Социально-экономический анализ рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:41, лекция

Описание работы

Социально-экономический анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.

Работа содержит 1 файл

соц-эк анализ рынка труда ответы.docx

— 153.93 Кб (Скачать)
y">     По  степени формализации

  • Стандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
  • Нестандартизированное. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
  • Полустандартизированное. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

     По  стадии исследования

  • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

     По  количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов

     Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты, проверкой приемлемости вопросов, информационной ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.

     Стандартизированное интервью по форме тождественно анкете, однако на содержание и форму вопросов существенно влияет специфика получения ответов - "лицом к лицу" с интервьюером. Анкетирование является менее дорогостоящим видом опроса, чем стандартизированное интервьюирование, но социолог вынужден прибегать к последнему в тех случаях, когда опросу придаётся большое значение и существует сомнение в том, что все вопросы будут правильно поняты (например, переписи населения в некоторых районах проводятся методом стандартизированного интервьюирования).

     Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательности, формулировок, числа задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов.

     Достоинством  стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

     Важно выбрать удобное время и место  проведения анкетирования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями  проведения опроса. К ним можно  отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т.п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать  не свое личное мнение, а прятать  его за наиболее распространенным. Важно также создать дружескую  атмосферу опроса. 

     Этапы интервью:

  • Этап подготовки к интервью. Разработка программы. Составление путеводителя. Техническое обеспечение ситуации интервьюирования.
  • Этап отбора респондентов. Определение формальных параметров выборки. Стратегии обоснования размера выборки. Виды респондентов (типичные представители, маргиналы, экстремальный тип, выдающиеся личности). Обоснование выбора определенного вида респондентов в качестве объектов анализа. Поиск доступа к конкретным лицам и установление контакта.
  • Этап организации интервью. Параметры рабочего договора о встрече (тема, время и длительность, место встречи, степень анонимности, диктофон).
  • Этап проведения интервью (инициирующий вопрос, основная часть, часть дополнительных вопросов, заключительная часть). Искусство и правила ведения беседы. Ведение заметок. Формулирование нарративных вопросов. Виды дополнительных вопросов.
  • Этап аналитического описания данных. Первичная обработка текстовых данных. Способы аналитического описания (плотное описание; открытое, осевое и выборочное кодирование).
  • Этап анализа данных и концептуализации. Метод классификации (категории и субкатегории). Метод аналитической индукции. Концепция качественного анализа «восхождение к теории». Способы теоретизирования (конструирующий метод, метод примеров, типологический анализ, др.).
  • Этап представления полученных данных в отчетном документе. Различные формы изложения результатов исследования.

     Отличие интервьюирования от других методов  сбора эмпирической социальной информации - активное взаимное влияние интервьюера  и опрашиваемого - существенно уменьшает  достоверность результатов интервьюирования по сравнению с анонимной анкетой. Нередко опрашиваемый руководствуется  при ответе своими предубеждениями (например, против возраста или внешности  интервьюера и т. д.). Поэтому интервьюирование является наиболее сложным методом  социального исследования и считается  скорее "искусством", чем стандартным  техническим приёмом.

     Преимущества  метода интервью перед  анкетированием заключаются  в следующем:

    • при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
    • этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;
    • опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

     Однако  и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога  наивысшего профессионализма. Кроме  того, возможно искажение результатов  за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.  

     9.Общая  методика анализа  рынка труда. Проблемные  зоны анализа.

     Общая методика анализа  рынка труда:

  1. Разработка методологии исследования
  2. Создание системы организации исследования
  3. Разработка и организация сбора информации
  4. Составление алгоритма обработки полученных данных и их систематизация
  5. Анализ систематизированных данных
  6. Разработка мероприятий, связанных с использованием результатов анализа

     В целом, получение информации о явлениях и процессах рынка труда базируется на социологических методах исследования, а обработка и интерпретация  результатов – на методах статистики.

     Эффективность социологического исследования во многом определяется от уровня планирования и организацией его проведения. В  основе организации лежит система  регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения. Поэтому, социологическое исследование должно начинаться с составления  его программы. 

     10. Документарное обеспечение  анализа. Программа  исследования

     Программа исследований - это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

     Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социологического исследования. Узловые элементы программы:

     1.  Формулировка и обоснование проблемы исследования. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. Для исследователя она выступает как состояние "незнания" определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.

     В процессе формулировки проблемы исследования необходимо стремиться к тому, чтобы  в ней получили как можно более  точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно  избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно  решенных. Следует опасаться и  другой крайности – выдвижения проблем  слишком широкого плана. Бывает, что  в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа  нацелена на "многопроблемный" социологический  анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

     2.  Определение цели исследования. Социологические исследования обычно  преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений. Результаты социологического исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе.

     3.  Определение объекта и предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, "объектом" исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.

     Вместе  с тем причины возникновения  той или иной проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к условному расширению его масштабов, позволяющему выявить  истинные причины возникновения  данной проблемы. (Пример: низкая активность на занятиях по какому-либо предмету. Здесь причиной может быть как незаинтересованное отношение самих учащихся к занятиям, так и формальная, шаблонная методика их проведения, низкая квалификация преподавателей. Поэтому выделяется два объекта исследования: основной – учащиеся, и дополнительный – педагоги).

     Четкое  выделение объекта способствует правильному определению "предмета" исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. (В вышеприведенном примере предметом исследования может выступать связь между эффективностью системы образования и теоретическим уровнем, методическим мастерством педагогов). Таким образом – предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании.

     4.  Логический анализ основных понятий. Состоит из двух этапов:

     а. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации  такого понятия, которое наиболее точно  и полно выражает его сущность.

     б. Выявление совокупности операциональных  понятий, на которые раскладывается основное понятие.

     "Интерпретация"  основного понятия позволяет  установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор первичной информации.

     "Операционализация"  – о чем следует собирать информацию. Нахождение "индикаторов" помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее сбору.

     "Индикаторами" в социологическом исследовании  называют разнообразные предметы, события, признаки явлений и  процессов, поведенческие акты, поступки, оценки и суждения людей, т.е.  – все факты, которые используются  для социологического измерения.  В то же время индикаторы  позволяют правильно сформулировать  вопросы для анкеты и других  видов инструментария, а также  определить структуру ответов  на них. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям, и образуют "шкалу измерения".(Пример: "образование" – операциональное понятие, "уровень образования" – объективный индикатор, его характеристики – начальное, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее и высшее. Они-то и становятся позициями шкалы измерения).

Информация о работе Социально-экономический анализ рынка труда