Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:20, доклад

Описание работы

Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения, способной обеспечить максимально возможную нейтрализацию негативных явлений в экономике. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.
Социальная защита - система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.

Работа содержит 1 файл

Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения.docx

— 17.16 Кб (Скачать)

Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения, способной обеспечить максимально возможную нейтрализацию  негативных явлений в экономике. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального  риска, как безработица и инфляция.

Содержание социальной защиты.

Социальная защита - система  мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое  и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, а  также на предоставление им дополнительных прав и льгот:

по налогообложению и  выплате пенсий и пособий;

по строительству и  содержанию жилья, а также его  получению и приобретению;

по коммунально-бытовым  услугам и торговому обслуживанию;

по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению  лекарственными средствами;

по обеспечению транспортными  средствами и оплате проезда;

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

по пользованию услугами учреждений связи и спортивно-оздоровительных  учреждений;

по получению услуг  социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

В широком смысле социальная защита заключается в том, что  каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая  пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания  здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение  на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или  иного случая утраты средств к  существованию по независящим от него обстоятельствам (ст.25 Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН).

К сожалению, действующая  система социальной защиты и социальных гарантий не соответствует основным принципам рыночной экономики, не обладает достаточной гибкостью и нуждается  в коренном преобразовании.

На каких же основных принципах  должно происходить формирование новой  системы социальной защиты?

1. Дифференцированный подход  к различным слоям и группам  населения в зависимости от  их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической  самостоятельности.

Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровня потребления  важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера  индивидуальных доходов и т.д.

Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, включая и большинство благ, которые ранее предоставлялись бесплатно.

2. Механизм социальной  защиты должен формироваться  не на основе государственной  благотворительности, а как совокупность  законодательно закрепленных экономических,  правовых и социальных гарантий.

Система социальной защиты не должна строиться на основе эпизодического принятия разрозненных разовых решений  по улучшению материального положения  отдельных групп населения, оказавшихся  в тяжелой ситуации. А пока мы имеем дело не с комплексной системой, а со своеобразным подобием "скорой помощи" для латания наиболее заметных социальных прорех. Если такая  практика более или менее соответствовала потребностям административно-командной экономики, то в условиях рынка она бесперспективна.

3. Система социальной  защиты должна быть интегрированной,  действовать на всех уровнях:  федеральном, республиканском, областном,  региональном, даже на уровне  предприятия (фирмы), АО с четким  определением прав, ответственности  и функций каждого из них.

Наиболее целесообразен  путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные  на вышестоящем уровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гарантий для всего населения страны независимо от места проживания.

Безусловно, принципов (требований) проводимой политики социальной защиты населения значительно больше. К  примеру, в федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ", принятом Госдумой 15 ноября 1995 г., подчеркиваются такие  принципы, как адресность, доступность, дифференцированность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексности с  системой социальных гарантий.

Социальные гарантии государства  являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление  необходимых условий для поддержания  его достоинства и для свободного полного развития его личности.

Каждый человек имеет  право на труд, на свободный выбор  работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (ст.22 и 23 Декларации прав человека).

В самом общем виде социальные гарантии государства - это защита прав человека на свободный труд, обеспечение  личной безопасности граждан в обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.

К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:

1) материальная обеспеченность  и создание условий, при которых  доходы всех членов общества  могут быть реализованы;

2) возможность получения  образования, медицинской помощи  и т.д.;

3) обеспечение безопасности  окружающей среды и поддержание  экологии на необходимом уровне;

4) улучшение материального  положения пенсионеров, сокращение  численности малообеспеченных семей  и граждан;

5) расширение льгот работающим  женщинам; создание необходимых  условий для воспитания подрастающего  поколения.

Следует заметить, что система  гарантий защиты от возможных негативных последствий рынка труда должна быть подкреплена созданием правовых, финансовых, организационных условий  их обеспечения. В целом эта система  должна интегрировать такие гарантии:

1) полная занятость или  право на получение рабочего  места;

2) доступность профессиональной  подготовки и переподготовки, а  также квалификационного роста;

3) поддержание определенного  уровня материальной обеспеченности  на период переподготовки или  временной незанятости;

4) защита основных прав  работника в сфере труда и  т.д.

Система социальных гарантий должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального  риска, а не на устранение уже возникших  очагов социальной напряженности. Ресурсные  и финансовые основы системы социальных гарантий должны формироваться не по остаточному принципу, а из действительных потребностей общества. Поэтому система  социальных гарантий должна быть построена  таким образом, чтобы автоматически  поддерживать планку социальной защиты на должном уровне. Основой для  этого будет создание объективной, научно-обоснованной базы социальных гарантий в виде системы государственных  социальных стандартов: минимальные  размеры зарплаты и социальных выплат (пособия, пенсии, стипендии); рациональные нормы питания и семейный бюджет; прожиточный минимум и индексация личных доходов и т.п.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997г. говорится, что  существующая практика распределения  социальной помощи приводит лишь к  распылению средств. В настоящее  время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающих  те или иные социальные льготы для 200 категорий населения. А численность  лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает без малого 100 миллионов  человек.

Поскольку полная социальная защита всего населения нереальна, постольку следует более правильно  и обоснованно говорить о социальной поддержке отдельных слоев и  групп населения. Такие категории  населения принято называть слабо  защищенными, а более точно социально  уязвимыми слоями населения. К социально  уязвимым следует относить тех, кто лишен возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать необходимые условия жизни и существования. Это, как правило, многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеры и инвалиды, а также безработные люди.

В сложившейся практике социально  уязвимыми считаются семьи с  низким денежным доходом на члена  семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; лица, пострадавшие от репрессий и  от стихийных бедствий. Студентов также можно отнести к слабо защищенных категориям населения.


Информация о работе Социальная политика государства