Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

   "скрытую"  экономическую деятельность, т.е. законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается с целью уклонения от налогообложения, социальных взносов или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм;

  • "неофициальную" экономическую деятельность, т.е. деятельность некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд с неформальной занятостью, экономическую деятельность, осуществляемую в основном на законных основаниях индивидуальными производителями;
  • нелегальную экономическую деятельность, которая охватывает производство тех видов товарови услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством.

   В общемировом масштабе удельный вес  теневой экономики оценивается  в 5-10% от ВВП. В развивающихся странах  эта доля выше. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии 18%, в Украине 50%. По данным Росстата, сейчас масштабы теневой экономики колеблются в пределах 22-25%, по оценкам Федеральной службы безопасности РФ - 40% от ВВП. Здесь следует заметить, что показатель 40-50% являются критическим.

   Принято выделять четыре группы преступлений.

   1. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; регистрация незаконных сделок с землей; незаконное npeдnpu-нимателъство; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; незаконное использование-товарного знака; заведомо ложная реклама; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство.

   2. Преступления в денежно-кредитной сфере: незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм; злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) ; изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг; изготовление или сбыт поддельных кредитных или расчетных карт и иных платежных документов.

   3. Преступления в сфере финансовой деятельности государства: контрабанда; незаконный экспорта технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и культурного достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; нарушение правил сдачи государству драгоценных мета

   28.  Региональный маркетинг  и менеджмент

   Региональный  менеджмент - управление народным хозяйством региона, корпоративных принципах и учете территориального разделения труда.

   Требования:

   Концентрация  на достигнутых результатах и  разработка мер для достижения целей  региона;

   Осознание управленцами, что граждане - клиенты. Их нужды и интересы нужно ставить  на первое место.

   Умение  работать лучше, быстрее и дешевле, чем раньше, лучше частных компаний.

   Влияет  на региональный менеджмент: глобализация, телекоммуникации, возможности компьютерной обработки данных, новые технологии, изменение роли персонала, реинжиниринг, фактор окружающей среды, организационные изменения.

   Появляется  понятие менеджер региона - глава  администрации (губернаторы).

   Современные руководители исполнительной власти региона  должны быть экономическими стратегами, лидерами местного самоуправления, представителями региона, решающими вопросы, которые не относятся к компетенции региональной администрации, менеджер основных экономических функций.

   Региональный  маркетинг - система мер по привлечению  в регион новых экономических  агентов.

   Основная  задача - выявление местных преимуществ региона, их усиление и создание новых для привлечения в регион субъектов хозяйственной деятельности, способных повысить благосостояние жителей.

   Региональный  маркетинг выявляет и частично создает  уникальные свойства региона, которые  могут быть полезны для потребителей. Для предпринимателей - близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы. Для туристов - достопримечательности, климатические условия. Для инвесторов - отработанность процедур купли-продажи титулов собственности, доходность и безопасность вложений, возможность вывести прибыль за границы региона.

   Инструмент  регионального маркетинга - план продвижения  региона: исследование и экономический  анализ деловой среды и коммерческой деятельности, образование, связи с общественностью и реклама. 

   31. Антимонопольная деятельность и демонополизация экономики региона.

   Антимонопольное регулирование представляет собой  систему мер правового, административного, финансового и другого характера, направленных на обеспечение эффективного равновесия между конкуренцией и монополией.

   К целям антимонопольного регулирования  относятся:

  • усиление и защита конкуренции путем создания препятствий для возникновения неэффективных монополий;
  • определение правовых и экономических рамок функционирования необходимых монополий.

   В основе антимонопольного регулирования  лежит антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство - это совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

   Демонополизация — комплекс экономических и законодательных  мер государства по ограничению  деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. Демонополизация — категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер сам по себе не дает оснований трактовать её (корпорацию) как монополию, а против злоупотреблений своим положением на рынке, что может подорвать совершенную конкуренцию и тем самым ослабить национальную экономику.

32.  Свободные экономические  зоны, технопарки, технополисы  в решении проблем  активизации экономики  (ускорения НТП)

СЭЗ - часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Цели  создания СЭЗ:

Экономические Социальные Научно-технические
  • Более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства
  • Привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства
  • Использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции
  • Увеличение валютных поступлений в бюджет страны
  • Комплексное развитие отсталых регионов
  • Увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения
  • Насыщение национального рынка высококачественными товарами
  • Привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров
  • Приобщение к новым формам управленческого труда

Условия создания СЭЗ:

  • Общеэкономические (национальные) условия (стабильность политической и экономической ситуации, совершенные законы и инструкции, конвертируемая валюта, низкий уровень инфляции)
  • Региональные условия (наличие на территории зоны квалифицированной рабочей силы или избыточного количества неквалифицированных трудовых ресурсов, инфраструктурная освоенность территории, эффективная сфера обслуживания (банки, система страхования, сеть распределения товаров, профессиональный сервис), а также наличие нормальных условий жизнедеятельности населения)
  • Система льгот и стимулов для инвесторов, которая может включать низкие экспортно-импортные пошлины, льготное налогообложение.

Каждому типу зон соответствует свой набор  льгот и стимулов. Четыре группы льгот: внешнеторговые (снижение или  отмена экспортно-импортных пошлин, упрощение внешнеторговых операций), фискальные (налоговая база, снижение налоговых ставок, временное или постоянное освобождение о налогов), финансовые (низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы), административные( упрощение процедуры регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, оказание услуг). Однако СЭЗ может оказывать и негативное влияние – падение местного производства и снижение экономической активности местных производителей. В течение жизненного цикла зоны (20-30 лет), она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим отменяется.

Технополисы, технопарки это формы специальных  зон технико-внедренческого типа. Это  территории с концентрацией исследовательских, проектных фирм, пользующихся государственной  поддержкой. Они создаются на базе университетов и других учебных заведений. Основная цель- интеграция субъектов инновационной деятельности в регионе и реализация на этой основе агломерационных эффектов. Гос.поддержка – финансовые ресурсы, создание инфраструктурных объектов, принятие и реализация планов развития.

   37. Индикативное планирование и роль государственных органов в регулировании эффективной деятельности.

  Индикативное  планирование - процесс формирования системы показателей, характеризующих  состояние и развитие экономики  региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.

  Важнейшие показатели характеризуют структуру, динамику и эффективность экономики, состояние финансового, денежного  обращения, занятость, уровень жизни  населения и т.д.

  Объект  планирования - комплекс отраслей на территории.

  Цель  планирования - обеспечение их эффективного и пропорционального развития.

   40. Природоохранная деятельность в регионе и ее влияние на темпы экономического развития

   Природоохранительное  законодательство — это система  законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства  природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения. Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены  принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д. Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"