Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".
В географической структуре внешних связей регионов отражаются действие дистанционного фактора и интересы предпринимательских кругов зарубежных стран к конкретным частям российского пространства. Можно выделить два способа реализации их приоритетов в России. В первом случае они связаны с конкретным размещением рынков сбыта, ресурсов, производств и отраслей, представляющих интерес с точки зрения получения прибыли и контроля за их деятельностью. Носителями этих интересов чаще всего выступают ТНК. Во втором случае регионализация интересов зарубежных стран определяется их географической и этнокультурной близостью к определенным российским регионам. Для многих стран территориальные зоны интересов в России формируются под влиянием определенной комбинации этих двух факторов.
В растущей экономике, по крайне мере на начальном этапе устойчивого роста, поляризация усиливается по сравнению с периодом спада. Создание института президентских представителей в федеральных округах, следящих за соблюдением федеральных законов и пресекающих проявления регионального протекционизма, на наш взгляд, будет скорее способствовать поляризации, чем препятствовать ей. Устранение региональных барьеров облегчит перемещение производственных ресурсов, которые будут стремиться в места более эффективного использования.
Продолжится фрагментация российского пространства, но в ее ходе начнут возникать более крупные структуры вокруг главных центров российской экономики. Определенным свидетельством этого является диффузное распространение иностранных инвестиций из Москвы в Московскую и соседние Калужскую, Владимирскую, Орловскую и Тульскую области. То же наблюдается и в С.-Петербургском районе. Укрупнению фрагментации может способствовать также образование федеральных округов.
Неоднородность в развитии, отчетливо проявляющаяся на уровне региональных центров, отдельных частей региона, усиливает неоднородность развития регионов. В регионах с более развитыми (крупными) региональными центрами, системой городов депрессивность в развитии наиболее всего испытывают отдельные, главным образом, экономически менее развитые центры, территории. О стагнации городов и даже целых регионов, и специфике проблем выхода их из кризиса следует, прежде всего, говорить по отношению к регионам, с недостаточно развитыми: региональными центрами, системой городов и потенциалом экспортной ориентации регионов России.
Задача
Правительства Иркутской
Глава
региона обозначил
Особое внимание глава региона уделил сфере малого и среднего бизнеса. Губернатор отметил, что малые предприятия необходимо создавать не только в городах, но и в перспективных поселках и селах. Дмитрий Мезенцев напомнил, что 2011 год в Иркутской области объявлен годом поддержки малого и среднего бизнеса. До конца года стабилизационный фонд развития малого предпринимательства будет увеличен до 500 млн. рублей.
Глава региона также сообщил, что в 2011 году из бюджета Иркутской области будет выделено около 1 млрд. рублей на поддержку перспективных проектов и программ по социально-экономическому развитию территорий Приангарья, которые поддержаны партией «Единая Россия».
Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
Среди
методов регулирования
В
условиях демократизации управленческих
функций меняются механизмы мотивации
принятия решений и соотношение
экономических и
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Административные методы | Экономические методы |
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений | Базируются
на общих правилах поведения, выбора
маневра экономической |
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления | Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности |
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены | Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия |
Административные
распоряжения, как правило, однозначны,
требуют обязательного |
Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска |
Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами. Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.
Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
В ходе реформирования экономических взаимоотношений регионов появились проблемы, которые стали тормозом в развитии сотрудничества. Возникли препятствия для перемещения товаров и услуг между субъектами РФ, усложнилась процедура приграничного и таможенного контроля. Появились трудности в работе железнодорожного и автомобильного транспорта.
Каждому региону присуще определенное сочетание производств, организаций производственного сектора, их специализация и уровень развития, что определяет суть региональной экономики. В свою очередь, эти факторы обусловливают направления и структуру межрегиональных экономических связей и взаимодействия субъектов рыночных отношений. В осуществлении межрегиональных экономических связей большое значение имеет также надежность инфраструктурной базы, и в первую очередь таких ее элементов, как различные виды транспорта, связи, средств коммуникации, компьютерных сетей для сбора, обработки и использования информации о рыночных отношениях, географии производства и потребления ресурсов, товаров и услуг.
Регионы
характеризуются особенностями, как
в размещении производства, так и
в структуре экономических
Таким
образом, межрегиональные экономические
связи трактуются нами как система
экономических отношений
По экономическому содержанию основными формами межрегиональных связей являются следующие:
Совершенствование
территориальной структуры