Социально-экономический анализ рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:41, лекция

Описание работы

Социально-экономический анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.

Работа содержит 1 файл

соц-эк анализ рынка труда ответы.docx

— 153.93 Кб (Скачать)
  1. Социально-экономический  анализ рынка труда: понятие и значение, виды анализа

     Изучение  явлений общественной жизни в  первую очередь связано с анализом. В узком смысле анализ – это метод познания, предполагающий расчленение сложного понятия, явления на простые элементы для изучения их как частей целого. Вместе с тем, возникает необходимость изучить не только сущность этих элементов, но и их взаимосвязь, зависимость. Таким образом, в широком смысле, анализ – это способ познания явлений окружающей действительности, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их взаимосвязей.

     Социально-экономический  анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.

     Можно выделить различные виды анализа рынка труда:

  • по уровню методологии (теоретический и прикладной анализ);
  • по степени охвата исследуемых проблем (комплексный и секторальный анализ);
  • по объекту исследования;
  • по временной направленности;
  • по степени охвата административно-территориальных образований.
 
  1. Объект  и предмет социально-экономического анализа рынка  труда. Методологические принципы

     Эффективность любого вида анализа обеспечивается соблюдением ряда методологических принципов (комплексность, системность, объективность, конкретность, точность и др.). 

  1. Классификация методов научного исследования

     Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности, исследования предмета науки. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

     В зависимости от сферы применения и степени общности различают  методы всеобщие (философские), общенаучные, частные или специальные.

  1. Всеобщие, философские методы – единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

     Формальная  логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы (Аристотель). Простейшими категориями формальной логики являются понятие (фикирует мысль о предмете), суждение (мысль, в кот. утверждается или отрицается что-либо о чем-либо), умозаключение.

     Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого развития ( Кант, Гегель, Маркс).

2. Общенаучные методы применяются в различных областях знаний и социальной практики. В отличие от всеобщего метода они определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а некоторые их аспекты.

     Общелогические  методы исследования

№ п/п Название метода Содержание  метода
1 Анализ Расчленение, разложение объекта исследования на составные  части. Разновидностями анализа  являются классификация и периодизация.
2 Синтез Соединение  отдельных сторон, частей объекта  исследования в единое целое.
3 Индукция Движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев  к общему положению. Индуктивные  умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для  установления причинных связей между  явлениями, деянием и на-ступившими последствиями
4 Дедукция Выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих  утверждений к утверждениям об отдельных  предметах или явлениях. Посредством  дедуктивных умозаключений «выводят»  определенную мысль из других мыслей
5 Аналогия Способ получения  знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют  сходство с другими; рассуждение, в  котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

     Методы  теоретического уровня

№ п/п Название метода Содержание  метода
1 Аксиоматический метод Способ исследования, который состоит в том, что  некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств  и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные  знания
2 Гипотетический  метод Способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая  вызывает данное следствие, или о  существовании некоторого явления  или предмета.

Разновидностью  этого метода является гипотетико-дедуктивный  способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения  об эмпирических фактах.

3 Формализация Отображение явления  или предмета в знаковой форме  какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем  операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При  формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами).

Формализация  является основой для алгоритмизации и программирования

4 Абстрагирование Мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений  изучаемого предмета и выделение  интересующих исследователя свойств  и отношений. Обычно при абстрагировании  второстепенные свойства и связи  исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
5 Обобщение Установление  общих свойств и отношений  предметов и явлений; определение  общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
6 Исторический  метод Заключается в  выявлении исторических фактов и  на этой основе в таком мысленном  воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической  последовательности
7 Системный метод Заключается в  исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных  объектов), связей её компонентов и  их связей с внешней средой. При  этом выясняется, что эти взаимосвязи  и взаимодействия приводят к возникновению  новых свойств системы, которые  отсутствуют у составляющих её объектов

     Методы  эмпирического уровня

     № п/п Название метода Содержание  метода
     1 Наблюдение Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений  при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и  отношениях предметов и явлений. Применяется, например, для сбора  социологической информации в области  права. Если наблюдение проводилось  в естественной обстановке, то его  называют полевым, а если условия  окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет  считаться лабораторным
     2 Описание Фиксация признаков  исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно  воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь  отмечает признаки объекта, которые  воспринимались другими лицами
     3 Счет Определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих  их свойства

Например, юридическая статистика изучает  количественную сторону массовых и  других юридически значимых явлений  и процессов, т.е. их величину, степень  распространенности, соотношение отдельных  составных частей, изменение во времени  и пространстве.

     4 Измерение Определение численного значения некоторой величины путем  сравнения её с эталоном.
     5 Сравнение Сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между  ними или нахождение в них общего. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким путем можно решить практические задачи совершенствования государственных институтов
     6 Эксперимент Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты  могут быть классифицированы по различным  основаниям: по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -обычные (экспериментальные средства непосредственно  взаимодействуют с исследуемым  объектом) и модельные (модель замещает объект исследования).

     7 Моделирование Получение знаний об объекте исследования с помощью  его заменителей - аналога, модели. Под  моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся  на этот объект.
 

3. Частные (специальные)  методы.

     Методы  социологических исследований включают: методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, экспертные методы, тестирование и  др.), методы обработки и анализа  данных (факторный анализ, включая  корреляционный и регрессионный  анализ, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.), методы построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.) 

     4. Методы сбора информации (опрос,  анализ документов, метод экспертных  оценок): применимость, достоинства, недостатки.

     1. Опрос – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. 

     Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то из проводящих опрос. Эти способы являются составной частью опроса как более общего метода. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами.

     Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие  отчеты (behavioral reports) респондентов. В  разряд фактов входят те биографические сведения о респонденте (возраст, род занятий, место рождения, первое политическое увлечение), которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения респондента об окружающем мире, т. е. то, что он знает или ему кажется, что он знает (например, фамилии должностных лиц или же сведения о политике федерального правительства в отношении торговли с Кубой). В разряд мнений входят суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. На выявление мнений нацелены, например, такие вопросы, как:“Вы за или против легализации торговли наркотиками?”, “Кого бы Вы хотели видеть победившим на предстоящих местных выборах?”. К отношениям можно причислить сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений и идей. Когда мы пытаемся выяснить, в какой мере население одобряет экономическую политику правительства, то при этом имеем дело с отношениями, на которых зачастую основываются определенные мнения. Поведенческие отчеты – это утверждения респондентов о том, как они поступают в том или ином случае (как голосуют, читают газетные передовицы, участвуют в деятельности какой-либо политической организации и т. п.).

     При опросе средством операционализации  понятий служат вопросы, а наблюдение состоит в фиксировании ответов респондентов на эти вопросы. Поэтому этот метод особенно подходит для тех исследований, в которых единицами анализа являются индивиды и основные используемые понятия также связаны с индивидами. Если же внимание исследователя сфокусировано на мнениях, отношениях или знаниях индивидов, то в этом случае выборочный опрос может оказаться самым оптимальным способом сбора данных. Однако это очень долгий и дорогостоящий метод. Исследователю следует учитывать, что обеспечить адекватное финансирование крупного проекта может быть очень трудно, поэтому, прежде чем приступать к выборочному опросу, надо проверить, нет ли другого, более дешевого способа получения необходимой для целей данного исследования информации.

     Достоинство этого метода состоит прежде всего в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.

     Опросы  практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма  нуждается в информации о знаниях, убеждениях .и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п.

     Этим, прежде всего, объясняется широкое  применение при проведении маркетинговых  исследований этого метода. К недостаткам  этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а  также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное  неправильными или искаженными  ответами.

     Содержание  следующей процедуры зависит  от выбранного исследователями метода сбора данных и орудия исследования.

     Так, если в качестве метода выбран эксперимент, то исследователи должны провести его  тщательную подготовку, включая определение  места или мест его проведения, длительности проведения, состава факторов, маркетинга и их значений, которые  должны поддерживаться неизменными  или меняться строго определенным образом  на протяжении всего эксперимента.

     Подготовка  наблюдения предусматривает определение  мест наблюдения, его длительности, мер обеспечения скрытности, подробный  инструктаж наблюдателей по вопросам истолкования возможных различных  вариантов поведения исследуемых  объектов.

Информация о работе Социально-экономический анализ рынка труда