Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработать концепцию социальной политики Российской Федерации в сфере занятости населения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрытие понятия социальной политики и определение её функций;
2) характеристика основных моделей социальной политики;
3) изучение особенностей социальной политики России и определение её принципов;
4) анализ занятости и безработицы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …...…………………………………………………………...…….…..3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………5
1.1. Понятие, предметное поле и функции социальной политики……...………..5
1.2. Модели социальной политики. ….……………….............................................9

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........18
2.1. Социальная доктрина России…………...………….………………....…........18
2.2. Анализ занятости и безработицы в России…………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...32

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая готовая!!!.doc

— 216.00 Кб (Скачать)


2

                                                                                                                                                             

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …...…………………………………………………………...…….…..3

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………5

1.1. Понятие, предметное поле и функции социальной политики……...………..5

1.2. Модели социальной политики. ….……………….............................................9

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........18

2.1. Социальная доктрина России…………...………….………………....…........18

2.2. Анализ занятости и безработицы в России…………………………………..21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существует распространенное мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась не так давно: в 20 веке, даже во второй половине 20 века. Однако история, в частности европейская, предоставляет нам примеры постепенного формирования понимания и построения социальной политики. Английские социологи Н. Мэннинг и Я. Шау начинают свой отсчёт со второй половины первого тысячелетия нашей эры, то есть со времени распада Римской империи.

Социальная политика является одним из важнейших звеньев экономики. Ей уделяется всё большее внимание в современных государствах. Скорее всего, это связано с тем, что проведение разумной социальной политики является одним из главных условий развития государства. Правильная социальная политика обеспечивает экономическую и политическую стабильность в стране, тем самым, создавая благоприятные условия для развития на мировом уровне, взаимоотношений с другими странами.

Но, как и в других областях социально-экономической сферы, в социальной политике существуют различного рода проблемы: социальное неравенство, нуждаемость, неблагоприятная демографическая ситуация, недофинансирование организаций социально-культурной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, спорт), нестабильность на рынке труда, проблема занятости и т.д. Проблема занятости является достаточно актуальной в наше время. Её актуальность определяется тем, что для развитого государства является неприемлемым присутствие таких отрицательных явлений, как высокая безработица, реальные денежные доходы населения, не обеспечивающие нормальный жизненный уровень.

Цель данного исследования – разработать концепцию социальной политики Российской Федерации в сфере занятости населения.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

   1) раскрытие понятия социальной политики и определение её функций;

   2) характеристика основных моделей социальной политики;

   3) изучение особенностей социальной политики России и определение её принципов;

   4) анализ занятости и безработицы в России.

Объектом исследования является социальная политика государства.

Предметом исследования является занятость населения Российской Федерации.

Степень изученности проблематики социальной политики можно оценить через анализ использованной литературы при написании этой работы. Анализ литературы показал, что данная тема достаточно хорошо изучена теоретически. Но на практике мы сталкиваемся с множеством проблем, касающихся социальной политики. Власти страны должны бороться с этими проблемами, в первую очередь, создавая условия, обеспечивающие достойную жизнь народу.

В первой главе работы раскрываются понятие, предметное поле и функции социальной политики, а также даётся описание некоторых моделей социальной политики и моделей управления социальной политикой. Во второй главе работы раскрываются общие положения социальной доктрины России, основные цели и принципы социальной политики РФ, анализируются показатели занятости и безработицы в России, определяются основные цели политики занятости.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Понятие, предметное поле и функции социальной политики

 

       В последние несколько лет представление в отечественной науке о таком понятии, как социальная политика, претерпело заметное изменение. Раньше социальная политика государства имела значение системы организационных мер,  направленных на конкретные преобразования в социальной сфере (например, сокращение количества безработных, улучшение демографической ситуации, рост масштабов жилищного строительства и т.д.). Согласно новому представлению социальная политика – это политика, обращенная к социуму; набор мероприятий, позволяющих населению адаптироваться к происходящим процессам.

Вообще, существует множество определений  термина «социальная политика». Но в целом, если проанализировать хотя бы несколько из этих определений, можно прийти к выводу, что социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, общественно-политическими структурами решений, которые учитывают общественное мнение и направлены на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий, повышения уровня и качества жизни членов общества, а также мероприятий по осуществлению этих решений 1, с. 33.

В любом государстве вне зависимости от его общественно-политического устройства происходит формирование социальной стратегии. В качестве основной цели она предусматривает повышение уровня жизни населения. Под социальной стратегией понимается совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества и качества жизни населения. Социальная стратегия разбита на отдельные направления, что облегчает решение задач по подбору мероприятий и формированию ресурсной базы для их практической реализации. Разработка социальной стратегии и  её направлений является исходным моментом проведения социальной политики. На последующих стадиях происходят уточнение её предметного поля, существующих ограничений и выбор механизмов для её реализации.

Проведение социальной политики по включённым в социальную стратегию направлениям определяет её предметное поле.

В предметном поле социальной политики выделяются четыре основных сектора жизни общества, на которые направлена социальная политика:

- демография (естественное воспроизводство населения, внутренняя и внешняя миграция);

- труд (рынок труда и занятость, подготовка и переподготовка кадров, условия и охрана труда, социальное партнёрство);

- доходы населения и их отдельные составляющие (заработная плата, пенсии, социальные пособия), а также налогообложение этих доходов;

- социальная инфраструктура (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

В социальной политике, как в области принятия управленческих решений, структура её предметного поля (но не её состав) может изменяться с течением времени. Способами количественной оценки изменений значимости отдельных структурных составляющих этого поля являются, например, величина расходов бюджетных средств или количество вовлечённых домохозяйств (или объектов социальной политики).

Предметное поле социальной политики охватывает всё население страны. Работа в установленном предметном поле социальной политики требует от органов управления, или субъектов социальной политики, решения двух основных задач 1, с. 61:

1) формирования законодательной и нормативной базы в отдельных секторах предметного поля социальной политики;

2) определения размеров бюджета, необходимого для проведения социальной политики в целом и в отдельных секторах её предметного поля.

Одно из направлений в предметном поле социальной политики нужно отметить особо. Это направление – труд. Для успешного развития экономики государство должно, во-первых, обеспечить трудоспособное население работой, во-вторых, создать нормальные условия для работы, обеспечить охрану труда, в-третьих, совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики 1, с. 73. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, формирующего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию образования, повышению квалификации работников.

Следующий принцип – принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения. Наконец, укажем такой принцип, как гибкость системы социальных гарантий. Система социальных гарантий должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества.

Существует множество функций социальной политики, но основополагающими являются следующие:

- формирование рациональной структуры доходов и потребнос­тей общества;

- стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников;

- обеспечение социальной защищенности всех членов общества;

- согласование личных, коллективных и общественных интересов;

- учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;

- развитие социальной инфраструктуры общества.

Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период для того, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.

Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к повышению производства, обеспечение ресурсного потенциала для проведения активной социальной политики государства.

Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, обеспечение минимального прожиточного минимума всему населению.

Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает в первую очередь не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно.

Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип распределения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получать больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала). В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.

Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

Для социальной политики характерен разноуровневый подход [2, с. 18]. В рыночных условиях большое будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран.

 

1.2. Модели социальной политики

 

История предшествующих веков заложила основы всеобщего понимания необходимости проведения социальной политики, понимания того, что социальные проблемы – это серьёзное поле деятельности государства, что нерешённость социальных проблем – это путь к социальной и политической дестабилизации и конфликтам.

Существенным достижением 20 века является формирование широкого спектра различных программ, моделей социальной политики. Среди них модели Швеции и Норвегии, Германии и Франции, Англии и США, СССР и стран бывшего социалистического лагеря, а также моделей стран Латинской Америки, Азии и др. Практическая реализация моделей социальной политики зависит от политического устройства, уровня экономического развития, отношений собственности структуры управления, культуры, морали, особенностей истории и традиций.

В основе социальной политики лежит распределение произведённого общественного продукта. Принципы этого распределения различны. Условно их можно свести к следующим 4, с. 6:

Информация о работе Социальная политика государства