Социально-экономический анализ рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:41, лекция

Описание работы

Социально-экономический анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.

Работа содержит 1 файл

соц-эк анализ рынка труда ответы.docx

— 153.93 Кб (Скачать)

     Подготовка  проведения сбора информации методом  имитации состоит прежде всего в  разработке модели функционирования объекта  и проверке ее адекватности.

     Подготовка  проведения сбора информации с помощью  опроса предусматривает решение  следующих задач:

  • выбор способа связи с аудиторией;
  • подготовка анкеты;
  • проведение тестирования и доработка анкеты.
 

  Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками.

     Телефонный  опрос. Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса, а также возможность а отличие от опроса по почте, разъяснить задаваемый вопрос.

     К недостаткам этого метода относятся:

возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки; относительно высокая вероятность получения отказа от ответов (по сравнению с личным интервью), особенно на вопросы личного характера, а также в связи с необходимостью уточнения в ряде случаев личности опрашиваемого уже в начале беседы; вынужденная краткость беседы, обусловленная занятостью опрашиваемого, ожиданием им телефонного звонка, потребностями в использовании телефона другими его пользователями, нерасположенностью опрашиваемого к продолжительным телефонным разговорам и другими причинами.

     Опрос по почте. Достоинство опроса по почте, т.е. производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит в устранении всякого влияния интервьюера, в обеспечении наилучших предпосылок для ответов на вопросы личного характера, а также в относительной дешевизне охвата географически рассредоточенной аудитории. К недостаткам этого способа относятся: низкая оперативность, возможность не возврата значительной доли разосланных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность самоотбора опрашиваемых; отсутствие возможности разъяснить вопрос, что требует от исследователя ограничиться лишь простыми и четко сформулированными вопросами: возможность ответа на вопросы не тех лиц, к которым они адресованы. 

     Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования, поскольку позволяет избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по почте и телефону.

     К достоинствам этого способа относятся: относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров; относительно высокая точность обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью и способностью опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы; возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

     Основным  недостатком личного опроса является относительно большие организационные  усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность  оказания интервьюером вольного или  невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.

     Анализ  рассмотренных выше достоинств и  недостатков различных способов связи с аудиторией, с одной  стороны, а также особенностей аудитории, содержания опроса и возможностей исследователей, с другой стороны, позволяет выбрать  наиболее рациональный способ связи  с аудиторией при проведении опроса. Решение этой задачи позволяет исследователям приступить непосредственно к разработке анкеты, представляющей собой перечень вопросов, на которые опрашиваемому  предстоит дать ответы. 

     2. Анализ документов. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора и анализа первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

     Виды  документов:

  • по статусу документы различают на официальные и неофициальные;
  • по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические;
  • по своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.
  • по степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные.

     Принципиальное  значение для исследователя имеют официальные документы, которые отражают общественные, социальные и экономические связи в обществе. Все эти документы составляются и утверждаются государственными или иными органами, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства.

     Большое значение имеет изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинные социально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе.

     Личные - документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи.

     Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

     Следует выделить ещё одно основание для  типологии документов – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы “целевые”, то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе относятся те документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование.

     Информацию, содержащуюся в документах, принято  разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.

     Критерии  отбора документов для  изучения

     Самостоятельные этапы анализа документов – отбор  источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу  материалов. Основой для этого  служит программа исследований.

     В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является “внешнее”  и “внутреннее” исследование документов.

     Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

     Виды  анализа документов

     Во  всём многообразии исследовательских  приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его  называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контр-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются  во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему.

     Качественный  анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный  метод особое значение он приобретает  при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому  нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается  в углублённом логическом исследовании содержания документов. Традиционный (классический) анализ документов в  отличие от простого ознакомления с  ними или прочтения для приобретения нового знания - это именно метод  исследования, которое, как всякое научное  исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности  приводимых сведений. Это интеллектуальный анализ, при котором исчерпывается  все содержимое документа.

     Стремление  в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом  изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование  современной вычислительной техники  при обработке содержания текстов  привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов. При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом. Количественный анализ уместен если:

     а) требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных

     б) достаточно много материала, чтобы  оправдать усилия по его обработке, и он репрезентирует области изучения

     в) материала настолько много, что  нельзя обойтись без суммарных оценок

     г) изучаемые начальные характеристики появляются с достаточной частотой

     Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.

     Плодотворным  оказывается при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть ряд субъектов и отношения между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют её субъекты, цели и мотивы поступков, совершаемых ими; обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность – это тоже вид деятельности); объект её направления. 

     3. Метод экспертных  оценок — метод анализа и оценки экономических процессов, выработки управленческих решений на основе мнения квалифицированных экспертов. Включает генерацию идей в процессе обсуждения, проводимого группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок.

     Мeтoды экcпepтныx oцeнoк мoжнo paздeлить нa двe гpyппы: мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй гpyппы  и мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнeния  члeнoв экcпepтнoй гpyппы.

     Мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй  гpyппы пpeдпoлaгaют пoлyчeниe oбщeгo мнeния в xoдe coвмecтнoгo oбcyждeния peшaeмoй пpoблeмы. Инoгдa эти мeтoды нaзывaют мeтoдaми пpямoгo пoлyчeния кoллeктивнoгo мнeния. Оcнoвнoe пpeимyщecтвo этиx мeтoдoв зaключaeтcя в вoзмoжнocти paзнocтopoннeгo aнaлизa пpoблeм. Нeдocтaткaми мeтoдoв являeтcя cлoжнocть пpoцeдypы пoлyчeния инфopмaции, cлoжнocть фopмиpoвaния гpyппoвoгo мнeния пo индивидyaльным cyждeниям экcпepтoв, вoзмoжнocть дaвлeния aвтopитeтoв в гpyппe.

     Мeтoды кoллeктивнoй paбoты включaют мeтoды "мoзгoвoй aтaки", "cцeнapиeв", "дeлoвыx игp", "coвeщaний" и "cyдa".

     Мeтoд "мoзгoвoй aтaки". Мeтoды этoгo типa извecтны тaкжe пoд нaзвaниeм кoллeктивнoй гeнepaции идeй, мoзгoвoгo штypмa, диcкyccиoнныx мeтoдoв. Вce эти мeтoды ocнoвaны нa cвoбoднoм выдвижeнии идeй, нaпpaвлeнныx нa peшeниe пpoблeмы. Зaтeм из этиx идeй oтбиpaютcя нaибoлee цeнныe.

Информация о работе Социально-экономический анализ рынка труда