Социально-экономический анализ рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:41, лекция

Описание работы

Социально-экономический анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.

Работа содержит 1 файл

соц-эк анализ рынка труда ответы.docx

— 153.93 Кб (Скачать)

б) определение количества груш и величины интервала;

в) установление перечня показателей, которыми должны характеризоваться выделенные группы относительно конкретной группировки;

г) составление макетов таблиц, где будут представлены результаты группировки;

д) вычисление абсолютных, относительных и средних показателей;

ж) табличное  и графическое оформление результатов  группировки.

     Принципиальное  значение при выбор группировочного признака, на основе которого выделяют разные типы, группы и подгруппы. В качестве группировочного принимают наиболее существенные признаки. Грунпировочным признаком может быть атрибутивный (качественный) или количественный признак.

     Если  группировка осуществляется по атрибутивному  признаку, то выделяют столько групп, сколько имеется наименований признака.

     При составлении группировок на основе количественных признаков (дискретных или непрерывных) определяют количество групп и интервалы группировки.

     Для определения количества групп необходимо придерживаться двух важных условий построения группировок: 1) выделенные группы должны отличаться качественной однородностью; 2) количество единиц в каждой Труппе должно быть достаточно большим, что отвечает требованию закона больших чисел. В массовой совокупности оптимальное количество групп с равными интервалами приблизительно можно определить по формуле американского ученого Стерджеса:

     m = 1+3,322Lg n, 

     где     m- количество> групп; п- объем совокупности.

     Формула Стерджеса может быть использована при условии, что распределение единиц совокупности за данным признаком приближается к нормальному закону распределения.

     Интервалы, то есть промежуток между значениями признака в группе единиц, бывают равные, неравные, открытые и закрытые. Выбор вида интервала завидит от характера распределения единиц исследуемой совокупности.

     Равные  интервалы используют в случаях, когда значения варьируемого признака х изменяются плавно, постепенно, равномерно. Ширина интервала А определяется по формуле:

     h= (xmax-xmin)/m

     где xmax и xmin - наибольшее и наименьшее значение признака в совокупности. 

     Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. 

     Основные  задачи факторного анализа.

  1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.
  2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

     Корреляционный  анализ (correlation analysis) [лат. correlatio — соотношение ] - раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования корреляционной связи между двумя и более случайными признаками или факторами.

     Цель  корреляционного анализа — обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью  другой переменной. В случаях, когда  возможно достижение цели, говорят, что  переменные коррелируют. В самом  общем виде принятие гипотезы о наличии  корреляции означает что изменение  значения переменной X, произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения Y.

     Регрессионный анализСтатистический метод установления зависимости между независимыми и зависимыми переменными. Регрессионный анализ на основе построенного уравнения регрессии определяет вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимой переменной величины. В маркетинге часто используется для прогнозирования спроса.

     Дисперсионный анализ. С помощью дисперсионного анализа исследуют влияние одной или несколько независимых переменных на одну зависимую переменную или на несколько зависимых переменных. Метод статистического анализа, позволяющий определить достоверность гипотезы о различиях в средних значениях на основании сравнения дисперсий (отклонений) распределений (например, можно проверить гипотезу о различиях двух групп потребителей, выделенных при помощи кластеризации). В отличие от корреляционного анализа дисперсионный анализ не дает возможности оценить тесноту связи между переменными.

     Ранжирование — расстановка элементов системы по рангу, по признакам значимости, масштабности; установление порядка расположения, места лиц, проблем, целей и задач в зависимости от их важности, весомости.

     Ранжированный ряд - это распределение отдельных единиц совокупности в порядке возрастания или убывания исследуемого признака. Ранжирование позволяет легко разделить количественные данные по группам, сразу обнаружить наименьшее и наибольшее значения признака, выделить значения, которые чаще всего повторяются.

     Шкалирование (от анг. scaling — определение масштаба, единицы измерения) — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В социальных науках (антропологии, социологии, психологии и др.) Ш. является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых с помощью наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов, тестирования. Большинство социальных и психологических объектов не могут быть строго фиксированы относительно места и времени своего существования и потому не поддаются прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, которая могла бы соотноситься с эмпирическими данными такого рода. Различные методы Ш. и представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную. Общий процесс Ш. состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы и включает в себя два этапа. На этапе сбора данных, от методов которого зависит вид социально-психологической информации, осуществляется создание эмпирической системы исследуемых объектов и фиксирование типа отношений между ними. На этапе анализа данных, от методов которого зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначают также как выбор и реализацию метода Ш. Существует два типа задач, решаемых с помощью методов Ш.: а) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; б) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к какому-либо социально-психологическому явлению. В первом случае отображение осуществляется с помощью шкалы оценок, во втором — шкалы установок.

     Индекс — это относительная величина сравнения, которая характеризует изменение социально-экономических явлений и процессов во времени, в пространстве или по сравнению с планом (нормой, стандартом). Формой выражения индексов являются коэффициенты или проценты. Особенностью индексов является то, что в отличие от других относительных величин индексы характеризуют сложение явления, элементы которых не подлежат суммированию. Например, для товаров с разными потребительскими свойствами: молока — в литрах, мяса — в центнерах и т. п. Кроме того, индексы всегда характеризуют соотношение одноименных: понятий—цен, себестоимости, производительности труда и др., что отражается в названии индексов.

     Посредством индексов решают такие основные задачи:

  1. характеристика общего изменения сложного экономического явления в динамике, территориальном сравнении, сопоставлении с нормативами, планами, прогнозами (например, изменение стоимости произведенной продукции, расходов на производство, себестоимости, производительности труда; сравнение потребления продуктов питания на душу населения и т. п.);
  2. выявление у показателя сложного явления влияния отдельных факторов на результативный показатель  (например, влияние изменения уровня цен и изменения количества проданных товаров на объем товарооборота; выявление влияния на рост выпуска продукции увеличения численности рабочих, с одной стороны, и увеличения производительности труда ~~ с другой стороны);
  3. изучение динамики средних величин и оценка влияния структурных сдвигов на изменение средней величины (например, оценка средней себестоимости по группе предприми с разным уровнем себестоимости при выпуске однородной продукции).

     Методология построения и использования индексов в статистико-экономическом анализе называется индексным методом.

     Важной  особенностью индексов является то, что  им присущи синтетические и аналитические свойства. Синтетические свойства индексов заключаются в том, что с их помощью осуществляется соединение (агрегирование) в единое целое разнородных единиц статистической совокупности. Аналитические свойства индексов проявляются в том, что посредством индексного метода выявляется влияние отдельных факторов на изменение исследуемого показателя. 

     6. Анкетирование как  метод сбора информации. Структура, форма,  правила составления  и обработки анкет 

     Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.

     В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

     Сплошное  анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

     В зависимости от способа общения  исследователя с респондентом различают  личное и заочное анкетирование. 

     Личное  анкетирование предусматривает  непосредственный контакт исследователя  с респондентом, когда анкета заполняется  в его присутствии. Этот способ анкетирования  имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет  и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос  может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование  характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.

     По  способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование.  Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.

     Анкета — это структурированная последовательность вопросов, составленных таким образом, чтобы выяснить факты или отношение, являющаяся инструментом для фиксирования данных.

Информация о работе Социально-экономический анализ рынка труда