Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".
2.
Каждому показателю или группе
однородных показателей
3.
Рассчитывают интегральную
Инвестиционный потенциал складывается в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:
-
ресурсно-сырьевой (средневзвешенная
обеспеченность балансовыми
-
производственный (совокупный результат
хозяйственной деятельности
-
потребительский (совокупная
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
-
институциональный (степень
-
финансовый (объем налоговой базы
и прибыльность предприятий
- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).
При анализе полученных рейтингов субъектов РФ были выявлены следующие закономерности:
1.
Снижение почти всех видов
потенциала по мере роста
2.
Увеличение рейтинга
3.
Любые изменения
4.
По мере уменьшения
5.
Иностранные инвесторы в
6. Как иностранные, так и отечественные инвесторы стараются извлечь прибыль, используя так называемые конкурентные преимущества низкого порядка, связанные с использованием дешевой рабочей силы, сырья и энергии.
7.
Инвестиционное
Выделим характерные типы регионов.
1)
Инвестиционный потенциал
2)Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.
3)Регионы
с высоким инвестиционным
В приоритетном развитии этих
субъектов РФ как раз и должна
заключаться региональная
4)
Умеренный уровень
5)Регионы
с высоким инвестиционным
6)Группа
еще с более низким
7)Очень
высокий риск при низком
18. Региональная политика государства (социально-экономический аспект) и экономическая политика регионов
РЭП является органической частью общей социально-экономической политики государства, синтезирующей ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.
Общей тенденцией в РЭП как на национальном, так и на наднациональном уровнях является ее либерализация, а также стимулирование более полного использования научно-технического и производственного потенциала самих районов и регионов.Приоритетными направлениями в региональной политике являются: социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление. В экономическом блоке приоритетными, безусловно, являются: социально-экономические отношения собственности; земельные отношения и формирование земельного рынка; бюджетно-налоговые отношения, отношения природопользования; селективная (выборочная) поддержка отдельных регионов. Все эти отношения относятся к проблемам экономического федерализма, которые подробно освещены в периодической печати. Цели региональной экономической политики Правительства имеют долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития России.
Главная цель предстоящего десятилетия в области РЭП — это стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе России, повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.
Зарубежный опыт региональной экономической политики
В процессе западноевропейской интеграции неуклонно возрастает роль региональной политики. К концу 80-х гг. она приобрела самостоятельное значение. На повестку дня поставлен вопрос о создании принципиально нового образования — "Европы регионов", последовательно продвигающегося к федеративному типу надгосударственного устройства.
Создание Европейского Союза (ЕС) положило начало проведению единой региональной политики, целью которой является объединение национальных хозяйств и обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва (в уровнях развития) между отдельными территориями. Еще в конце 60-х гг. началась разработка долгосрочной концепции региональной политики. В этих целях были учреждены Комитет по региональной политике и специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Вопрос об их создании был решен на Парижской встрече глав государств и правительств "шестерки" в 1972 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды).
Вплоть до конца 80-х гг. реализовывались четыре вида комплексных региональных программ. Межгосударственные программы ставили своей целью согласование региональной политики и важнейших направлений отраслевой деятельности ЕС. В 1987 г. было начато финансирование первых двух таких программ: "Стар" — создание систем коммуникаций в депрессивных районах, "Валорем" — освоение энергетического потенциала этих районов. С 1988 г. началась реализация программ "Ренавель" и "Резидер", которые были ориентированы на подъем регионов с традиционным судостроением и структурную переориентацию регионов с развитой черной металлургией. Интегрированные программы ЕС с самого начала финансировались также из средств Европейского социального фонда (ЕСФ), Европейского фонда ориентации и защиты сельского хозяйства (ФЕОГА) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Созданная Генеральная дирекция по региональной политике основным критерием одобрения национальных проектов и программ считает вклад государства в рост занятости населения. Широкомасштабная реформа финансирования региональной политики и всей структурной политики ЕС была одобрена на сессии Евросовета в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По существу региональная деятельность ЕС приобрела статус официального направления интеграционной экономической политики.
В основе реформы были такие положения:
-
объединение финансовых
- двухкратное увеличение к 1993 г. (по сравнению с 1987 г.) суммарного объема средств структурного фонда (СФ);
-
изменение принципов
Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач:
1) подъем слаборазвитых районов;
2)
структурная перестройка в
3)
уменьшение долгосрочной
4)
создание условий для
5)
отраслевая переориентация
Новая
концепция региональной политики предполагает
сосредоточение подавляющего объема финансовых
средств в слаборазвитых
1) страны, вся территория которых относится к регионам первой группы: Греция, Ирландия, Португалия;
2) страны, где лишь отдельные районы относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % площади Италии, 40 % — Великобритании, 30 % — Франции;
3)
страны, имеющие в своем составе
лишь некоторые регионы с