Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение целей и основных направлений социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия социальной политики;
- изучить принципы, формы и механизмы ее реализации;
- изучить модели социальной политики;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 115.87 Кб (Скачать)

Процесс реформирования белорусской  экономики охарактеризуют существенные колебания реальных доходов населения  в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. они неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62 % от показателей 1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем начался их рост. Эта  тенденция особенно ярко проявляется  начиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловили повышение  реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансу доходов  и расходов, устойчиво превышают  уровень 1990 г.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно что характерно для всех стран мира. Данное явление  известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние  множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный  характер воздействия. Среди них  выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях  имеют место различные климатические  условия, существенное значение приобретают  географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и  такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут  различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане  природой индивиды, обладая более  высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме  того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что  дает им возможность извлекать «интеллектуальную  ренту». Не последнее значение при  этом имеет и работоспособность  человека, его стремление добиться значительных результатов в своей  деятельности.

Известно, что величина доходов  зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться  индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц  в получении лучшего образования  и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в  получении доходов нельзя также  исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов  между домохозяйствами. Для этого  применяют прием ранжирования: семьи  распределяют в порядке возрастания  доходов, а затем делят на группы. При этом различают: а) квинтильные  группы, в которых домохозяйства  делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа — составляет 20 % семей с наименьшим, а пятая — 20 % с небольшим уровнем доходов; б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10 %).

Степень социального расслоения определяется посредством расчета  ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) — это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10 % наименее обеспеченного (d1).

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент  фондов составляет 6,9, тогда как в  странах—соседях — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.

Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных  доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень  неравномерности распределения  доходов между гражданами (семьями) можно, в построив кривую распределения  доходов, названной по имени американского  экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат  — кумулятивную долю совокупного  дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей (рис. 1).

 

 

Рисунок 1.1 – Кривая Лоренца

 

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения  располагал 1 % доходов, 15 % населения  — 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала  бы с пунктирной прямой абсолютного  равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца  отклоняется от линии абсолютного  равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная  кривая характеризует большую неравномерность  распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади  сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяюся абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества [5, c. 327].

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается  в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов  последней и первой децильных  групп составляет 65,8, коэффициент  Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана  проблема бедности. Согласно концепции  ООН, она квалифицируется как  состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для  обеспечения удовлетворительного  образа жизни. Сегодня в это понятие  включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием  высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному  образованию и здравоохранению.

Бедность представляет собой  глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное  с низким уровнем потребления, нестабильностью  общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной  реализации трудового потенциала.

Бедность может иметь  различные формы. В зависимости  от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность — состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным инструментом определения  численности бедных в стране является черта, или граница бедности — минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения и его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является ею в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы  бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным  потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских  бюджетов является система потребительских  корзин. Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация населения  на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

- бедные семьи, душевой  доход которых меньше бюджета  прожиточного минимума ему или  равен;

- малообеспеченные семьи,  душевой доход которых больше  прожиточного минимума, но меньше  минимального потребительского  бюджета;

- обеспеченные семьи,  душевой доход которых находится  в интервале между минимальным  и рациональным потребительскими  бюджетами;

- богатые семьи, в которых  душевой доход выше рационального  потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Для предотвращения такой  ситуации социальная политика любой  страны должна базироваться на ряде принципов — основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из которых является принцип социальной справедливости.

Дифференциация населения  по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для развития личности, ее потребностей и приоритетов. Она  обусловливает повышение экономической  эффективности, что, однако, уменьшает  шансы тех, кто по независящим  от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной  стороны, степень обоснованного  равенства, а с другой — сохраняющееся  неравенство. По этой причине государство  при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам  равенство стартовых условий  существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные, способные  и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

Информация о работе Социальная политика государства