Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение влияния анализа спроса на успешное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики.
Задачи:
1. Изучить понятие спроса, рассмотреть сущность закона спроса.
2. Рассмотреть варианты изменений в спросе и его величины, изучить факторы, влияющие на эти изменения.
3. Рассмотреть влияние спроса на экономическую стратегию предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ЕГО ЗАКОН ……….……........ 6
1. Сущность спроса и способы его представления ………..………….…..
6
2. Виды спроса …………………………….…………………………….…..
8
3. Закон спроса ……………………………...…………………………….....
15
2 ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ И ЕГО ВЕЛИЧИНЫ ........................................…
21
2.1 Функция спроса …………………………………………………………... 21
2.2 Кривая спроса ……………………………..……………………………... 22
2.3 Факторы спроса ………………………………...………………………... 23
3. Влияние спроса на экономическую стратегию
предприятия ………………………………………....…………………….
29
Заключение …………………………………………………………………. 32
список используемых источников ………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины..doc

— 196.50 Кб (Скачать)

      2. Отсутствие спроса. Эта ситуация наблюдается в двух случаях: когда потребители, на которых ориентированы производство данной продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней. Отсутствие заинтересованности может быть связано не столько с продукцией как таковой, сколько, например, с местом ее реализации. В частности, покупатели фирменного магазина «Электроника» приходят туда, как правило, для покупки сложной бытовой техники и не заинтересованы в покупке детских игрушек, хозяйственных товаров и многого другого, производимого предприятиями отечественной электронной промышленности. Отсутствие информации у потенциального покупателя о товаре, его производителе и месте продажи лишает предприятие-изготовителя и торговое предприятие возможности увеличить сбыт и реализацию подобных товаров.

      Учитывая  обоюдную заинтересованность этих субъектов  рынка, им необходимо организовать рекламную  компанию таким образом, чтобы потребитель  знал, где можно приобрести необходимый ему товар, где реализуется продукция конкретного предприятия-изготовителя. В рекламе же торгового предприятия должна присутствовать емкая информация об ассортименте реализуемых товаров. Необходимо также подчеркнуть достоинства данной продукции и ее преимущества перед другими товарами: по цене, надежности, простоте пользования, возможности гарантийного и ремонтного обслуживания и т.д. В противном случае наступит момент, когда предприятию придется пересмотреть свою ассортиментную политику, отказавшись от необходимой потребителю продукции, а предприятию-изготовителю, возможно, потребуется уменьшить объемы ее производства и реализации, а то и вовсе уйти с рынка. Возврат же на рынок требует очень больших усилий и не всегда увенчивается успехом. 

      3. Скрытый спрос. Отражает невозможность удовлетворить потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях:

    • предприятие-изготовитель не имеет информации о возникшем спросе. Это достаточно легко восполнить при помощи специально организованных обследований, позволяющих более точно прогнозировать потребность в конкретных видах продукции и объем этой потребности;
    • предприятие-изготовитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его. Если причиной этого является низкая деловая активность специалистов, то следует пересмотреть кадровую политику, систему стимулирования труда. Если же  причина заключается в отсутствии финансов, свободных производственных мощностей, материальных или трудовых ресурсов, то это наиболее сложная ситуация. Требуется подсчитать вероятные варианты загрузки мощностей, затрат и замены материалов; оценить сравнительную выгодность собственного  производства или приобретения комплектующих, привлечения и стимулирования работников, цену кредита, увязав эти расчеты с расчетом объема продаж, что даст возможность покрыть затраты и получить желаемую прибыль.

      Осуществленные  меры позволят предприятию вовремя  выйти на рынок с новой продукцией, опередив конкурентов, и завоевать рыночный сегмент. [3 стр. 30] 

      4. Нерегулярный спрос. Определяется тем, что возникают колебания спроса в течение определенных промежутков времени – часа, недели, месяца. Часовые колебания более характерны для продовольственных магазинов и отделов. Недельные могут появляться в любой отрасли. Но с изменением общеэкономической ситуации происходит некоторое смещение акцентов в сфере конечного потребления. При высоких темпах инфляции потребитель, стараясь избавиться от денег, предпочитает тратить заработную плату сразу после ее получения. В нашей стране по сложившейся традиции, особенно для работников государственных структур, которых в крупных городах еще достаточно много, - это в основном первые числа месяца. Поэтому накапливать запасы готовой продукции на складах предприятий-изготовителей или товарные запасы в розничной торговле к концу месяца не имеет смысла. Подтверждением тому могут служить данные московского магазина «Электроника». В начале февраля 1994 года получено и продано 15 микроволновых печей, в первой половине марта -–50. В последнюю неделю марта поступило 80 СВЧ-печей тех же марок и по тем же ценам, но реализовано лишь 34. Аналогичная ситуация складывалась и по другим товарам. Неверно считать приведенную выше причину единственной или основной, так как 8 марта (т.е. в начале месяца) был праздник, что также подействовало.  

      5. Полноценный спрос. Характеризует наиболее благоприятное соотношение между спросом и предложением продукции как для производителя, так и для потребителя, поскольку возникающий спрос полностью удовлетворяется. Именно для этой разновидности спроса между производителями продукции и реализующими ее субъектами рыночных отношений может осуществляться определенная взаимосвязь: одновременная поставка товара в торговую сеть и получение материальных ресурсов производственным предприятием по форме «как раз вовремя» или «поставка колес». В этом случае нет необходимости создавать сырьевые и товарные запасы, поскольку все получаемые ресурсы сразу идут в производство, а готовая продукция – в торговую сеть.

      Возможность поддержания полноценного спроса связана  со стадией жизненного цикла данного  вида готовой продукции. Жизненный цикл готовой продукции (товара) можно проиллюстрировать кривой (рис. 1.1). 

         Количество товара, ед. 

        

      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                           

                                                                   Время, стадии  

       

                    Рис. 1.1 Жизненный цикл товара

      На  стадии 0 – 1 вводятся новая продукция, услуги на рынок. На этой стадии жизненного цикла спрос на данный товар невелик.

      На  стадии 1 – 2 товар утверждается на рынке, с ним знакомятся потребители  и происходит (или не происходит) резкое увеличение спроса на него.

      Стадия 2 – 3 считается стадией зрелости. Если товар полностью принят потребителями, то на данной стадии он пользуется устойчивым

      спросом, принося производителям и торгующим  организациям стабильный доход.

      Задача  производственного предприятия  – обеспечить полноценный спрос  и подлить стадию зрелости, чтобы  извлечь минимально возможную прибыль  от производства данной продукции (на рис. 1.1. – заштрихованная площадь).

      Однако  по прошествии времени лишь небольшая часть продукции остается неизменной. Если, например, детское ведерко, совок или модели автомобилей могут долгое время производиться без изменения их внешнего вида, то для большей части других товаров это невозможно. Меняются потребности, появляются конкуренты, развивается технический прогресс. В результате наступает время, когда начинается спад спроса на продукцию. Тем не менее производитель может отодвинуть этот момент, модифицировав товар, предложив новую упаковку, дав дополнительную рекламу, отрегулировав цены.

      В любом случае, продлевая период полноценного спроса, производитель должен использовать стадию зрелости для поддержания  производственной программы и выведения  на рынок новой продукции. 

      6. Чрезмерный спрос. Определяет ситуацию, при которой уровень спроса выше степени его удовлетворения. Если продукцию, пользующуюся чрезмерным спросом, производит предприятие-монополист, то для торгующей организации и конечного потребителя возможно нежелательное решение данной проблемы. Например, производитель не будет расширять производство с целью удовлетворить спрос, а путем повышения цен понизит его, что и произошло в нашей стране при переходе к рыночной экономике, хотя не только по этой причине. Отсутствие выигрыша для всех взаимодействующих сторон здесь очевидно, поскольку либо продукция монополиста из-за высокой цены перестанет пользоваться спросом, либо по той же причине ее производство станет привлекательным для других изготовителей. Тогда рынок станет насыщаться и спрос будет удовлетворен.

      Следовательно, предприятие, изготавливающее продукцию, пользующуюся чрезмерным спросом, должно скорректировать свою стратегию и выбрать один из путей: расширить производство и получить дополнительную прибыль или поднять цены и в итоге потесниться на рынке, потеряв потребителя. Первый путь требует дополнительных затрат на создание новых производственных мощностей, оплату рабочей силы и материальных ресурсов, которые необходимо просчитать, оценив их возможности и целесообразность. 

      7. Нерациональный спрос. Таким принято называть спрос на вредные для здоровья товары – алкогольные напитки, табачные изделия. В отличие от спроса других видов его регулирование сводится к ограничению использования продуктов данной группы. Для этого применяют предупредительные меры: разъяснение; запрет; ограничение объема продаж; введение возрастного предела права приобретения такой продукции; ограничение мест реализации; повышения размера цен и др.

      На  самом деле нерациональным может  стать спрос не только на табачные изделия и алкогольные напитки. При неправильном использовании могут нанести вред здоровью любые лекарственные средства, многие технические изделия, например компьютеры и компьютерные игры, микроволновые печи, наушники и др. Если целый день смотреть цветной телевизор, то это отрицательно отразится на здоровье человека, что и приведет к отказу от приобретения данного товара.

      Однако  подобным обстоятельством могут  воспользоваться конкуренты. Чтобы  не потерпеть убытка от их умелой антирекламы, производителям необходимо проанализировать качественные особенности своей продукции и, опередив конкурентов, провести разъяснительную работу о ее отличительных свойствах по сравнению с продукцией потребителей, в противном случае эта продукция рискует никогда не перейти в стадию зрелой, а затраты на ее разработку никогда не окупятся. 
 

      1.3  Закон спроса 

      Важнейшее свойство спроса заключается в обратной, или отрицательной, зависимости  между ценой продукции и спросом  на нее при неизменности всех прочих факторов. Эта зависимость называется законом спроса. [3 стр. 29]

      Закон спроса формально может быть изложен  следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой  товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. [4]

      В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, которая заключается  в том, что большие объемы конкретного  товара покупаются по более низкой цене, чем по более высокой. Подтверждением этого является кривая спроса. Во-вторых, подчинение потребления принципу убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетворены, третий еще менее полезен и т.д. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы при условии, что их цена снижается. В-третьих, действие закона спроса связано с эффектом дохода, выражающегося в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может приобрести больше данного товара. Напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса.

      С эффектом дохода связан эффект замещения: высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой аналогичных более дешевых товаров. [3 стр. 29]

      Как эффект дохода, так и эффект замещения  отчетливо проявляется в настоящее  время в нашей стране, хотя нередко  и в нетрадиционной форме. Например, более низкие цены на продукты питания и непродовольственные товары на оптовых рынках по сравнению с розничной торговлей вынуждают покупателя идти на оптовые рынки. В данном случае действуют одновременно оба эффекта, но эффект дохода – в традиционной форме, а эффект замещения проявляется относительно места приобретения товара. Это необходимо знать в первую очередь производителям продукции при определении сбытовой политики. В чистом виде эффект дохода в условиях инфляции проявляется нечасто, поскольку снижение цен в период сезонных распродаж и продаж товаров, утерявших свои первоначальные качества, перекрывается ростом цен. В большей мере в этот период экономического развития действует эффект замещения, вынуждающий покупателя приобретать долее дешевые, менее качественные товары,  что вызывает снижение качества жизни в целом.

Информация о работе Спрос и его закон. Изменение в спросе и его величины