Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".
Создание
институциональной среды в
Создание
эффективных региональных институтов
нужно для появле-ния
Общие подходы к формированию конкретных механизмов сценария устойчивого развития предполагают ряд отличительных черт:
Реформы регионального управления должны обязательно сопровождаться изменениями в системах институтов, причем именно изменения неформальных норм поведения людей поддерживают действие новых законов. Развиваются все институты вследствие смены парадигмы общественного развития и выбора более эффективного метода хозяйствования.
16. Структура, структурные изменения и структурные преобразования в экономике региона
Развитие
национальной экономики, ее положение
в мировой экономической
Структура - это не только результат, но и предпосылка развития экономики страны. Она отражает количественные и качественные закономерности, позволяет выявить тенденции изменения национальной экономики. Структура экономики выступает характеристикой ее устойчивости и национальной безопасности (экономической, технологической, экологической, оборонной, энергетической, информационной), определяет эффективность общественного производства (экономическую, социальную). Она должна отвечать целям социально-экономического развития страны, достижение которых связано с воздействием на экономическую структуру и изменение их в той или иной мере отражается на национальной экономической системе.
Экономические процессы в любой стране сопровождаются непрерывной адаптацией связей, образующих организационную и материальную структуры народного хозяйства. Среди множества происходящих в нем сдвигов особое место принадлежит технологическим преобразованиям на микроуровне. В рыночной, циклически развивающейся экономике частота микроструктурных адаптационных изменений на разных фазах цикла существенно различна. Максимальной интенсивности они достигают в фазе кризиса, приобретая характер масштабной структурной перестройки.
Таким образом, структурная перестройка - это глубокие преобразования производительных сил, определяемые необходимостью технологического обновления производства и его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Важнейшими целями являются: реорганизация производства, в том числе путем ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния предприятий, замена физически и морально устаревших основных фондов, внедрение технических нововведений, выпуск новой продукции. Все это приводит к существенным сдвигам в отраслевой, технологической, размерной, региональной и других структурах общественного производства.
Типы структурной перестройки можно охарактеризовать следующим образом .
Хаотический - когда структурные изменения не имеют стратегической направленности и часто выражаются в противоречащих друг другу # мероприятиях, что не приводит к росту эффективности производства.
Административный
тип преобразований связывается
со стремлением предприятий
Рыночный тип реструктурирования предполагает ориентацию на собственные силы, на умение самостоятельно спрогнозировать развитие ситуации в экономике и, не дожидаясь помощи у государства предпринять собственные шаги. Но ему должна сопутствовать адекватная государственная промышленная политика (налоговая, ценовая, кредитная и т.д.).
Можно выделить, по крайней мере, три типа процессов, которые связаны со структурной перестройкой экономики:
1.
Переход из старого
2.
Переход к новой технической
и технологической базе
3.
Изменяется устройство
ВОПРОС № 42 СЮДА ЖЕ
17. Экономический потенциал региона и его инвестиционная привлекательность
Экономический
потенциал региона
Некоторые финансисты определяют экономический потенциал как способность социально-экономической системы региона за счет использования собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира.
Для оценки объемов экономического потенциала целесообразно выделять такие понятия, как используемый и неиспользуемый экономический потенциал. Первый можно отождествлять с экономическими ресурсами региона и оценивать через их объем, отражаемый в финансовом балансе региона. Неиспользуемая часть экономического потенциала связана с оценкой той части ресурсов региона, которая только может быть вовлечена в оборот в течение определенного периода времени, т.е. это не используемая, не реализованная часть экономического потенциала. И здесь проблема состоит в том, когда и какие ресурсы региона можно и нужно использовать.
Экономический
потенциал региона зависит от
наличия различных видов
Разработке планов развития регионов должно способствовать построение информационной базы с использованием показателей статистических и экономических органов, а также анализ изменений в динамике. При формировании информационных массивов следует учитывать:
– необходимость систематизации показателей и критериев, позволяющих определить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов в разрезе отраслей экономики, которые получили развитие в регионе;
– ориентированность показателей на решение задач:
•оценки
эффективности производственной деятельности
хозяйствующих субъектов региона (разрезе
территорий области (районов), а также
определения производственного потенциала;
•определения налогового потенциала территорий районов области, исходя из имеющихся на данной территории производственных возможностей;
– необходимость систематизации сбора и обобщения информации по соответствующим блокам, позволяющим сделать выводы об эффективности деятельности хозяйствующих объектов муниципальных образований;
– использования маркетинговых исследований для проведения аналитической работы.
В
настоящее время система
Чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности этого региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов. На ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.
В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используют статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, имеющие отношение к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, а также публикации в печати.
При составлении практически всех рейтингов в той или иной степени используют экспертные оценки. В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:
1.
Выбирают и обосновывают набор
показателей, наиболее точно,
по мнению экспертов,