Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение целей и основных направлений социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия социальной политики;
- изучить принципы, формы и механизмы ее реализации;
- изучить модели социальной политики;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 115.87 Кб (Скачать)

Введение

Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится  в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются первоочередными для современной национальной экономики.          Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем улучшение  социального обеспечения, совершенствование  системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности  экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Поэтому актуальной представляется цель данной курсовой работы – изучение целей и основных направлений социальной политики государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить сущность  понятия социальной политики;

- изучить принципы, формы и механизмы ее реализации;

- изучить модели социальной политики;

- изучить систему социальной  защиты населения.

Методологической основой для написания курсовой работы послужила экономическая литература отечественных и зарубежных авторов. 

В работе применяются такие методы исследования как логический, монографический и метод сравнения.

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная политика: содержание, принципы, уровни

Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [12,с. 173] Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние [7, с.579].

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными  связями и отношениями.

Субъекты социальной политики — те, кто активно взаимодействует  в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним  относятся государственные ведомства  и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные  граждане, действующие в рамках гражданской инициативы [1, c. 325].

В любом обществе большинство  людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной  обстановки для их трудовой и предпринимательской  деятельности. Отсюда вытекает важнейшая  функция социальной политики — стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.

Однако существуют и социально  уязвимые слои населения. К ним относятся  граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять  свои потребности путем приложения собственных усилий. Социальная политика в этом случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации функций социальной политики, предполагающих перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.

Основные функции социальной политики можно свести к следующим:

  • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
  • поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
  • гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
  • защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [16, c.197].

Взаимодействие указанных  функций предполагает необходимость  постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции  ведет к снижению ресурсного обеспечения  социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции  обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности  в обществе.

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:

  • принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
  • принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;
  • принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп [12, с. 174].

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

• микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

  • макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
  • интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран [1,с.277].

С точки зрения субъектов  социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а, следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ.

Одной из важнейших характеристик  эффективности социальной политики является величина доходов населения, поэтому представляется необходимым  рассмотреть это явление более  подробно. Произведенный в экономике  совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в  его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской  способности. Такое распределение  называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными  формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят  от конкурентных условий.

Предельная производительность не является единственным критерием  распределения в экономике, поскольку  оставляет «за бортом» тех  индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в  силу чего не могут получать факторных  доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в  форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных  выплат) не обусловлены участием в  общественном производстве и являются результатом перераспределения, или  вторичного (персонального) распределения  функциональных доходов. Размеры вторичных  доходов существенным образом зависят  от проводимой государством социальной политики.

Источниками доходов может  также быть прибыль от личного  подсобного хозяйства, участия в  теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и  др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно  больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько  источников.

Итак, доходы населения —  это все средства в натуральной  и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную  или денежную форму. Натуральные доходы — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

Денежные доходы населения — это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых.

Для оценки уровня доходов  применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

 

                                      РД = (НД - НП)*1/I                              (1.1)

 

где РД — реальные доходы, р.; НД — номинальные доходы, р.; НП — налоги и обязательные платежи, р.; I — индекс потребительских цен.

Иногда реальные доходы населения  определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяется, отсутствует дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период.

В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются на получаемые: 1) до участия  в трудовой деятельности (до лостижения трудоспособного возраста); 2) от участия  в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности; 3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.); 4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами) [5, c. 255].

С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о  доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств; данные деклараций физических лиц о их доходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление  домохозяйств в Системе Национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на Баланс денежных доходов и расходов населения  и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств.

Информация о работе Социальная политика государства