Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

   Создание  институциональной среды в субъектах  Российской Федерации, проблемы формирования цивилизованных мотиваций поведения человека адекватных условиям рыночной экономики, приобретают приоритетное значение. Государственные и общественные институты приобретают особое значение в процессах формирования институциональной среды и построения цивилизованной рыночной экономической системы, как в отдельных субъектах РФ, так и в масштабах всего российского государства.

   Создание  эффективных региональных институтов нужно для появле-ния нормативно-правовой основы экономического планирования и функционирования рыночных механизмов, а также для проведения це-ленаправленной социально-экономической и финансовой на местах.Предполагается, что развитие экономики региона последовательно будет проходить по трем базовым сценариям:

  1. инерционному (с сохранением таких отрицательных тенденций как сокращение объемов производства в отдельных отраслях экономики с переходом в фазу стагнирующей стабилизации, опережающий рост промежуточного продукта перед конечным, углубление социального расслоения и др.);
  2. свободного предпринимательства (ориентирован на получение максимальной прибыли и производство наиболее конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынке. В наибольшей мере он отражает интересы предпринимателей-инвесторов, но в той или иной степени соответствует и интересам прочих субъектов); свободное предпринимательство создает рабочие места, выпускает нужную обществу продукцию, дает солидные отчисления от прибыли в бюджеты всех уровней. Сценарий предполагает максимизацию доли доходов, направляемой на развитие производства, и минимизацию доли доходов, направляемой на социальные нужды (помимо зарплаты);
  3. устойчивого развития (под устойчивым понимается развитие, отвечающее потребностям настоящего времени, без ущемления возможностей будущих поколений для достижения их целей).

   Общие подходы к формированию конкретных механизмов сценария устойчивого развития предполагают ряд отличительных  черт:

    • интеграцию природоохранных аспектов и включение их в процесс разработки и принятия экономических решений, повышение действенности природоохранной политики, введение жестких санкций за загрязнение окружающей среды;
    • расширение базы экономического роста путем стимулирования малого бизнеса и предпринимательства; участие значительной части населения в предпринимательской деятельности - один из главных факторов устойчивого развития;
    • максимальную передачу властных полномочий федерального правительства региональным органам государственной власти и местного самоуправления как важнейший инструмент решения всех задач, связанных с развитием территории; право территории самостоятельно определять цели социально-экономического развития должно быть подкреплено адекватными финансовыми возможностями и механизмами.

   Реформы регионального управления должны обязательно  сопровождаться изменениями в системах институтов, причем именно изменения неформальных норм поведения людей поддерживают действие новых законов. Развиваются все институты вследствие смены парадигмы общественного развития и выбора более эффективного метода хозяйствования.

   16. Структура, структурные изменения и структурные преобразования в экономике региона

   Развитие  национальной экономики, ее положение  в мировой экономической системе  находятся в прямой зависимости  от структуры общественного производства. В философской литературе категория «структура» обобщенно определяется как «совокупность устойчивых связей между элементами системы»1. Однако структуру образуют не любые связи и отношения, а, прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения называются интегрирующими; они воздействуют на другие закономерные связи, обуславливая общую специфичность структур в пределах системы. Структура вместе с составом элементов определяет качество системы. Однако она соотносится с элементами не строго однозначно: при одном и том же составе элементов, при одинаковой их природе различные структуры обуславливают разнообразие качеств систем.

   Структура - это не только результат, но и предпосылка  развития экономики страны. Она отражает количественные и качественные закономерности, позволяет выявить тенденции изменения национальной экономики. Структура экономики выступает характеристикой ее устойчивости и национальной безопасности (экономической, технологической, экологической, оборонной, энергетической, информационной), определяет эффективность общественного производства (экономическую, социальную). Она должна отвечать целям социально-экономического развития страны, достижение которых связано с воздействием на экономическую структуру и изменение их в той или иной мере отражается на национальной экономической системе.

   Экономические процессы в любой стране сопровождаются непрерывной адаптацией связей, образующих организационную и материальную структуры народного хозяйства. Среди множества происходящих в нем сдвигов особое место принадлежит технологическим преобразованиям на микроуровне. В рыночной, циклически развивающейся экономике частота микроструктурных адаптационных изменений на разных фазах цикла существенно различна. Максимальной интенсивности они достигают в фазе кризиса, приобретая характер масштабной структурной перестройки.

   Таким образом, структурная перестройка - это глубокие преобразования производительных сил, определяемые необходимостью технологического обновления производства и его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Важнейшими целями являются: реорганизация производства, в том числе путем ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния предприятий, замена физически и морально устаревших основных фондов, внедрение технических нововведений, выпуск новой продукции. Все это приводит к существенным сдвигам в отраслевой, технологической, размерной, региональной и других структурах общественного производства.

   Типы  структурной перестройки можно  охарактеризовать следующим образом .

   Хаотический - когда структурные изменения  не имеют стратегической направленности и часто выражаются в противоречащих друг другу # мероприятиях, что не приводит к росту эффективности производства.

   Административный  тип преобразований связывается  со стремлением предприятий попасть  в государственные программы  или получить государственную поддержку. Их структура меняется в связи  с государственными решениями о  кооперации и интеграции. Не рискуя собственными средствами и идя на поводу у государственных органов, предприятия не несут ответственности за конечный результат преобразований и, следовательно, не всегда добиваются роста эффективности или ограничиваются ее малой величиной.

   Рыночный  тип реструктурирования предполагает ориентацию на собственные силы, на умение самостоятельно спрогнозировать  развитие ситуации в экономике и, не дожидаясь помощи у государства предпринять собственные шаги. Но ему должна сопутствовать адекватная государственная промышленная политика (налоговая, ценовая, кредитная и т.д.).

   Можно выделить, по крайней мере, три типа процессов, которые связаны со структурной  перестройкой экономики:

   1. Переход из старого равновесного  состояния к новому под влиянием  экономической конъюнктуры в рамках сложившегося технологического уклада и при соблюдении основных норм и правил, характеризующих экономическую систему (институций).

   2. Переход к новой технической  и технологической базе экономики  и к новой модели потребления. При этом ряд институций претерпевают изменения. Например, появляется венчурный капитал или сетевая экономика со специфическими правилами и нормами.

   3. Изменяется устройство экономической  системы.

   ВОПРОС  № 42 СЮДА ЖЕ

   17. Экономический   потенциал   региона   и   его   инвестиционная привлекательность

   Экономический потенциал региона характеризуется  его основными составляющими: природно-ресурсным  потенциалом, населением и трудовыми  ресурсами, производственным потенциалом.

   Некоторые финансисты определяют экономический потенциал как способность социально-экономической системы региона за счет использования собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира.

   Для оценки объемов экономического потенциала целесообразно выделять такие понятия, как используемый и неиспользуемый экономический потенциал. Первый можно отождествлять с экономическими ресурсами региона и оценивать через их объем, отражаемый в финансовом балансе региона. Неиспользуемая часть экономического потенциала связана с оценкой той части ресурсов региона, которая только может быть вовлечена в оборот в течение определенного периода времени, т.е. это не используемая, не реализованная часть экономического потенциала. И здесь проблема состоит в том, когда и какие ресурсы региона можно и нужно использовать.

   Экономический потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И  эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Ресурсы государства обычно определяются через стоимость национального богатства. Но экономический потенциал не следует отождествлять со стоимостью национального богатства, хотя стоимостная оценка ресурсов региона лежит в основе оценки экономического потенциала. Следует иметь в виду, что есть разные методики оценки национального богатства. Стоимостная оценка ресурсов региона может колебаться во времени, точно так же может изменяться и их способность приносить доходы. Причем все ресурсы имеют разную способность приносить доходы, и не только собственникам.

   Разработке планов развития регионов должно способствовать построение информационной базы с использованием показателей статистических и экономических органов, а также анализ изменений в динамике. При формировании информационных массивов следует учитывать:

   – необходимость систематизации показателей и критериев, позволяющих определить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов в разрезе отраслей экономики, которые получили развитие в регионе;

   –          ориентированность показателей  на решение задач:

   •оценки эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов региона (разрезе территорий области (районов), а также определения производственного потенциала; 

   •определения  налогового потенциала территорий районов  области, исходя из имеющихся на данной территории производственных возможностей;

   – необходимость систематизации сбора  и обобщения информации по соответствующим  блокам, позволяющим сделать выводы об эффективности деятельности хозяйствующих  объектов муниципальных образований;

   – использования маркетинговых исследований для проведения аналитической работы.

   В настоящее время система показателей, отражаемых в статистической и бухгалтерской  отчетности, не отвечает требованиям, предъявляемым к информационным массивам, необходимым для формирования и оценки экономического потенциала региона. Необходимо реформировать современную финансовую статистику в соответствии с этими требованиями

   Чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности этого региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов. На ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

   В качестве исходной информации для составления  рейтингов инвестиционной привлекательности  используют статистические данные по развитию регионов, законодательные  акты, имеющие отношение к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, а также публикации в печати.

   При составлении практически всех рейтингов  в той или иной степени используют экспертные оценки. В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:

   1. Выбирают и обосновывают набор  показателей, наиболее точно,  по мнению экспертов, отражающий  состояние инвестиционного комплекса  региона.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"