Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

   2. Каждому показателю или группе  однородных показателей присваивают  весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в инвестиционную привлекательность региона.

   3. Рассчитывают интегральную оценку  инвестиционной привлекательности  для каждого региона.

   Инвестиционный  потенциал складывается в виде суммы  объективных предпосылок для  инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:

   - ресурсно-сырьевой (средневзвешенная  обеспеченность балансовыми запасами  основных видов природных ресурсов);

   - производственный (совокупный результат  хозяйственной деятельности населения  в регионе);

   - потребительский (совокупная покупательная  способность населения);

   - инфраструктурный (экономико-географическое  положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

   - трудовой (трудовые ресурсы и  их образовательный уровень);

   - институциональный (степень развития  ведущих институтов рыночной  экономики);

   - финансовый (объем налоговой базы  и прибыльность предприятий региона);

   - инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).

   При анализе полученных рейтингов субъектов  РФ были выявлены следующие закономерности:

   1. Снижение почти всех видов  потенциала по мере роста рисков.

   2. Увеличение рейтинга потенциала  ведет к снижению криминального, социального и политического риска для инвестиционно сильных и слабых регионов.

   3. Любые изменения инвестиционного  потенциала скорее будут сопровождаться  изменением указанных рисков. Причем  снижение инвестиционного потенциала  обязательно ведет к усилению рисков. А увеличение потенциала влияет на их снижение.

   4. По мере уменьшения инвестиционного  потенциала региона снижается  удельный вес накопленных капитальных  вложений и иностранных инвестиций.

   5. Иностранные инвесторы в большей  мере учитывают уровень инвестиционного риска, чем российские, которые, следуя за инвестиционным потенциалом, либо недоучитывают риски, либо сознательно идут на избыточный риск, преодолевая потерю инвестиций чисто российскими способами.

   6. Как иностранные, так и отечественные инвесторы стараются извлечь прибыль, используя так называемые конкурентные преимущества низкого порядка, связанные с использованием дешевой рабочей силы, сырья и энергии.

   7. Инвестиционное законодательство  не играет должной роли в  формировании региональной инвестиционной политики. Более благоприятные законодательные условия имеют регионы с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками. Однако это не всегда помогает улучшить инвестиционный климат этих регионов.

   Выделим характерные типы регионов.

   1) Инвестиционный потенциал умеренный,  но риск минимальный. Подобное  характерно для Белгородской  области и Татарстана. Это структурно  сбалансированные регионы. В этой  группе оказались обе российские  столицы - они сулят инвесторам  огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

   2)Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

   3)Регионы  с высоким инвестиционным риском  и значительным потенциалом. Их  оказалось всего три: Красноярский  край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без   исключения   составляющим.   Соответственно   инвестирование   сюда сопряжено        со        значительными        объективными        трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных   факторов    (например,    специализацией    на   добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край. Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.

     В приоритетном развитии этих  субъектов РФ как раз и должна  заключаться региональная социально-экономическая  и структурно-инвестиционная политика  нового российского правительства.  Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов» экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

   4) Умеренный уровень инвестиционного  риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

   5)Регионы  с высоким инвестиционным риском  и значительным потенциалом. Их  оказалось всего три: Красноярский  край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий  АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без   исключения   составляющим.   Соответственно   инвестирование   сюда сопряжено        со        значительными        объективными        трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных   факторов    (например,    специализацией    на   добывающих отраслях промышленности).

   6)Группа  еще с более низким потенциалом  представлена преимущественно автономиями  и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

   7)Очень  высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая  ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов. 

   18. Региональная политика государства (социально-экономический аспект) и экономическая политика регионов

   РЭП является органической частью общей  социально-экономической политики государства, синтезирующей ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.

   Общей тенденцией в РЭП как на национальном, так и на наднациональном уровнях является ее либерализация, а также стимулирование более полного использования научно-технического и производственного потенциала самих районов и регионов.Приоритетными направлениями в региональной политике являются: социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление. В экономическом блоке приоритетными, безусловно, являются: социально-экономические отношения собственности; земельные отношения и формирование земельного рынка; бюджетно-налоговые отношения, отношения природопользования; селективная (выборочная) поддержка отдельных регионов. Все эти отношения относятся к проблемам экономического федерализма, которые подробно освещены в периодической печати. Цели региональной экономической политики Правительства имеют долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития России.

   Главная цель предстоящего десятилетия в области РЭП — это стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе России, повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.

   Зарубежный опыт региональной экономической политики

   В процессе западноевропейской интеграции неуклонно возрастает роль региональной политики. К концу 80-х гг. она приобрела  самостоятельное значение. На повестку дня поставлен вопрос о создании принципиально нового образования — "Европы регионов", последовательно продвигающегося к федеративному типу надгосударственного устройства.

   Создание  Европейского Союза (ЕС) положило начало проведению единой региональной политики, целью которой является объединение  национальных хозяйств и обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва (в уровнях развития) между отдельными территориями. Еще в конце 60-х гг. началась разработка долгосрочной концепции региональной политики. В этих целях были учреждены Комитет по региональной политике и специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Вопрос об их создании был решен на Парижской встрече глав государств и правительств "шестерки" в 1972 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды).

   Вплоть  до конца 80-х гг. реализовывались четыре вида комплексных региональных программ. Межгосударственные программы ставили своей целью согласование региональной политики и важнейших направлений отраслевой деятельности ЕС. В 1987 г. было начато финансирование первых двух таких программ: "Стар" — создание систем коммуникаций в депрессивных районах, "Валорем" — освоение энергетического потенциала этих районов. С 1988 г. началась реализация программ "Ренавель" и "Резидер", которые были ориентированы на подъем регионов с традиционным судостроением и структурную переориентацию регионов с развитой черной металлургией. Интегрированные программы ЕС с самого начала финансировались также из средств Европейского социального фонда (ЕСФ), Европейского фонда ориентации и защиты сельского хозяйства (ФЕОГА) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

   Созданная Генеральная дирекция по региональной политике основным критерием одобрения  национальных проектов и программ считает  вклад государства в рост занятости  населения. Широкомасштабная реформа финансирования региональной политики и всей структурной политики ЕС была одобрена на сессии Евросовета в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По существу региональная деятельность ЕС приобрела статус официального направления интеграционной экономической политики.

   В основе реформы были такие положения:

   - объединение финансовых ресурсов  трех фондов — ЕФРР, ЕСФ и  ФЕОГА — в единый структурный  фонд;

   - двухкратное увеличение к 1993 г. (по сравнению с 1987 г.) суммарного  объема средств структурного  фонда (СФ);

   - изменение принципов финансирования  региональной политики (переход  к "индикативному методу" предоставления  ресурсов и отказ от финансирования  всех прежних региональных программ, кроме межгосударственных).

   Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач:

   1) подъем слаборазвитых районов; 

   2) структурная перестройка в депрессивных  регионах;

   3) уменьшение долгосрочной безработицы;

   4) создание условий для занятости  молодежи;

   5) отраслевая переориентация аграрного  сектора и поддержка территорий с преобладающим сельским населением.

   Новая концепция региональной политики предполагает сосредоточение подавляющего объема финансовых средств в слаборазвитых регионах, где ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя. По характеру финансовой поддержки из консолидированного бюджета ЕС выделяются три группы государств:

   1) страны, вся территория которых  относится к регионам первой  группы: Греция, Ирландия, Португалия;

   2) страны, где лишь отдельные районы  относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % площади Италии, 40 % — Великобритании, 30 % — Франции;

   3) страны, имеющие в своем составе  лишь некоторые регионы с характеристиками  первых двух групп: Люксембург  — 39 % национальной территории, Бельгия — 25 %, ФРГ — 19 %, Нидерланды — 13 % и Дания — 7 %.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"