Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, структура форм хозяйствования в развитых капиталистических странах определяет такой каркас экономики, который позволяет осуществляться высокоэффективному производству. Такой экономический каркас, такая структура форм хозяйствования, обеспечивая гибкость, устойчивость и маневренность социально-экономической системе, является результатом длительной эволюции капитализма к достижению высокой эффективности, эволюции, во многом обусловленной развитием рыночных форм конкуренции. Формирование структуры форм собственности самым непосредственным образом связано с процессом приватизации, о некоторых территориальных особенностях которого уже ранее упоминалось. При анализе итогов процесса разгосударствления, вследствие чего в значительной степени проявились разные направления и формы предпринимательства, нередко можно выделить случаи отрицательных последствий неконтролируемой приватизации и предпринимательской деятельности, негативно сказывающихся на экономике многих регионов России. К ним относятся:

   – возникновение угрозы растаскивания мощностей стратегического характера;

   – усиление опасности хищнического использования  природных ресурсов, уклонение от проведения

   экологических мероприятий;

   – сокращение численности работников на приватизированных объектах и рост безработицы;

   – опасность нарушения сложившихся  межрегиональных связей;

   – угроза разрушения технологических  и производственно-кооперационных цепочек индустриальных комплексов (комбинаты, промузлы, территориально-производственные комплексы) и некоторые другие.

   Соотношение, структура форм собственности и  форм хозяйствования в каждом конкретном регионе определяются многими условиями и факторами объективного и субъективного характера (ранее уже отмечалось, что по мере повышения уровня качества экономики страны происходит унификация моделей регионального развития, т.е., иначе говоря, стираются различия в выборе моделей развития различных территорий страны, что прежде всего объясняется снижением роли субъективных факторов). Среди условий и факторов можно выделить общие и специфические (к общим, например, относится обязательное наличие в каждом регионе трех вышеупомянутых социально-экономических секторов – укладов, а к специфическим – соотношение между ними в конкретном регионе).

   Особенно  большое влияние на региональную структуру форм собственности оказывают следующие специфические факторы и условия:

   – географическое положение региона,

   – отраслевая структура его экономики,

   – выделение отраслей специализации, вспомогательных и обслуживающих  отраслей и производств и некоторые другие.

   Это во многом объясняется тем, что, как  уже ранее отмечалось, каждая из форм хозяйствования занимает определенную "нишу" (т.е. малые предприятия наиболее эффективны в сфере услуг, ремонтном производстве, торговле и общественном питании, тогда как акционерные общества – в базовых отраслях промышленности).

   10. Концепция развития межрегиональных экономических связей

   Отдельно  стоит выделить проект Концепции  совершенствования региональной политики в Российской Федерации (далее –  проект Концепции совершенствования региональной политики в РФ), разработанный и доработанный в 2009 г. Министерством регионального развития РФ, в котором также уделяется внимание задачам  межрегиональной интеграции.

   Концепция социально-экономического развития РФ и ФЦП «Сокращение различий регионов РФ», вторя Основным положениям 1996 г., к основным вызовам пространственной организации экономики страны отнесла:

  • межрегиональную дифференциацию;
  • ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий;
  • недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества.

   Имеющиеся проблемы должны быть решены путем:

  • сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ;
  • развития процессов межрегиональной экономической интеграции;
  • формирования общероссийского и регионального рынков;
  • обеспечения экономической самостоятельности регионов.

   В частности, Концепцией социально-экономического развития РФ сбалансирование пространственного развития и усиление межрегиональных связей устанавливаются за счет создания разветвленной транспортной сети, территориальной мобильности населения, а также обеспечения эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

   Проект  Концепции совершенствования региональной политики в РФ, представленный в 2009 г., в отличие от пока действующих  Основных положений 1996 г., определяет, что региональная политика в России должна строиться на определении пространственных ориентиров развития экономик субъектов РФ. В этой связи, по мнению разработчиков данного проекта документа, рациональное межрегиональное разделение труда и межрегиональная экономическая интеграция, а также перспективные экономические специализации субъектов РФ должны осуществляться в рамках федеральных округов. Таким образом, особое значение в системе стратегического планирования социально-экономического развития страны должны занять стратегии социально-экономического развития федеральных округов.

   С 2000 года развитие региональных связей стимулируется посредством пространственного  структурирования, где усиление межрегиональных связей должно обеспечиваться за счет развития транспортно-экономической и информационно-коммуникационной интеграции. При этом, перспективной формой пространственной организации России, в том числе организации межрегиональных связей, остается структурирование в рамках федеральных округов. В целом, документами определяются лишь некоторые (важные для экономики страны) направления межрегиональной интеграции, давая толчок к усилению горизонтальных связей и предоставляя регионам самостоятельно делать выбор в этом отношении, но опираясь на установленную   пространственную организацию, определенную федеральной властью.

   11. Система формирования федерального и регионального производственного потенциала

   Анализ  существующих точек зрения по поводу трактовки понятия «производственный потенциал» позволил выделить три основных направления. Приверженцы первого считают необходимым рассматривать в составе производственного потенциала основные и оборотные средства (капитал), трудовые ресурсы (Анчишкин А.И., Смирнов А.А.). Сторонники второго направления (Авдеенко В.Н., Котлов В.А.) исключают из капитала предметы труда. Они обосновывают это тем, что способности экономического объекта к выпуску определенного объема продукции «существуют независимо от обеспечения его предметами труда». Представители третьего направления (Парамонов П.Ф., Молчан А.С., Середа А.А.) относят к производственному потенциалу только основные фонды хозяйствующих субъектов.

   Таким образом, анализ вышеизложенных мнений позволяет дать авторское определение дефиниции «производственного потенциала региона». Производственный потенциал региона представляет собой максимально возможную способность имеющихся ресурсов производства (трудовых, материальных, финансовых и информационных) осуществлять деятельность, направленную на повышение эффективности производства и обеспечение роста конкурентоспособности выпускаемой продукции.

   Производственному потенциалу топливно-сырьевых отраслей присущи, в большей степени, положительные  характеристики: наличие качественных материальных и трудовых ресурсов. В то же время, производственный потенциал предприятий обрабатывающей промышленности имеет, в основном, негативные черты: неполную загрузку, отсутствие качественного улучшения и дефицит производственных мощностей; применение ресурсозатратных технологий; технологическую разбалансированность и высокую степень износа основных производственных фондов; неравномерность распределения производственных мощностей по территории страны.  

   На  основании этих характеристик производственного  потенциала различных отраслей сделан вывод о том, что в ближайшей перспективе привлечению заемных средств в обрабатывающую промышленность будут препятствовать: сохраняющаяся низкая (в сравнении с топливно-сырьевыми отраслями) инвестиционная привлекательность, наличие высоких рисков вложения средств в данную отрасль. 

   В этой связи, улучшение эффективности использования производственного потенциала невозможно без государственной поддержки обрабатывающей промышленности с использованием различных бюджетно-финансовых инструментов, а также государственного участия в реализации инвестиционных проектов, предусматривающего государственное финансирование, государственно-частное партнерство, обеспечение гарантий вложений частных инвесторов.

   12. Экономическая безопасность региона (вопросы теории, методологии, методического обеспечения по проблеме в целом, ее функциональным, институциональным и иным составляющим)

   Экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики  региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

   В идеальном случае экономическая  безопасность региона идентифицируется, с одной стороны, с интересами его населения, а с другой —  с интересами Российской Федерации  в целом. В реальной же практике интересы региона зачастую заменяются понятием «местнические интересы», интересы Российской Федерации — интересами федерального центра, а интересы населения — интересами отдельных слоев населения.

   Во  внутренней структуре экономической  безопасности региона можно вычленить  три важнейших блока.

   1. Экономическая независимость, которая  носит относительный характер  ввиду экономико-политической зависимости  региона от федерального центра  и взаимосвязанности экономик  субъектов Федерации. В этих  условиях экономическая независимость  означает возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий); достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

   2. Стабильность и устойчивость  региональной экономики, предполагающие  защиту собственности во всех  ее формах; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.).

   3. Способность к саморазвитию и  прогрессу — создание благоприятного  климата для инвестиций и инноваций,  постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного  и культурного уровня работников  и т.д. 

   Традиционно развитие (или деградация) системы рассматривается в рамках достаточно плавных и относительно стабильных экономических процессов, описываемых зависимостями, близкими к линейным. Однако в результате реализации внешних или внутренних угроз в системе не исключено возникновение кризиса, т.е. ситуации переломного характера.

   Разработка  программы экономической безопасности должна опираться на четкое осознание  современных угроз, весьма многообразных  и имеющих разную степень остроты. В качестве наиболее серьезных из них можно выделить следующие: нарастающий спад производства; разрушение научно-технического потенциала; деиндустриализация экономики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; увеличение внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; рост дефицита бюджета.

   В комплексе мер, формирующих систему  экономической безопасности региона, решающее значение принадлежит упреждению зарождающихся угроз.

   С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а  также экономических и неэкономических  воздействий на их ход, а главное  — выявлять возможность резкого  катастрофического спада и критического порога. Одновременно с прогнозно-аналитической возникает и обратная задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога.

   Проблема  экономической безопасности региона имеет объекты на пересечении с другими возможными сферами: общественной, экологической, информационной. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами. Особенно четко это пересечение просматривается в условиях чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"