Закон спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:55, лекция

Описание работы

На рынке покупатели стремятся удовлетворить свои потребности в тех или иных товарах и услугах. Они имеют ряд предпочтений и предъявляют спрос на понравившийся им продукт.
Спрос – это рыночная характеристика, определяющая желание потребителя приобрести нужный ему товар. Иными словами, это количество продукции, которая может быть куплена на рынке по различным альтернативным ценам.

Работа содержит 1 файл

ЗаконСпроса.docx

— 22.98 Кб (Скачать)

  На  рынке покупатели стремятся удовлетворить  свои потребности в тех или  иных товарах и услугах. Они имеют  ряд предпочтений и предъявляют  спрос на понравившийся им продукт.

  Спрос – это рыночная характеристика, определяющая желание потребителя  приобрести нужный ему товар. Иными  словами, это количество продукции, которая может быть куплена на рынке по различным альтернативным ценам.

  Закон спроса выражает обратную зависимость  количества товара от его цены. Дело в том, что покупатель стремится  минимизировать свои расходы, поэтому, осуществляя выбор, ориентируется  на уровень цен. Но это не значит, конечно, что он готов приобрести дешевый и некачественный продукт. Этот парадокс легко объясняется  действием закона убывающей предельной полезности, который гласит, что  предельная полезность каждой дополнительно  потребляемой единицы продукции  убывает в процессе непрерывного потребления. Объем спроса определяется не только стоимостью товара, но и следующими неценовыми факторами:

  1) текущими доходами потребителей, которые характеризуют их платежеспособность и являются определяющим условием набора потребительской корзины;

  2) вкусами и предпочтениями. Как правило, они не меняются с течением времени (например, следование моде). Некоторые покупатели предпочитают приобретать продукцию определенной фирмы, для них большое значение имеют товарные знаки и марки производителя;

  3) ценой на другие товары. Существует 2 вида товаров:

  а) конкурирующие товары (например, масло и маргарин). При повышении цены на масло автоматически увеличится спрос на маргарин, поскольку покупатель всегда ориентируется на систему относительных цен. Это означает, что при одинаковом качестве товара его выбор будет в пользу более дешевого;

  б) товары, дополняющие друг друга, т. е. при подорожании бензина спрос на автомобили снизится;

  4) потребительскими ожиданиями. Покупатель ориентируется на экономическую ситуацию в стране. Ожидание инфляции вызывает ажиотаж на рынке, поскольку в этом случае существует угроза повышения цен на товары первой необходимости;

  5) количеством потребителей, предъявляющих спрос на рыночную продукцию. Вопреки закону спроса существует тип товара (товар Гиффена), который характеризуется прямой зависимостью величины спроса от уровня цен. Например, картофель во время гайдаровских реформ практически вытеснил из потребления другие товары. Возникла угроза дефицита этого продукта, и цены на него стали повышаться. Поэтому потребители начали его скупать, мотивируя свои действия желанием успеть приобрести данный товар до нового повышения уровня цен.

Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.

 
 

Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.

 
 

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

 
 

Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой. Понятно, что обычно люди стремятся купить товары подешевле. Это не значит, конечно, что они готовы покупать некачественные товары и только дешевые. Hо какой бы качественный, технически сложный или дорогой товар человек ни покупал, все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Эта зависимость называется законом спроса.

 
 

Если прочие факторы, влияющие на объем спроса, принять за неизменные величины, то указанная зависимость приобретет вид функции спроса от цены:

Qdx = f (Px)

где Qdx - объем спроса на товар «x»; P- цена товара «x».

 
 

Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:

  1. Табличным

    Таблица 1

P (цена 
в руб.)
Q (объем  
спроса, в шт.)
5 50
4 60
3 80
2 110
1 160
  1. Графическим

  1. Аналитическим

    Qdx = a - b·P(например: Qd=7 - 2P)

 
 

Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости  от уровня цены на товар. Изменение  объема спроса в зависимости от изменения  цены на товар представляет собой  движение по кривой спроса.

 
 

К числу прочих факторов, определяющих объем спроса, относятся:

  • размер дохода потребителя (I, incomе);
  • вкусы покупателей (T, tastes);
  • цены на другие товары (P... Pz, prices);
  • общее число покупателей, размер рынка (X);
  • накопленное имущество (W, wealth);
  • инфляционные ожидания (IE, inflationary expectations);
  • другие факторы.

Информация о работе Закон спроса