Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение влияния анализа спроса на успешное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики.
Задачи:
1. Изучить понятие спроса, рассмотреть сущность закона спроса.
2. Рассмотреть варианты изменений в спросе и его величины, изучить факторы, влияющие на эти изменения.
3. Рассмотреть влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ЕГО ЗАКОН ……….……........ 6
1. Сущность спроса и способы его представления ………..………….…..
6
2. Виды спроса …………………………….…………………………….…..
8
3. Закон спроса ……………………………...…………………………….....
15
2 ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ И ЕГО ВЕЛИЧИНЫ ........................................…
21
2.1 Функция спроса …………………………………………………………... 21
2.2 Кривая спроса ……………………………..……………………………... 22
2.3 Факторы спроса ………………………………...………………………... 23
3. Влияние спроса на экономическую стратегию
предприятия ………………………………………....…………………….
29
Заключение …………………………………………………………………. 32
список используемых источников ………………………………. 34
Рассмотрим влияние неценовых детерминант:
Изменение
доходов потребителей,
(при условии отсутствия инфляции) означает
повышение спроса, то есть сдвиг кривой
DD в положение D2D2 (см. рис. 2.4).
При этом спрос может возрастать быстрее
или медленнее роста дохода в зависимости
от качества товара, его места
в бюджете потребителя и ряда других свойств.
Такая ситуация типична для большинства товаров
за исключением низкокачественных.
цена
D
0
Рис. 2.3 Кривая спроса. Рис. 2.4 Функция спроса
Рост
доходов переключает спрос
Изменение цен на сопряженные товары. Различают две группы товаров:
Взаимозаменяемые (товары-субституты);
Взаимодополняемые (комплиментарные);
«Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного)»2. В этом смысле они как бы конкурируют одни с другими. Поэтому если на один товар цена возрастет, то увеличится спрос на другой товар. Например, если одно предприятие-изготовитель производит электронные игры дороже и их отпускная цена выше, чем у другого, выпускающего аналогичную продукцию, то спрос на игры, производимые вторым предприятием, вырастет. То же самое происходит при росте цен на продукцию высшей категории. При этом спрос на нее падает, а спрос на продукцию низшей категории возрастает.
Таким образом, взаимозаменяемыми можно назвать товары, когда рост цены одного из них вызывает увеличение спроса на второй и наоборот, т.е. между ценой на один товар и спросом на другой существует прямая зависимость.
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него. Взаимодополняющие – это товары, один из которых дополняет другой, удовлетворяя одну потребность покупателя. Спрос на взаимодополняющие товары обычно изменяется в одном направлении. Например, если увеличится спрос на лыжи, то повысится спрос на лыжные крепления. Аналогичная зависимость наблюдается и при снижении спроса на основной товар, в данном примере – лыжи, снизится спрос и на дополняющий товар – лыжные крепления.
Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплиментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь, т.е. при росте цены на основной товар упадет спрос на дополняющий товар и наоборот.
Одни и те же пары товаров могут быть как взаимозаменяющими, так и взаимодополняющими, в зависимости от отношения к ним покупателей; эти термины не отражают внутренних свойств товаров. Некоторые люди могут считать сыр и говядину взаимозаменяющими источниками протеина, но тот, кто любит бутерброды с сыром, скорее отнесется к этим товарам как к взаимодополняющим.
Существует еще один важный момент, на котором стоит остановиться. Формируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем цену относительную, то есть рассчитанную по отношению к другим товарам. В периоды инфляции, когда общий средний уровень цен растет, становится особенно важным различать изменения в относительных ценах и изменения в ценах номинальных (количестве долларов, заплаченных за товар). Когда инфляция сильна, товар может стать относительно более дешевым, даже если его номинальная цена растет (при условии, что цены на другие товары растут еще более быстро).
Возьмем,
например, цыплят. С 1950 года по 1986 год
средняя цена бройлера выросла на
40%, с 0,59 доллара за фунт до 0,83 доллара за
фунт. Однако в этот же период цены на все
товары и услуги выросли в среднем на 350%.
Таким образом, относительная цена цыпленка
упала, несмотря на рост номинальной цены.
Именно относительное удешевление этого
продукта и привело к росту его популярности.
[2]
Изменение ожиданий. Если люди по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастет, или что какой-то неценовой фактор вызовет в скором будущем рост альтернативной стоимости товара, то, конечно, потребители будут стремиться купить товар до ожидаемого изменения.
Приведем
классический пример. Потребители, все
как один, бросились покупать автомобили
в декабре 1986 года, пред тем, как в
январе 1987 года начал действовать
новый закон о налогах. Покупатели
знали, что после января 1987 года они уже
не смогут вычитать налог на покупку машины
из своего подоходного налога. Такое изменение
налогового законодательства было равнозначно
возрастанию цены автомобиля на сумму
от 200 до 300 долларов в зависимости от марки
машины. После резкого роста продаж автомашин
в декабре, в январе произошел резкий спад.
Так как в декабре было продано больше
автомобилей, чем было бы продано по той
же цене, если бы потребители не ожидали
изменения налогового законодательства,
то поведение покупателей в декабре может
быть интерпретировано как временный
сдвиг кривой спроса вправо.[2]
Число покупателей на рынке. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) сам по себе не расширяет спрос на товар. Дополнительные потребители должны располагать необходимыми средствами для покупки товара. Однако, как правило, с возрастанием населения увеличивается число рабочих, которые будут получать дополнительный доход. Именно это обстоятельство и вызовет в конечном итоге расширение спроса на товар при повышении количества покупателей. [8]
В
реально рыночной экономике, когда
речь идет о числе покупателей, чрезвычайно
важно учитывать их половозрастную
структуру, средний размер семей, долю
лиц пенсионного возраста, сезонность
продаж, качество товара, его упаковку
и т.д.
Вкусы потребителей. Любое изменение вкусов покупателей может сопровождаться ростом или снижением спроса на товар. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких отраслях, как популярная музыка, одежда, еда). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень часто. Так, например, в последние годы потребители стали больше заботиться о своем здоровье. В результате падает спрос на сигареты и пищу с высоким содержанием холестерина, и в то же время растет спрос на рыбу, цыплят, спортивное оборудование.
Процентные ставки по вкладам. Если банки и финансовые компании проводят политику индексации вкладов, повышения по ним процентных ставок, то при превышении размера индексации вклада над индексом цен может начаться снижение спроса, особенно на товары длительного пользования, в настоящем периоде, поскольку накопления могут осуществляться с целью последующей покупки более дорогостоящего товара, т.е. носить характер отложенного спроса.
Если
индексация вкладов ниже индекса
цен, то описанная ситуация маловероятна.
Динамика же спроса при этом находится
в зависимости от соотношения темпов роста
доходов и цен.
3 Влияние спроса
на экономическую стратегию
предприятия
Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.
Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.
Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.
Прогнозирование спроса для различных товаров различно по сложности. Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры спроса достаточно очевидны. А спрос на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.
Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.
Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.
При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого же товара другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.
Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое и возможное предложение со стороны фирмы можно определит возможный объем производства. Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:
— цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;
— цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;
— цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.
Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию, поэтому в первую очередь определяются виды продукции, производство которых будет пользоваться наибольшим спросом и принесет наибольшую прибыль. Получение наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с меньшими издержками. Известно, что значительную часть издержек составляют затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции необходимо выбрать те виды продукции, производство которых будет приносить наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу продукции.[10]
Информация о работе Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины