Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

   Проблема  управления природоохранной деятельностью  еще в начале 70-х годов ХХ века приобрела статус одной из самых  приоритетных и острых проблем, стоящих  перед человечеством. Известно, что  достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач и проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью как в России, так и за рубежом.

   Потребности населения растут, причем не всегда пропорционально росту их численности, а более высокими темпами вследствие расширения ассортимента, количественного и качественного роста потребления. Удовлетворить эти непрерывно увеличивающиеся потребности можно за счет развития производства. Развитие производства связано с воздействием на окружающую среду, которое может превосходить установленные для конкретного предприятия нормативы. Появляется потребность в проведении природоохранных мероприятий, которые связаны с определенными затратами и могут повлиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции, объем реализации и как следствие привести к уменьшению прибыли предприятия.

   Проблема  совершенствования природоохранной  деятельности на региональном уровне является необходимым условием для  социально-экономического развития территории.

   Разработка  стратегии регионального развития должна осуществляться на основе оценки сильных и слабых сторон конкурентных позиций. Так, одной из слабых сторон, снижающих конкурентные позиции  любого региона, является высокий уровень  экологической напряженности, связанной с отрицательным влиянием экологически опасных производств и других видов воздействия на окружающую среду. Таким образом, региональные органы управления при помощи системы форм и методов регулирования могут способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию.

   К числу таких методов необходимо отнести региональные программы  развития, с помощью которых осуществляется проведение тех или иных мероприятий  в различных сферах жизни населения  территории. Интересуемые автора целевые экологические программы развития в Иркутской области не способны регулировать уровень социально-экономического развития региона в силу нецелевого и недостаточного финансового обеспечения.

   Под региональной политикой экологизации понимается совокупность мероприятий региональных органов власти по обоснованию целей и задач, путей их достижения в области экологизации хозяйственной деятельности. В числе основных направлений региональной политики экологизации следует выделить: содействие разработке и внедрению экоинноваций, снижение экологического риска для улучшения инвестиционного климата, совершенствование экологической инфраструктуры, переход к экологически ориентированному предпринимательству, взаимодействие с НКО экологической направленности. Региональная политика экологизации должна быть направлена на достижение главных целей социально-экономического развития: обеспечение экологической безопасности населения как составляющей качества жизни и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Эти цели взаимосвязаны, и поэтому обеспечение требуемого уровня экологической чистоты производства и продукта должно стать стратегической целью хозяйствующих субъектов и региональных органов управления.

   Выполненный в работе анализ методических подходов к оценки экологической ситуации в регионе (на примере федеральных округов) свидетельствует, что в настоящее время экологический фактор не оказывает существенного влияния на инвестиционную привлекательность региона. Это указывает на то, что в действующей экономической практике экологический риск не рассматривается как особо значимый. В то же время в регионах индустриального освоения складывается неблагоприятная экологическая ситуация и объем вложений в природоохранную деятельность не соответствует глубине и масштабности экологических проблем в регионах. Для совершенствования регулирования процессов экологизации хозяйственной деятельности важное значение имеет разработка критериев оценки и анализа. Экономические оценки не отражают все последствия принимаемых решений, поэтому следует использовать комплексную эколого-экономическую оценку, взаимоувязанную с экономическим развитием, и для этого необходимо новое единое параметрическое пространство.

   41. Экологическая безопасность и экономика природопользования

   Экономика  природопользования – это раздел экономической науки, направленный на более рациональное и комплексное использование природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека в целях предотвращения их истощения  и экологической безопасности.

   Фактически экономика природопользования как новое научное направление стала складываться  в конце  60-х – начале 70-х гг. XX столетия. Причиной этого послужило осознание учеными  и практиками факта  ограниченности  природных ресурсов, опасности сохранения «техногенного»,  природоемкого типа развития производительных сил, необходимости проведения природовосстановительных работ в больших масштабах.

   Предметом экономики природопользования являются социально-экономические отношения, возникающие по поводу добычи, переработки, потребления и использования  природных ресурсов в производственной и непроизводственной деятельности человека.

   Основными направлениями исследования  в  рамках экономики природопользования являются:

   природно-ресурсный  потенциал;

   экологические проблемы и способы их решения;

   разработка  методов рационального природопользования;

   экономическое обеспечение природоохранных мероприятий;

   государственное регулирование природопользования.

   Глобальную  цель экономики природопользования можно определить как разработку методов, приемов и способов рационального использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека для обеспечения экологической безопасности.

   Основными  задачами  экономики  природопользования  являются:

  • выявление и анализ основных проблем современного природопользования;
  • разработка основных принципов взаимодействия производственной и непроизводственной деятельности человека с окружающей средой;
  • оптимизация отношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;
  • поиск методов хозяйствования, обеспечивающих поддержание естественного природного равновесия;
  • разработка методов оценки степени влияния природопользования на состояние окружающей среды;
  • совершенствование методики определения ущерба, наносимого окружающей среде нерациональным природопользованием;
  • определение и характеристика источников финансирования природоохранной деятельности;
  • формирование системы новых общественно-экономических отношений, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсно- и энергосбережения, внедрения безотходных  и малоотходных технологий.

   Находясь  на стыке экологических, технических, экономических и правовых наук, экономика  природопользования имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она направлена на обеспечение использования природных ресурсов в целом таким образом,  что способствует снижению материально-сырьевых затрат  и повышению прибыли в сфере общественного производства. Иначе говоря, это всемерная комплексная рационализация производства на основе  минимизации отходов, ликвидации необоснованных потерь и широкого применения вторичного сырья.

   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

   Основными принципами обеспечения экологической безопасности, то есть руководящими идеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное выражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:

   - презумпция экологической опасности  всякой производственно-хозяйственной деятельности;

   - обязательность экологической экспертизы  производственно-хозяйственной и  иной деятельности, представляющей  или могущей представлять экологическую  опасность;

   - осуществление такой деятельности  возможно лишь при наличии положительного заключения экологической экспертизы;

   - обязательное лицензирование производственно-хозяйственной  деятельности, представляющей экологическую опасность;

   - запрещение, приостановление или  ограничение всякой экологически  • опасной деятельности;

   - гос-венный  и общественный надзор и контроль  за обеспечением экологической  безопасности.

   В Законе «Об охране окружающей природной  среды» экологически неблагополучные  ситуации по степени опасности для окружающей природной среды, здоровья населения, состояния естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных подразделяются на два вида: чрезвычайные экологические ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологических ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружающей природной среды, для здоровья человека и для территории и в целях классификации экологической безопасности, подразделив ее на:

   - глобальную, охватывающую всю нашу  планету;

   - национальную, касающуюся экологической  опасности отдельно взятого гос-ва;

   - региональную, применительно к тем  или иным регионам гос-в; местную,  касающуюся отдельных местностей;

   - индивидуальную, когда речь идет об экологической  безопасности индивидуума;

   - человека, гражданина, его жилища, гарантиях  и защите его экологических  прав и законных интересов  в данной области.

   42. Перспективы структурной перестройки экономики региона

   Структурная перестройка экономики должна быть направлена, в первую очередь, на восстановление и укрепление экономически целесообразной специализации Центра на традиционных ведущих и потребительских комплексах - наукоемкого машиностроения (с  использованием потенциала ВПК), легкой промышленности, производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, а также развития многоотраслевой пищевой и сложившейся полиграфической промышленности, ускоренного подъема агропромышленного комплекса, с коренным обновлением технической базы и номенклатуры продукции. Предстоит сохранить лидирующую роль этих регионов в общероссийской экономике по целому ряду конкурентных видов продукции.

     При этом центральные регионы,  обеспечивая приоритетный рост  отраслей высоких технологий, могут сыграть важнейшую роль в становлении нового технологического уклада, разработке и внедрении техники новых поколений в отраслях машиностроения, химии, энергетики, металлургии, сельского хозяйства, транспорта, связи и информатики, в медицине и т. д. С усилением роли лидера научно-технического прогресса макрорегион закрепит свое значение главного центра подготовки высококвалифицированных кадров для новых прогрессивных отраслей и видов деятельности.

     Особое значение будет иметь  перестройка оборонно-промышленного комплекса как для развития производства передовой военной техники (в том числе на экспорт), так и наращивания выпуска наукоемкой гражданской продукции и «диффузии нововведений» в различные отрасли хозяйства. Это послужит мощным фактором стабилизации и устойчивости подъема всей экономики на основе самых эффективных «точек роста».

     Москва развивается в качестве  научно-промышленного центра высоких,  наукоемких технологий, обеспечивающего  производство конкурентной импортозамещающей и экспортной продукции, интегрированного на взаимовыгодных кооперационных связях с российскими регионами, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"