Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:41, лекция
Социально-экономический анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.
По стадии исследования
По количеству участников
Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты, проверкой приемлемости вопросов, информационной ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.
Стандартизированное интервью по форме тождественно анкете, однако на содержание и форму вопросов существенно влияет специфика получения ответов - "лицом к лицу" с интервьюером. Анкетирование является менее дорогостоящим видом опроса, чем стандартизированное интервьюирование, но социолог вынужден прибегать к последнему в тех случаях, когда опросу придаётся большое значение и существует сомнение в том, что все вопросы будут правильно поняты (например, переписи населения в некоторых районах проводятся методом стандартизированного интервьюирования).
Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательности, формулировок, числа задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов.
Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.
Важно
выбрать удобное время и место
проведения анкетирования и
Этапы интервью:
Отличие
интервьюирования от других методов
сбора эмпирической социальной информации
- активное взаимное влияние интервьюера
и опрашиваемого - существенно уменьшает
достоверность результатов
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
Однако
и у этого метода есть свои недостатки.
Интервьюирование — сложный, трудоемкий
процесс, требующий от социолога
наивысшего профессионализма. Кроме
того, возможно искажение результатов
за счет взаимного, социально-психологического
влияния интервьюера и
9.Общая методика анализа рынка труда. Проблемные зоны анализа.
Общая методика анализа рынка труда:
В
целом, получение информации о явлениях
и процессах рынка труда
Эффективность
социологического исследования во многом
определяется от уровня планирования
и организацией его проведения. В
основе организации лежит система
регламентов, нормативов, инструкций,
определяющих порядок его проведения.
Поэтому, социологическое исследование
должно начинаться с составления
его программы.
10. Документарное обеспечение анализа. Программа исследования
Программа исследований - это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социологического исследования. Узловые элементы программы:
1. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. Для исследователя она выступает как состояние "незнания" определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.
В процессе формулировки проблемы исследования необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности – выдвижения проблем слишком широкого плана. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на "многопроблемный" социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.
2. Определение цели исследования. Социологические исследования обычно преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений. Результаты социологического исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе.
3. Определение объекта и предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, "объектом" исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.
Вместе
с тем причины возникновения
той или иной проблемы могут лежать
и за пределами объекта
Четкое
выделение объекта способствует
правильному определению "предмета"
исследования. Последний
4. Логический анализ основных понятий. Состоит из двух этапов:
а. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность.
б. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.
"Интерпретация" основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор первичной информации.
"Операционализация" – о чем следует собирать информацию. Нахождение "индикаторов" помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее сбору.
"Индикаторами"
в социологическом
Информация о работе Социально-экономический анализ рынка труда