Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение целей и основных направлений социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия социальной политики;
- изучить принципы, формы и механизмы ее реализации;
- изучить модели социальной политики;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 115.87 Кб (Скачать)

Соблюдение принципа солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой через механизм налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания.

Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Осуществление социальной политики основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, с учетом дифференцированного к ним подхода.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: во-первых, должны быть созданы условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, обеспечивающие осуществление социальной политики. Вместе с тем, ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил и, в первую очередь, его главной производительной силы — человека. Следовательно, во-вторых, необходимо проводить комплекс мер, обеспечивающих развитие работников через систему образования, здравоохранения, повышение квалификации при обеспечении социальной стабильности общества [1, c. 254].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модели социальной политики

Мировая экономика сформировала несколько общих моделей социально-экономического развития, и в рамках каждой из которых  реализуется соответствующая модель социальной политики как часть общей  системы. Объединяет эти различные  модели их цель, заключающаяся в  наиболее полной реализации потенциала граждан и достижения социально- экономического благополучия населения, но в рамках каждой модели предполагается достижение этой цели с использованием различных средств.

Особый интерес представляют модели социальной политики, сложившиеся  в развитых зарубежных странах. Европейский  Союз, чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для Единой Европы, выделяет две основные модели - «бисмарковскую»  и «бевериджскую» и те их разновидности, которые формируются на основании  разных критериев.

1. Первая модель, часто  называемая «бисмарковской», устанавливает  жесткую связь между уровнем  социальной защиты и успешностью  (длительностью) профессиональной  деятельности. Социальные права  обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении  всей активной жизни, то есть  социальные выплаты принимают  форму отложенных доходов (страховых  взносов). Страховые кассы, управляемые  на паритетных или разделенных  началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными  работниками), собирают в установленном,  как правило, через коллективные  договоры, размере отчисления из  заработной платы, из которых  формируются различные профессиональные  страховые фонды и осуществляются  социальные выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств  несут правления касс (фондов). Они  не должны субсидироваться из бюджета  любою уровня, так как налоговое  перераспределение, реализуемое через  универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых  инъекций» со стороны госбюджета.

Для семей со слабыми возможностями  активного трудового участия  существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные  службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.

2. Вторая модель носит  название «бевериджской» и исходит  из того, что любой человек,  независимо от его принадлежности  к экономически активному населению,  имеет право на минимальную  защищенность по отношению к  заболеваниям, старости или иной  причине сокращения своих материальных  ресурсов. В тех странах, которые  выбрали эту модель, действуют  системы страхования по болезни,  прикрепление к которым является  автоматическим, а пенсионные системы  обеспечивают минимальные доходы  всем престарелым независимо  от их прошлых усилий по  отчислениям от заработной платы  (так называемые «социальные»  пенсии в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты  финансируются через налоги из  государственного бюджета. В данном  случае преобладает принцип национальной  солидарности, основанный на концепции  распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются  Великобритания и страны «скандинавского  социализма», в первую очередь  Швеция, достигшие весьма различных  результатов о решении, например, проблем бедности.

Базовые характеристики каждой модели взаимообусловливают друг друга. Так, в «бисмарковской» модели успешность трудовой деятельности определяет уровень  социальной защищенности, поскольку  основным механизмом социальной защиты является страхование, страховые отчисления формируют финансовую основу системы  социальной защиты. В «бевериджской» модели согласно сановному принципу любой гражданин может претендовать па минимальный уровень социальной защищенности, в связи с чем  основным механизмом является перераспределение  налоговых отчислений, а финансовый баз не формируется за счет налоговых  отчислений.

На формирование национальных механизмов и институтов социальной политики влияют многие факторы - уровень экономического развития, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, историко-культурные традиции страны. Однако сколь многообразными ни были бы модели социальной политики государств, их можно сгруппировать  по определенным видам. Основываясь  на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Рассмотрим их основные черты.

 

  • Скандинавская модель

 

В Скандинавии социальная защищенность считается одним из гражданских прав. Главным принципом распределения социального обеспечения в модели этого типа является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение - это право всех граждан, обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом). Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока.

Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так  называемая «шведская модель». Эта  модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Термин «шведская модель» появился в  конце 60-х годов в связи с  приобретением Швецией статуса  государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости», «солидарная система  зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.

Отличительная черта модели - широкий  охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые  требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются  всем жителям страны и не обусловливаются  занятостью и уплатой страховых  взносов. В целом предлагаемый уровень  социальной защищенности довольно высок. Подход к решению базируется на следующих  принципах:

1) Все люди имеют одинаковую  ценность, независимо от возраста  и производительности, Общество  не может «выбросить» слабые  и должно предоставить возможности  слабым «респектировать» свои  потребности.

2) Социальные услуги и сервис  предоставляются на добровольных  началах. Только если клиенты  не могут нести за себя ответственность,  они могут быть принудительными.

3) Социальная защита должна быть  непрерывной, охватывать все сферы  жизни человека.

Для реализации этих принципов в  социальных службах занято множество  государственных служащих. Уровень  затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет  избежать стигматизации социального  обеспечения и поддерживать большое  число сторонников социал-демократической  модели.

Вторым по важности принципом, характерным  для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени  реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается  в том, что все граждане равным образом и вне зависимости  от социального статуса участвуют  в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.

Наконец, необходимым элементом  в такой системе выступает  государство, берущее на себя функции  перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Подразумевается, что государственный  сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность  не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных  социальных служб. Это возможно при  наличии сильного, но децентрализованного  управления. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой  степенью социальной защищенностью  населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью  и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью. Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.

Социальное обеспечение предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

Образование в Швеции охватывает все  население и обеспечивает практически  полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а  также программы переквалификации и ряд других образовательных  программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность  непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования  значительно снижают уровень  безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом  законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и  занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование  окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение  в Швеции доступно для всех граждан  посредством всеобщего социального  страхования независимо от доходов  и уплачиваемых налогов.

 

  • Континентальная модель

 

Континентальная модель устанавливает  жесткую связь между уровнем  социальной защиты и длительностью  профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных.

Центральным принципом данной модели является упор на рынок и принцип  социального страхования под  государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального  страхования, организуемой и финансируемой  «социальными партерами», как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, эта модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее  социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень  высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые  не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют  страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они  вынуждены рассчитывать на местные  благотворительные органы и общественную помощь.

В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь  бюджетные отчисления и страховые  взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения  являются как государственные, так  и частные (но находящиеся под  контролем государства) социально-страховые  фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Информация о работе Социальная политика государства