Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение целей и основных направлений социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия социальной политики;
- изучить принципы, формы и механизмы ее реализации;
- изучить модели социальной политики;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 115.87 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная защита населения

Социальная зашита населения  представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом  и его звеньями, по обеспечению  устойчивости общественно нормального  материального и социального положения граждан [19, с.105].

В социальной защите человек  нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может  обеспечить себе основных жизненных  потребностей. Наиболее социально незащищенными, как показал анализ величин доходов  и уровня жизни различных социально-демографических  групп населения, являются:

  • многодетные и неполные семьи;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;
  • одинокие пенсионеры и инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • дети из неполных и многодетных семей;
  • безработные.

Объектами социальной защиты выступают:

а) уровень потребления  материальных благ (доходы);

б) минимальный  уровень охраны здоровья и медицинской  помощи, получения образования;

в) жилищные условия.

Функционирование  системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Социальная  защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных  социальных гарантий.

Социальное  обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Социальное  страхование — это основное направление  социальной защиты, предназначенное  для материального обеспечения  населения в случае наступления социальных рисков.

Социальный риск — наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.

Хотим мы этого  или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии  избежать социального риска. Более  того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые  из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход  на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

в) пособия по безработице.

Социальное  страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального  страхования служат:

а) страховые  взносы застрахованных;

б) страховые  взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная  помощь — оказание адресной поддержки  гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная  помощь предоставляется в виде льгот  и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие  от социального страхования, которое  сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии — важный компонент современной  социальной защиты. Предполагается обеспечение  равного доступа всех граждан  к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная  поддержка включает наличие соответствующих  гарантий, которые выступают как  обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

Выполняя данную социальную функцию, государство:

а) законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;

б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);

в) устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий [11, с. 185].

Для осуществления политики социальной защиты создается система  социальной зашиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание  жизнедеятельности тех групп  населения и тех граждан, которые  оказываются в ситуациях социального  риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Главными принципами, которые  лежат в основе политики социальной защиты, являются:

  • гуманность;
  • дифференцированный подход к социально-демографическим слоям или группам населения;
  • адресность защиты;
  • гибкость системы;
  • интеграция различных частей в единую систему;
  • надежность ресурсного обеспечения проводимых мер [12, с.183].

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны, Это  обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют  себя.

Основными методами, используемыми  для социальной защиты, являются социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных  либо льготных условиях при трудном  материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и  т. д.), социальное страхование как  система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного  или добровольного порядка и  в зависимости от их размера и  социальная поддержка — это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др. [16, с. 210].

Для стран с социально  ориентированной экономикой рыночного  типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степени  проявляется в системе социальной защиты — в ее адрестности, гибкости и надежности, т. е. в том ощущении защищенности, которое она создает  для человека в современном, полном рисков обществе.

Впервые понятие социальная защита было введено в 1995 году в Конвенции  международной организации труда №102 [18, с. 5].

Модель социальной политики – это теоретическое обоснование  ее целей, приоритетов, структуры (направлений  и элементов) и индикаторов (показателей), средств достижения целей и оценка эффективности (результативности) [17, с. 7].

В мире сложилось две основные модели социальной защиты.

  1. Социал-демократическая модель с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления (Швеция, Австрия).
  2. Либеральная модель, предполагающая частичную собственность, поощрение предпринимательства, приоритет госрегулирования макропроцессов, государственную поддержку малообеспеченных слоев населения за счет частичного перераспределения национального дохода, значительную дифференциацию доходов, субсидиарный (разделительный) принцип социальной политики (США, Англия).

Изучение социально ориентированных  хозяйств в разных странах позволяет  отметить ряд общих элементов, характерных  для любых моделей и предопределяющих их социальную ориентированность

Таким образом, каждое государство независимо от степени  социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального  функционирования общества и недопущения  социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются  за счет бюджета государства, также  в предусмотренных законодательством  случаях в момент наступления  форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании проведенной  работы можно сделать следующие  выводы.

1) Социальная политика  представляет собой систему мер,  направленных на достижение социальных  целей и результатов, связанных  с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения  и обеспечением социально-политической  стабильности, социального партнерства  в обществе. Основными функциями  социальной политики являются  стимулирующая, стабилизирующая  и др. Социальная политика любого  государства должна руководствоваться  следующими принципами: принципом  индивидуальной социальной ответственности, солидарности, социальной компенсации, социальных гарантий, ресурсного обеспечения.

2) Социальная политика  государства состоит из множества  направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. К ним относят также социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику. Все направления социальной политики взаимосвязаны, поэтому необходимо проводить сбалансированную социальную политику.

Задачи социальной политики: стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности, сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем приведения антиинфляционных мер и индексации доходов, развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура и искусство).

Формами социальной защиты являются: 1) система социального страхования; 2) система пенсионного обеспечения; 3) система выплаты пособий и  компенсаций; 4) система социального  обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных  граждан.

Существуют различные  классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство  из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.

Англосаксонская модель. В ней предусматривается средний уровень перераспределения налогов через бюджет на социальные цели и преобладания негосударственных (частных и общественный) социальных учреждений.

Континентальная модель. Она предусматривает высокие объемы перераспределения ВВП, финансирование социальных услуг за счет высоких налогов и страховых взносов, получаемых с предпринимателей, наличие развитых институтов социального партнерства

Скандинавская модель. Характеризуется высоким уровнем перераспределения налогов через бюджет, высокими налогами и чрезвычайно развитой систем пособий и льгот.

Южноевропейская модель. Для нее характерны перераспределение через бюджет на социальные цели менее 50% ВВП и значительно меньший диапазон социальных услуг, чем в западноевропейских странах.

 

Список использованных источников

 

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод. пособие . - М.: Дело и сервис, 2003. – 560 с.
  2. Агапова, Т.А. Макроэкономика. - Москва: Дело и сервис, 2004. - 447 с.
  3. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей. - Москва: Инфра-М, 2004. – 188с.
  4. Баликоев В.Т. Реализация моделей социальной политики: мировая практика / Экономические интересы и социальная политика. – Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2006.
  5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  6. Войтов, А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс. - М.: Дашков и К, 2004. – 598 с.
  7. Государственное регулирование экономики: Учебник/ Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002 г.-775 с.
  8. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. - Москва: Дело, 2002. – 473 с.
  9. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004. - 861 с.
  10. Кажуро, Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 207 с.
  11. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  12. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 204 с.
  13. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Туран, 1996. - 400 с.
  14. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
  15. Макроэкономика: Учеб. пособие /Под редакцией П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2004. - 295 с.
  16. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 400 с.
  17. Ноздрин-Плотницкий М.И., Ожигина В.В. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков// Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2006. – №2. – с. 5 – 10.
  18. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2004. – 220 с.
  19. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.

Информация о работе Социальная политика государства