Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

   При всем многообразии чрезвычайных ситуаций их экономические последствия качественно  достаточно сходны и могут быть описаны  такими экономическими понятиями, как «выбытие ресурсов», «дезорганизация производства», «изменение целей и задач управления экономическими процессами», «прямые убытки», «недополучение прибыли» и т.д.

   Чрезвычайные  ситуации в экономической системе  могут быть вызваны и чисто  экономическими либо политическими факторами, например решениями органов государственного управления. Своеобразие ситуации заключается в том, что, казалось бы, сравнительно незначительное воздействие способно инициировать цепь глубоких изменений в экономической системе часто с непредсказуемыми последствиями, а иногда и катастрофическими. Это требует экспертизы принимаемых решений на предмет их экономической безопасности.

   В проблематике экономической безопасности в тесной связи с функционированием  экономики в условиях чрезвычайных ситуаций можно выделить такую категорию, как компенсационный потенциал.

   Компенсационный потенциал характеризует общую  способность экономики региона  реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экономического развития в случае их нарушения в том или ином секторе хозяйства, в том или ином районе.

   Компенсационный потенциал включает в себя материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера, специальные запасы и резервы, их территориальное размещение, адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций, резервные мощности, особенно в энергетических отраслях, технические средства для проведения крупных восстановительных работ, поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения, финансовые (в т.ч. валютные) резервы, системы страхования, возможности межрегиональной, федеральной и международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможность мобильной переподготовки кадров 

   13. Устойчивость региональных экономических систем и устойчивое развитие региональной экономики

   Устойчивое  развитие означает, что  региональная система обеспечивает относительное  динамическое постоянство своего состава  и свойств, применяя, в тоже время, всю совокупность сложных приспособительных  реакций разного рода, направленных на устранение или максимальное ограничение различных возмущающих факторов, угрожающих длительности и непрерывности существования и приобретения новых качеств. Природно-экологический аспект устойчивого развития подразумевает рациональное использование природных ресурсов (недра, лес, вода, плодородие земель, животный мир) на принципах их экономии, обеспечения воспроизводства, в том числе для будущих поколений людей. Такой подход к устойчивости означает максимальное сокращение их использования, поиск заменителей, широкое внедрение ресурсосберегающих технологий.

   Уровень устойчивого развития региональных социально-экономических систем представляет собой результат сочетания факторов внешней и внутренней среды региона, положительно или отрицательно воздействующих на его хозяйственную деятельность и определяющих, например, его конкурентоспособность. В числе внешних факторов необходимо отметить политические, правовые, хозяйственные, социальные, технологические и другие силы влияния внешних систем, имеющих существенное значение для функционирования региона. Подобную группу факторов следует отнести к факторам внешнего окружения.

   В числе внутренних факторов региональных социально-экономических систем следует  рассматривать: природно-ресурсные, общественно- политические, институциональные, организационно-управленческие, рыночные, научно-технический прогресс и т.п. По нашему мнению, всю совокупность внутренних факторов устойчивого развития региональных социально-экономических систем, можно свести к двум группам: ресурсным, определяющим потенциал региона, и регуляционным, определяющим возможность управленческого воздействия на процесс развития региона.

   Обеспечение устойчивого развития региональных социально-экономических систем следует  рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи. Принципы, на основе которых должен развиваться подход к  устойчивому развитию региональных систем, включают:

  • обоснованный характер изменений в социально-экономических отношениях;
  • соблюдение интересов всех субъектов региональных отношений;
  • непротиворечивое решение экологических, социальных и экономических проблем в регионе.
  • Для успешного решения задачи устойчивого развития региона необходимо выделение ключевых факторов и обязательных условий их применения.

   Ключевые  факторы определяют потенциал социально-экономического развития региона, включая: наличие  и состояние фактора трудовых ресурсов (ресурс знаний и квалификации, невовлеченный трудовой ресурс, неоцененный  и неиспользуемый ресурс и т.д.); группу факторов природных ресурсов (которая также содержит оцененные и вовлеченные в оборот ресурсы,  неиспользуемые и неоцененные ресурсы); группу факторов производственных ресурсов и т.д.

   Однако  реальное использование и превращение  ключевых факторов в результат деятельности  во многом зависит от условий, в числе которых выступают: политическая стабильность, законодательная и нормативно-правовая система, криминальная ситуация, уровень бюрократизации и административных барьеров в предпринимательстве, стабильность финансовой системы, налоговая и кредитная системы, конкурентоспособность продукции и т.д.

   Повышение устойчивого развития региональных социально-экономических систем во многом связано с  повышением  эффективности использования экономического потенциала региона. Так, факторы повышения эффективности использования ресурсов приводят к изменению их количества и качества. Научно-производственные факторы могут обеспечить эффективность использования природных ресурсов. Трудовые факторы  позволяют обеспечить повышение эффективности производства. В свою очередь финансовые факторы позволяют повысить эффективность использования природных ресурсов за счет  активизации трудового потенциала.

   В обеспечении устойчивого развития региональных социально-экономических систем России можно выделить ряд стратегических направлений: инерционный, эволюционный, мобилизационный.  Инерционность развития исторически сложившихся производительных сил региона является основой устойчивости экономических систем регионов. Эволюционность означает  постепенность и тщательную обоснованность перемен, накопления факторов и результатов изменений. Мобилизационность показывает необходимость концентрации ресурсов и потенциалов на ключевых направлениях социально-экономического развития.

   Применительно к России анализ практики и экономическая  оценка потенциала регионов свидетельствуют  о необходимости сочетания этих направлений для обеспечения  их устойчивого социально-экономического развития.

   14. Взаимодействие хозяйства региона с корпоративными национальными и транснациональными структурами

   Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными  подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение  транснациональной компании звучит так : компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30 % её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

   В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. Транснациональные корпорации играют важную роль в глобализации.

   Корпоративные структуры представляют собой организационно–  экономические формы союзов предпринимательских  структур.

   Холдинг – компания, владеющая контрольным  пакетом акций некоторой головной (материнской) компании, которой, в свою очередь, принадлежат контрольные пакеты акций других компаний (дочерних). Холдингами обычно являются крупнейшие банки, корпорации, страховые компании, контролирующие многие отрасли и сферы экономики.

   Концерн – многоотраслевое акционерное  общество, контролирующее предприятия  и организации через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь, дочерние компании тоже могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных обществ, иногда расположенных в других странах.

   Ассоциации  – форма добровольного объединения  самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить  в другие образования. В состав ассоциаций обычно входят организации, занимающиеся определенным видом хозяйственной деятельности, расположенные на определенной территории. Основная цель ассоциаций – совместное решение научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

   Консорциум  – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупных финансовых операций (например, крупных инвестиций). Такое объединение имеет возможность вложить средства в крупный проект. При этом значительно снижается риск, так как ответственность распределяется среди многих участников. Консорциумы часто возникают в инновационной сфере и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

   Синдикат  – объединение предпринимателей одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними и ускорения реализации продукции.

   Картель – соглашение между предприятиями  одной отрасли о ценах на продукцию  и услуги, о разделе рынков, долях  в общем объеме производства и  др.

   В финансово-промышленной группе объединяются промышленный, банковский и страховой  капитал, а также интеллектуальный потенциал предприятий и организаций.

   15. Институциональные преобразования в регионе и формирование региональных экономических институтов

   Представители школ институционализма считают, что  необходимость государственного управления региональным социально-экономическим развитием во многом обусловлена несовершенствовом рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития как на общегосударственном уровне, так и на региональном уровне . Одной из главных проблем управления на всех уровня в условиях рыночной экономики является создание системы общественного контроля - на внутрифирменном, муниципальном, региональном и общегосударственном.

   Идеальная институциональная среда (система) регионального управления социально-экономическим развитием должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть достаточно простой для понимания; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать прогрессивное развитие.

   Главное требование, которое предъявляется  к институтам механизма управления регионом в условиях его экономической  самостоятельности, состоит в том, что все составляющие элементы механизма  в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы, обеспечивающей рост эффективности производства, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг. Становление институтов механизма регионального управления, обеспечивающих становление рыночной системы, происходит в условиях, активно противодействующих этому процессу.

   Институциональные основы управления на региональном и  муниципальном уровнях включают правовые, экономические и организационные  формы воздействия на процесс  социально-экономического развития региона:

  • прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займов и т.д.
  • установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка;
  • разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров, и прежде всего продовольственных.

   Одним из элементов повышающих эффективность регионального управления являются структуры, охватывающие различные институты: законы, правила игры, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"