Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:37, реферат
Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по обеспечению населения рабочими местами, возможностью заработать себе на проживание в достатке. Меры по защите социально не защищённых слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ в пенсионном, трудовом аспекте жизни общества. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий не защищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин по средствам труда обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.
1. Социальная политика государства и социальные проблемы современной России
2. Основные направления социальной политики
3. Система пенсионного обеспечения России
4. Социальные программы России
5 Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Социальная политика государства и социальные проблемы современной России
2. Основные направления социальной политики
3. Система пенсионного обеспечения России
4. Социальные программы России
5 Список литературы
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Социальные проблемы любого государства всегда очень остро стоят перед руководством страны. Социальные проблемы больше всего волнуют население. Социальная защищенность населения способствует политической ориентации населения, предпочтение отдаётся той партии или тому политическому движению, которое обещает и выполняет обещания о социальных реформах ,улучшения жизни населения ,повышения уровня доходов.
Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по обеспечению населения рабочими местами, возможностью заработать себе на проживание в достатке. Меры по защите социально не защищённых слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ в пенсионном, трудовом аспекте жизни общества. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий не защищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин по средствам труда обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.
Что же такое социальная политика государства?
Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Cоциальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.
Так же она осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп, стран и даже континентов).
Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей).
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный уровень потребления”. Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая “черта бедности”. При этом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическим уровнем потребления”, ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за “чертой бедности”, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.
“Рациональный уровень потребления” отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.
Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.
Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой скрытной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые ( или частично оплачиваемые ) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.
Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.
Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то что Закон о занятости — первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.
Хуже всего положение лиц , длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).
СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
Система пенсионного обеспечения в России в период перехода к новым экономическим отношениям не была кардинально разрушена, а всего лишь реформирована. Многие традиционно сложившиеся принципы её функционирования, в том числе общегосударственный характер пенсионной системы , сохранились. В России, как и ранее в СССР, действует единое пенсионное законодательство на всей территории страны, права пенсионеров зависят не от места их проживания, национальности, социальной группы, а от возраста, состояния здоровья, степени утраты источников самообеспечения, трудового стажа, уровня получаемой до назначении пенсии трудового дохода.
Наиболее важное изменение
в системе пенсионного
Однако установленные тарифы страхования были низки и не полностью покрывали всю потребность в средствах на выплату трудовых пенсий. Так, в 1988 г. средства государственного социального страхования в СССР составили всего лишь 43% общей суммы выплаченных пенсий и пособий страхового характера, остальное поступало из государственного бюджета.
Перемены, начавшиеся в 1990 г.,
в основном заключались в выделении
системы социального
Современная ситуация в области пенсионного обеспечения в России характеризуется в отсутствии накоплений пенсионного характера. В результате тратит на пенсионеров исключительно свои текущие доходы. Пенсионный фонд теперь работает так, что ежемесячные отчисления тут же направляются на выплату пенсий за исключением необходимого резерва оборотных средств (примерно 5%) и собственных расходов на содержание аппарата управления (0,5%) и т. п. Подобное положение отличают Россию от развитых зарубежных стран, где пенсионные фонды располагают крупными денежными резервами в банках, неуплаченных в течении многих лет.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищённых слоёв общества.
К числу мер общего характера
относятся социальные выплаты семьям,
связанные с рождением и
Государственные социальные пособия семьям имеющим детей.
Пособия такого рода не велики, они составляют около одного размера оплаты труда. Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержки их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.
Страховые пособия в связи с рождением ребёнка.
При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.
Выплаты взрослым членам семьи.
Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.
Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.