Социально-экономический анализ рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:41, лекция

Описание работы

Социально-экономический анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.

Работа содержит 1 файл

соц-эк анализ рынка труда ответы.docx

— 153.93 Кб (Скачать)

     Предназначение  анкеты:

  • Получение точной информацию от респондентов.
  • Анкеты структурируют интервью. В любом обследовании, в котором участвуют несколько человек, важно, чтобы респондентам одинаковым образом задавали одни и те же вопросы. Без этой структуры невозможно составить общую картину.
  • Анкеты служат стандартным бланком, на котором можно записать факты, комментарии и мнения. Запись интервью имеет большое значение, поскольку без этого мысли могут забываться или искажаться.
  • Анкеты облегчают обработку данных. Ответы фиксируются на каждой анкете в одних и тех же местах, с тем чтобы было легко подсчитать количество людей, давших иной ответ. Если бы не было анкеты, то в результате обща 50 чел. было бы получено 500 записок или свободно изложенных интервью, которые невозможно было бы обработать.

     Структура анкеты:

     Анкета  содержит следующие структурные  элементы: служебное поле, введение, тело анкеты и классификационная часть.

     Служебное поле. В нем указываются дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные.

     Данные  служебного поля могут использоваться для верификации работы интервьюера. Служебное поле — это обычно верхняя часть анкеты, предназначена для кодировки анкет и учета другой служебной информации.

     Введение. Введение служит связующим звеном между респондентом и интервьюером. Оно должно быть четким, простым, лаконичным. В нем указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчеркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее).

     Введение  должно занимать не более ¼  листа  формата А4 и содержать такие  элементы:

  • представление, в котором указывается, кто проводит данное исследование;
  • описание целей исследования. Приводится для того, чтобы респондент представил, какого рода вопросы ему будут заданы;
  • стимулирование ответов. Приводятся доводы того, как результаты исследования помогут респонденту в дальнейшем, подчеркивается его персональная значимость, а также есть указания на анонимность, призы, лотерею, раздачу бесплатных образцов. В связи с тем, что маркетинговые исследования выполняют роль своеобразной рекламы фирмы, то иногда они финансируются из рекламного бюджета компании;
  • образец заполнения анкеты. Процедура заполнения анкеты должна быть стандартной. Это позволяет уменьшить количество ошибок, связанных с заполнением и обработкой анкеты, упростить процесс кодировки и введения данных в ЭВМ.

     Тело  анкеты. В этой части раскрываются основные вопросы, на которые мы пытаемся поучить ответ в процессе исследования.

     Типы  вопросов

     Если  респондент может дать любой ответ  и сказанное будет записано дословно, то вопрос называется открытым.

     Второй  тип вопросов — это закрытый вопрос, или вопрос с подсказкой. Здесь  ответы предугаданы.

     Их  зачитывают или показывают на карточке, а респондентов просят выбрать вариант  ответа, который ближе всего отражает его собственный. Заранее определенные ответы вырабатываются на основе здравого смысла, в результате ранее проведенного качественного или пилотного исследования.

     В общем случае, в анкетах для  конечных потребителей 2/3 вопросов должно быть закрытыми, а 1/3 — открытыми. Для экспертных интервью наоборот.

     Исследователи должны обращать внимание на формулировку вопросов:

  • Вопросы должны быть понятными, простыми, исключающими возможность двойного толкования.
  • Важен также и порядок вопросов. Первый вопрос должен по возможности заинтересовать респондента, а трудные и личные вопросы лучше оставить напоследок. В противном случае человек может сразу же занять оборонительную позицию.
  • Вопросы должны быть организованы в логическом порядке.
 

     7. Составление выборки  при проведении  исследований. Виды  и понятие выборки.  Репрезентативность  выборки. Надежность  исследования.

     Весь  изучаемый социальный массив называют генеральной совокупностью.

     Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.

     Генеральная и выборочная совокупности должны сопоставляться по некоторым важным признакам, которые легко проверяются статистическими методами. Если они совпадают, то выборка называется представительной, или репрезентативной. Понятно и то, что, чем больше размер выборки, тем больше и достоверность. Прежде всего, надо уяснить, какие из имеющихся сведений о характеристике генеральной совокупности, объекте исследования существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. Пол и возраст замыкают на себе многие показатели семейного состояния: возраст, к примеру, указывает на жизненный опыт, профессиональный стаж. Пространственная локализация (по территории, по месту работы) важна с точки зрения адресности выводов и рекомендаций, которые должны быть привязаны к административным или производственным показателям. При сочетании этих трех параметров: половозрастной структуры, социального состава и пространственной локализации - можно быть уверенным, что выборка будет представительной для изучения многих социальных проблем. Понятно, что это правило имеет исключения в зависимости от конкретных условий и особых целей исследования.

     Иногда  требуется повышенная надежность, например, в экономических и демографических  исследованиях, при переписях населения. Здесь даже несущественные отклонения в конечном счете могут давать большие ошибки. Отклонение выборки  от известных показателей генеральной  совокупности считается в процентах. Повышенная надежность (репрезентативность) выборки допускает ошибку до 3 процентов, обыкновенная - от 3 до 10 процентов, приближенная - от 10 до 20 процентов, ориентировочная - от 20 до 40 процентов и прикидочная - более 40 процентов.  

     При следует иметь в виду, что при  изучении определенной группы населения, например, ветеранов, репрезентативная выборка заменяется целевой. Она, будучи представительной в отношении цели исследования, может и не быть репрезентативной ко всей генеральной совокупности, например, население города.

     Существуют  специальные формулы для определения  размера выборки. В их основе: заданная точность исследования, разброс признака и допустимая ошибка репрезентативности. Но это для специального исследования. Начинающие социологи делают проще: берут вопрос, возможные варианты ответа, умножают на десять, прибавляют на ремонт выборки и получают минимальное  число возможной выборки: больше - можно, меньше - нельзя. Простой обсчет, двухмерное распределение, трехмерное распределение. По каждому интересующему  нас варианту ответа, группе людей  должно быть не меньше 10 ответов. Если меньше, то говорить о точности не приходится.

     Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой программы исследования. Именно программа задает образ необходимой  генеральной совокупности для формирования выборки: будет ли это все население  страны, региона, города или его отдельные  группы.

     Очень важно при формировании выборки  обеспечить равномерный отбор из всей генеральной совокупности. При  небольших по численности генеральных  совокупностях применяют случайные  выборки. Их можно использовать, когда  известны основные параметры генеральной  совокупности.

     Объективную гарантию репрезентативности полученной выборки дает использование соответствующих научно обоснованных способов отбора единиц выборочной совокупности:

а) выборка из генеральной совокупности должна быть проведена случайная, то есть каждая ее единица должна иметь такую же вероятность попасть в выборку, как и остальные (так, например, отобранные наилучшие или наихудшие единицы не отображают 
действительное распределение признака в генеральной совокупности);

б) выборка должна быть осуществлена из однородной совокупности, так как при других обстоятельствах результаты выборки будут не точными и не могут в полной мере представлять генеральную совокупность.

     При создании случайной выборки возможны два подхода:

  1. отбор при жеребьевке предварительно занумерованных 
    единиц генеральной совокупности;
  2. использование таблиц случайных чисел.

     В первом подходе  различают два принципиально разных способа формирования выборочной совокупности:

а) повторная выборка, когда отобранная из генеральной совокупности занумерованная единица фиксируется и снова возвращается на свое место, после чего пачка номеров единиц генеральной совокупности тщательным образом перемешивается; этот способ 
отбора на практике является ограниченным из-за нецелесообразности, а иногда и невозможности повторного обследования;

б) бесповторная выборка, когда отобранный из пачки номер единицы генеральной совокупности откладывается в сторону и не возвращается обратно в пачку; этот способ отбора характеризуется повышенной степенью точности, надежности выборки и чаще всего используется на практике.

     При втором подходе из таблицы случайных чисел; отбирают/7 чисел из любой строки или столбца таблицы, количество которых не превышает Н чисел генеральной совокупности; потом отбирают любым способом те единицы предварительно занумерованной совокупности из п чисел, которые отвечают отобранным числам таблицы, что и составляет выборочную совокупность.

     В статистической практике различают  такие разновидности выборки:

По  способу организации используют следующие виды выборки:

  1. простая случайная выборка – отбор единиц осуществляется из всей массы единиц генеральной совокупности без предварительного распределения ее на любые группы и единицы отбора совпадают с единицами наблюдения.
  2. механическая выборка – выборка. При которой генеральная совокупность объемов N единиц, расположенных в определенном порядке (по увеличению или уменьшению, по алфавиту, географическому положению и т.п.) разделяется на n равных частей, и из каждой части обследуется одна единица. Отношение N/n называется интервалом выборки. За начало отсчета при обследовании генеральной совокупности принимают или начальную единицу , определенную случайным отбором (при неблагоприятном размещении единиц генеральной совокупности) или середину первого интервала (если единицы в списке размещены по определенному признаку – увеличению или уменьшению).
  3. районированная (типическая) выборка – способ отбора, который осуществляется на основе распределения количества отобранных единиц n между районами (группами), которые присутствуют в генеральной совокупности. В качестве районов, в зависимости от характера генеральной совокупности могут быть приняты территориальные области, отрасли производства, отдельные предприятия, социальные группы населения и т.п.
  4. серийная выборка – отбору подлежат отдельные серии (группы. гнезда) единиц генеральной совокупности. На практике часто встречается отбор с равными сериями. В отобранных сериях методом случайного бесповторного или механического отбора проводят сплошное наблюдение всех единиц, которые вошли в них.
  5. ступенчатая выборка. Многоступенчатая выборка предполагает извлечение из генеральной совокупности сначала укрупненных групп единиц, затем групп, меньших по объему, и так до тех пор, пока не будут отобраны те группы (серии) или отдельные единицы, которые будут подвергнуты наблюдению. Выборка может быть двухступенчатой, когда генеральная совокупность разбивается на группы и производится отбор групп, а затем внутри групп — отбор единиц наблюдения. На обеих ступенях отбор может вестись в случайном порядке. В отличие от типического отбора, где отбор производится из всех без исключения групп, при многоступенчатом отборе производится отбор самих групп, и, следовательно, не все они попадают в выборку.

     По  степени охватывания единиц обследуемой совокупности выборки бывают:

  1. большие (при п = 30);
  2. малые (при п < 30).

     Ошибки  выборочного наблюдения

     При правильном проведении выборочного  наблюдения характеристики выборки близки к соответствующим характеристикам генеральной совокупности, но все же они не совпадают. Объясняется это наличием ошибок выборки.

     Ошибками  выборки называются некоторые расхождения характеристик генеральной и выборочной совокупности. Они включают ошибки регистрации и репрезентативности.

     Ошибками  регистрации называют такие, которые возникают в результате получения неточных или неверных сведений от отдельных единиц совокупности из-за несовершенства измерительных приборов, недостаточной квалификации наблюдателя, недостаточной точности расчета и т. п. Эти ошибки должны быть исключены или сведены к минимуму.

     Ошибки  репрезентативности разделяют на систематические и случайные. Систематические ошибки репрезентативности возникают в результате особенностей принятой системы накопления и обработки данных наблюдения или из условий несоблюдения правил отбора в выборочную совокупность. Такие ошибки также должны быть исключены. Случайные ошибки {репрезентативности возникают прежде всего из-за того, что выборочная совокупность при ее малом объеме не всегда точно воспроизводит характеристики генеральной совокупности. Поэтому этот вид ошибок выборки является основным, и задание выборочного метода заключается в получении таких выборочных характеристик, которые бы как можно точнее воспроизводили характеристики генеральной совокупности, то есть давали наименьшие ошибки репрезентативности. 

     8. Интервьюирование  как метод сбора  информации: виды, особенности,  достоинства и  недостатки.

     Интервьюирование - метод сбора информации, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

     Наиболее  часто применяется в двух случаях: при составлении программы организационно-психологического исследования и при отборе кадров. Направление интервью задается изучаемой  проблемой, а также целями исследования.

Информация о работе Социально-экономический анализ рынка труда