Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 290.00 Кб (Скачать)
  1. Современные    и    перспективные    тенденции  организации, функционирования и развития региональной экономики.

   В географической структуре внешних  связей регионов отражаются действие дистанционного фактора и интересы предпринимательских кругов зарубежных стран к конкретным частям российского пространства. Можно выделить два способа реализации их приоритетов в России. В первом случае они связаны с конкретным размещением рынков сбыта, ресурсов, производств и отраслей, представляющих интерес с точки зрения получения прибыли и контроля за их деятельностью. Носителями этих интересов чаще всего выступают ТНК. Во втором случае регионализация интересов зарубежных стран определяется их географической и этнокультурной близостью к определенным российским регионам. Для многих стран территориальные зоны интересов в России формируются под влиянием определенной комбинации этих двух факторов.

   В растущей экономике, по крайне мере на начальном этапе устойчивого  роста, поляризация усиливается  по сравнению с периодом спада. Создание института президентских представителей в федеральных округах, следящих за соблюдением федеральных законов и пресекающих проявления регионального протекционизма, на наш взгляд, будет скорее способствовать поляризации, чем препятствовать ей. Устранение региональных барьеров облегчит перемещение производственных ресурсов, которые будут стремиться в места более эффективного использования.

   Продолжится фрагментация российского пространства, но в ее ходе начнут возникать более  крупные структуры вокруг главных центров российской экономики. Определенным свидетельством этого является диффузное распространение иностранных инвестиций из Москвы в Московскую и соседние Калужскую, Владимирскую, Орловскую и Тульскую области. То же наблюдается и в С.-Петербургском районе. Укрупнению фрагментации может способствовать также образование федеральных округов.

   Неоднородность  в развитии, отчетливо проявляющаяся  на уровне региональных центров, отдельных  частей региона, усиливает неоднородность развития регионов. В регионах с  более развитыми (крупными) региональными центрами, системой городов депрессивность в развитии наиболее всего испытывают отдельные, главным образом, экономически менее развитые центры, территории. О стагнации городов и даже целых регионов, и специфике проблем выхода их из кризиса следует, прежде всего, говорить по отношению к регионам, с недостаточно развитыми: региональными центрами, системой городов и потенциалом экспортной ориентации регионов России.

   Задача  Правительства Иркутской области  состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития региональной экономики, увеличения собираемости налогов и сокращению миграционного оттока населения. Об этом завил Губернатор – Председатель Правительства Иркутской области Дмитрий Мезенцев на пресс-конференции в рамках фестиваля «Байкальская пресса – 2011».

   Глава региона обозначил перспективные  направления социально-экономического развития Приангарья. Среди них реализация крупных проектов по развитию энергетики, лесоперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, газификация территории, создание газохимического кластера в экономике. Это, в частности, реализация проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, модернизация Братского лесопромышленного комплекса. Развитие агропромышленного комплекса Иркутской области будет осуществляться путем воплощения в жизнь инвестиционных проектов в сфере молочного и мясного скотоводства, коневодства, рыбоводства, овцеводства, развития современной сельскохозяйственной кооперации.

   Особое  внимание глава региона уделил сфере малого и среднего бизнеса. Губернатор отметил, что малые предприятия необходимо создавать не только в городах, но и в перспективных поселках и селах. Дмитрий Мезенцев напомнил, что 2011 год в Иркутской области объявлен годом поддержки малого и среднего бизнеса. До конца года стабилизационный фонд развития малого предпринимательства будет увеличен до 500 млн. рублей.

   Глава региона также сообщил, что в 2011 году из бюджета Иркутской области  будет выделено около 1 млрд. рублей на поддержку перспективных проектов и программ по социально-экономическому развитию территорий Приангарья, которые поддержаны партией «Единая Россия».

  1. Методы и приемы государственного воздействия на экономику региона.

   Региональное  экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.

   Важнейшими  направлениями государственного долгосрочного  регулирования экономики на современном  этапе являются:

  • эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;
  • поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
  • проведение общегосударственной инновационной политики;
  • регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
  • регулирование регионального развития.

   Среди методов регулирования регионального  развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер эконо­мической политики.

   В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации  принятия решений и соотношение  экономических и административных методов управления.

   ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И  ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

   Административные  методы    Экономические методы
   Основаны  на конкретно-адресных заданиях, ориентированных  на достижение целей системы путем  формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений    Базируются  на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии
   Выражают  прямое воздействие на управляемые  объекты, преследуют пре­имущественно интересы органа управления    Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности
   Основная  доля ответственности за принимаемые  решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены    Предполагают  полную самостоятель­ность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их по­следствия
   Административные  распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений    Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки  зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

   Административные  методы предусматривают возможности  применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами. Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

   Сущность  экономических методов состоит  в косвенном воздействии на процесс  регионального воспроизводства  — через экономические интересы субъектов с помощью таких  рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.

   Для российской экономики характерно большое  разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

  1. Концепция (основы) развития межрегиональных и внутрирегиональных взаимосвязей

   В ходе реформирования экономических  взаимоотношений регионов появились  проблемы, которые стали тормозом в развитии сотрудничества. Возникли препятствия для перемещения товаров и услуг между субъектами РФ, усложнилась процедура приграничного и таможенного контроля. Появились трудности в работе железнодорожного и автомобильного транспорта.

   Каждому региону присуще определенное сочетание  производств, организаций производственного сектора, их специализация и уровень развития, что определяет суть региональной экономики. В свою очередь, эти факторы обусловливают направления и структуру межрегиональных экономических связей и взаимодействия субъектов рыночных отношений. В осуществлении межрегиональных экономических связей большое значение имеет также надежность инфраструктурной базы, и в первую очередь таких ее элементов, как различные виды транспорта, связи, средств коммуникации, компьютерных сетей для сбора, обработки и использования информации о рыночных отношениях, географии производства и потребления ресурсов, товаров и услуг.

   Регионы характеризуются особенностями, как  в размещении производства, так и  в структуре экономических связей и региональных рынков. Для межрегиональных  экономических связей, представляющих собой в основном обмен ресурсами, товарами и услугами различных отраслей, характерны большая дальность перевозок и высокая концентрация потоков, что предопределяет соответствующий организационный и технический уровень коммерческой работы и маркетинга, с одной стороны, и финансово-кредитного и правового сопровождения деловых контактов — с другой.

   Таким образом, межрегиональные экономические  связи трактуются нами как система  экономических отношений регионов, которые формируются и развиваются в процессе функционирования общественного воспроизводства материальных благ и услуг, обусловленные целым рядом факторов: разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил, демографическими, социальными процессами, природными условиями.

   По  экономическому содержанию основными  формами межрегиональных связей являются следующие:

  • взаимный товарообмен;
  • научно-техническое сотрудничество;
  • взаимодействие в сфере финансов и кредита;
  • инвестиционная и инновационная деятельность;
  • производственные связи и кооперация;
  • перераспределение трудовых ресурсов;
  • использование и освоение природных ресурсов;
  • транспортное сотрудничество;
  • сотрудничество в сфере энергетики.
  1. Формирование оптимальной территориальной структуры рыночного хозяйства

   Совершенствование территориальной структуры хозяйства  и формирование оптимальной социально-экономической  системы регионов является одной  из приоритетных задач развития Российской Федерации на современном этапе. По мере развития регионов происходят постоянные изменения в структуре хозяйства под влиянием смены приоритетов, конкретных условий и факторов. Наиболее глубокие динамические процессы, которые можно квалифицировать как «трансформация», связаны с изменением территориальной структуры хозяйства. Они могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Для каждого региона характерны свои особенности трансформации. Однако, являясь неизбежным, этот процесс не должен проходить стихийно. Важнейшей задачей при выборе стратегии социально-экономического развития регионов России должно стать исследование особенностей трансформации.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"