Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать социальной поддержке реформ, реализовывать позитивные сдвиги в экономике, обеспечивать социальную ориентированность развития.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.docx

— 43.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   

ГОМЕЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Ф. Скорины 
 

СУРС  по Макроэкономике на тему  

«Социальная политика государства» 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка группы ФК-21

Трифунтова Мария 

Проверил

Гаев  А.В. 
 
 
 

2011 год 

Введение 

     Социальная  политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению  адаптироваться к новым условиям, способствовать социальной поддержке реформ, реализовывать позитивные сдвиги в экономике, обеспечивать социальную ориентированность развития.

     Экономическая трансформация имеет шанс на успех  лишь в том случае, если совершенствуется система социально-экономических  отношений в обществе, разрешаются  противоречия между несовпадающими интересами различных его социальных слоев, реализуется социально-экономический  потенциал каждого человека. Социальная политика государства, таким образом, призвана выступать важнейшим амортизатором  социальных проблем и противоречий в обществе.

 

      1. Социальная политика государства 

     Социальная  политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

     Объектом  социальной политики могут быть отдельные  граждане, их группы, объединенные конкретными  связями и отношениями, население  страны в целом.

     Субъекты  социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском  и местном уровнях; различные  негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные  граждане, действующие в рамках гражданской  инициативы.

     Цель  социальной политики государства –  формирование социально стабильного  и высокоразвитого общества, в  котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально  приемлемый жизненный уровень и  качество жизни; имеется достаточная  степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

     На  первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности; осуществление  адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан; создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную  подготовку к трудовой деятельности; улучшение медицинского обслуживания граждан; обеспечение эффективной  занятости. При этом по отношению  к большей части населения  стоят задачи, с одной стороны, достижения соответствия материальной обеспеченности людей приемлемому  прожиточному стандарту; с другой –  способствования активной жизненной  позиции людей путем создания условий для более полной реализации их стремления к самоутверждению  и достижению большего материального  достатка.

     Таким образом, социальная политика решает проблему сочетания требований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достижения. Вопросы экономической эффективности  во многом могут быть решены путем  формирования и использования рыночных принципов и рычагов. Однако социальная сфера в силу ее особой значимости не может быть полностью подчинена  требованиям рынка и его механизмов. В социальной сфере воспроизводится  главный потенциал страны – квалификация, здоровье и духовный настрой ее населения. Поэтому она является сложным  объектом государственного регулирования. Основная проблема здесь состоит  в том, чтобы найти сред-ства для оказания социальной помощи тем группам населения, которые не могут без нее выжить, и при этом поддержать те направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства – образование, науку, культуру, доступную медицинскую помощь, информационное обеспе-чение.

     Безусловно, в условиях ограниченных возможностей бюджета на решение всех этих проблем  государственных средств не хватает. В связи с этим весьма актуальной является проблема финансового обеспечения  социальной сферы. Без такого обеспечения  социальная политика останется нереализованной. У этой проблемы есть два аспекта: необходимость увеличения государственных  ассигнований и такая же настоятельная  необходимость более рационального  их использования. Это обусловлено  тем, что социальная сфера, с одной  стороны, выступает важным фактором развития экономики, а с другой –  чем больше расходы на социальные нужды, тем сложнее обеспечить экономический  рост.

     Эффективная социальная политика в современных  условиях предполагает со-здание принципиально новых механизмов функционирования социально-трудовых отношений: перераспределение доходов населения; сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей; реструктуризацию рынка труда; проведение реформы оплаты труда; создание благопри-ятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества.

     Существуют  определенные страновые особенности реализации социальной политики. Рассмотрим особенности социальной политики в США, Швеции, Германии и Японии.

     Социальная  политика США может быть отнесена к либеральной модели. Она основана на частной собственности и свободе  предпринимательства; высокий уровень  жизни населения при этом обеспечивается в основном за счет двух источников: трудовых доходов и доходов от собственности. Поскольку довольно значительной оказывается дифференциация граждан по величине доходов, американская модель социальной политики реализует  принцип восполнения гражданину того, что не могут сделать для  удовлетворения его потребностей рынок  и семья. В США действуют тысячи различных социальных программ, которые  осуществляются на федеральном, штатном  и муниципальном уровнях. Критерии получения социальной поддержки  в рамках той или иной программы  варьируются от штата к штату, но при этом в качестве главного критерия выступает малообеспеченность. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, имеет возможность получать социальную помощь одновременно по нескольким программам и тем самым улучшить свое благосостояние.

     Социальная  политика Швеции может быть отнесена к социал-демократической модели, поскольку характеризуется высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы посредством перераспределения доходов всех слоев населения в соответствии с принципом социальной справедливости.

     Налоговая система в Швеции построена таким  образом, чтобы перепад в доходах  независимо от их источников между  категориями населения не превышал отношения 1:2. Это очень низкая дифференциация. Такое перераспределение позволяет  решать две проблемы: занятости и  социальной защиты. Проводимая в Швеции социальная политика нацелена на обеспечение  полноценной занятости и равноправия  в области оплаты труда, стимулирование мобильности трудовых ресурсов. Более 70% ассигнований расходуется на программы  профессиональной подготовки и оказание помощи в трудоустройстве, что способствует достижению равенства возможностей и препятствует долгосрочной безработице. Правительство Швеции, в отличие  от других стран, не поощряет создание рабочих мест с низким для данного  рынка уровнем зарплаты и производительности. Высокие социальные расходы Шведского  государства обеспечивают всему  населению государственные гарантии социального страхования, доступное  медицинское обслуживание и образование.

     В основе социальной политики Германии лежит формирование такой экономической среды, которая благоприятствовала бы активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере и гарантировала бы ему достаточный уровень стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Социальная политика Германии может быть отнесена к консервативной модели, так как ее особенностью является ориентация мер социальной защиты, прежде всего, на трудоактивное население. Она гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение ряда лет трудовой деятельности делает взносы в страховые фонды. Перераспределительные тенденции в социальной политике Германии выражены слабо. Перераспределение ресурсов с целью уменьшения неравенства возможностей осуществляется путем прямых субсидий (для оплаты жилья, образования, воспитания детей) или косвенно, через налоговую систему.

     Спецификой  социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.

     Практикуемая  система пожизненного найма в  Японии способствует устранению конфликтности  среди работников; при этом поощряются сбережения и вклады как в человека, так и в физический капитал, и не стимулируется потребление, так как это уменьшает ресурсы, направляемые на дальнейший рост. Социальная политика Японии направлена на обеспечение низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Низкий уровень неравенства и нищеты обеспечивается за счет перераспределения богатства, а не доходов граждан. В послевоенный период в Японии было проведено перераспределение земельных угодий и богатств; введен налог на богатство; осуществлены протекционистские меры в отношении мелкотоварного сельского хозяйства и меры поощрения развития малых предприятий. Особенность социальных отношений в Японии состоит в том, что там практически отсутствует слой крупных собственников. Наряду с этим широкое распространение получил слой профессиональной бюрократии, которая проводит в исполнение намеченную экономическую и социальную политику. Широкомасштабные инвестиции в социальную сферу, обеспечиваемые за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне, позволили Японии достичь значительного прогресса в развитии человеческого капитала.

     Накопленный опыт зарубежных стран свидетельствует  о формировании так называемого  «двухэтажного» управления социальными  процессами. Если первый этаж – сфера  производства благ и услуг – регулируется механизмами рынка, то второй этаж –  сфера воспроизводства человека, накопления «человеческого потенциала»  – все в большей мере регулируется государством.

     Социальная  политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние  на проведение социальной политики оказывают  материальные основы общественной жизни. Так, например, разные страны имеют  различную демографическую структуру  населения, которая определяет коэффициент  нагрузки. При этом нагрузка на трудоспособное население может увеличиваться  как со стороны детей, так и  со стороны пожилых людей. За счет этих факторов расходы на социальные программы будут иметь разную структуру. Существенное влияние на социальные программы оказывает  экономическая и политическая обстановка (например, войны, блокады, эмбарго). Для  формирования социальной политики нужно  ясно представлять как социальную стратификацию  общества, так и цели социально-экономических  преобразований.

     Наряду  с этим большое значение имеет  и характеристика субъектного фактора. Поскольку поведение людей, обладающих определенными интересами, возможностями, социальной активностью, мобильностью, типом культуры, формирует социальную сферу, поэтому для социального  управления, выбора модели социальной политики необходимо иметь четкое представление о стимулах, предпочтениях, особенностях различных социальных групп, традициях населения страны.

     Социальная  политика государства и представляет собой управление общественным выбором  с целью сбалансирования противоречивых интересов представителей различных  социальных групп, недопущения социальных конфликтов, достижения согласия в  обществе. 

      2. Государственная политика перераспределения доходов. 

     Реализация  социальной политики требует больших  расходов. Средства, необходимые для  реализации социальной политики, государство  аккумулирует в бюджет через налоговую  систему. Социальные расходы в промышленно  развитых странах варьируются от уровня чуть ниже половины государственных  расходов (например, в Канаде, Великобритании и Соединенных Штатах) и до более  двух третей (например, во Франции и  Германии). Но эти цифры еще не представляют собой полных государственных  расходов на социальные нужды. Значительная часть расходов на здравоохранение  и образование финансируется  на уровне муниципалитетов или провинций  этих стран.

     Расходы на социальные нужды, несмотря на их большую  значимость, не должны приходить в  противоречие с условиями эффективного функционирования экономики, ускорения  экономического роста. Таким образом, система налогообложения в стране должна формироваться таким образом, чтобы не снижать трудовую мотивацию  и предпринимательскую активность, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Информация о работе Социальная политика государства