тот или иной товар. Чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, меньшее его количество захотят  купить потребители. Чем ниже его  цена, тем больше его купят.

      Между рыночной ценой блага и величиной  его спроса, при прочих равных условиях, существует определенная зависимость. Эта зависимость между ценой  товара и величиной спроса называется  кривой спроса.

      Кривая  спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

      В экономической теории принято откладывать  независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – по горизонтальной оси (см. рис. 2.1). [5]

      Изображенная  кривая характеризует состояние  цен и объема покупок в определенный момент времени. Она имеет отрицательный  наклон, что свидетельствует о  желании потребителей купить большее  количество благ при меньшей цене.

       

         цена                                                                                цена                D2

              

              D                                                                            D     

                                                                               P1

       P1

                                                               P2                                                      

      P2                                                                                                                                                         D2              

                                                                                         D                                                                                                  D1 

              Q1                        Q2     объем спроса            Q1     Q2 Q3            Q                   объем спроса

        Рис. 2.1. Кривая спроса.                  Рис. 2.2. Изменение объема спроса                         

                                                                                  и сдвиг кривой спроса. 

      Необходимо  различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены (рис. 2.2) – движение вдоль линии спроса. Например, как видно на рис. 2.2, при снижении цены с Р1 до Р2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены (рис. 2.2), то произойдет сдвиг линии спроса от D1D1 до D2D2, так что при цене Р1 объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при цене Р2 – с Q2 до Q4. В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, то при снижении спроса, например, в результате сокращения доходов новая линия спроса пройдет левее и ниже D1D1. [3 стр. 29] 
 

      2.3 Факторы спроса 

      Цена  служит самой важной детерминантой  количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые  влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.  
(см. рис. 2.3).

Информация о работе Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины