Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Региональная экономика".
Заметно возросла доля населения, охваченного субсидиями, в наименее развитых странах при снижении этого показателя в наиболее обеспеченных государствах. Опережающими темпами возрастал объем финансовых ресурсов, приходящихся на душу населения в наиболее отсталых регионах первой группы государств. В настоящее время регионы стран — членов ЕС отстаивают свои интересы непосредственно через такие неправительственные организации: Комиссия регионов; Собрание регионов Европы; Совет регионов и общин Европы. Они, в свою очередь, координируют свои действия через регулярно созываемую Европейскую региональную ассамблею. Итак, реализация концепции "Европы регионов" теснейшим образом связана с продвижением Европейского союза к единому федеральному устройству на всей его территории. Тем самым регионы стран — членов ЕС повысят свой автономный статус и смогут эффективно участвовать в реализации региональной экономической политики на межгосударственном уровне.
Однако в действительности не все так просто осуществляется. Повышение статуса региона в механизме принятия межгосударственных решений резко усложняет работу органов ЕС из-за необходимости постоянного поиска консенсуса.
Отметим три важных положения общего характера, которые возможно использовать в качестве практического опыта региональной экономической политики ЕС в условиях России:
1.
РЭП является самостоятельным
и чрезвычайно важным
2.
Большинство подходов, выработанных
в РЭП Европейского Союза,
3.
Растущая самостоятельность
21. Закономерности регионального развития и их использование в практике принятия плановых решений.
Понятие
"закономерность регионального экономического
развития" можно определить как
целостное действие нескольких специальных
законов, выражающих совокупность отношений
между деятельностью людей и территорией,
на которой она происходит. Существует
как общий набор экономических закономерностей,
присущих разнообразным региональным
образованиям, так и специальный, отображающий
развитие отдельных территориально-
Закономерность единства и целостности
Закономерность обеспечения необходимого числа степеней свободы
Закономерность необходимого разнообразия
Закономерность
соотношения управляющих и управляемых
структур
22. Формирование, государственное регулирование и защита региональных рынков (фондовых, товарных, рабочей силы и др.)
Региональный
рынок – это совокупность высоколокализованных
социально-экономических процессов и
отношений в сфере обмена (обращения),
формируемых под влиянием особенностей
спроса и предложения каждого территориально-
Региональные
рынки могут существовать как
при лимитно - распределительной
системе, так и при рыночной экономике.
В первом случае рынки развиваются
и функционируют в соответствии
с логикой административно- директивного
управления. Так, объем товарооборота
и соответствующее товарное обеспечение
для каждого территориально-
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:
- общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
- структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;
- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
- требований покупателей к качеству товаров.
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность
в товарах и услугах находится
в прямой зависимости от платежеспособного
спроса и развития непроизводственной
сферы в регионе. Платежеспособный спрос
населения характеризуется суммой денежных
ресурсов, которую оно может направить
на приобретение товаров и потребление
платных услуг. Структура платежеспособного
спроса в разных районах страны и для различных
социально-экономических групп населения
определяется характером развития производительных
сил в данном экономическом районе. Характерной
чертой развития регионального рынка
товаров и услуг является непрерывное
расширение его емкости и качественных
параметров. Емкость рынка – это возможный
объем реализации товаров на внутреннем
рынке, определяемый размерами платежеспособного
спроса потребителей при данном уровне
цен.
Кроме населения потребителями товаров
и услуг на рынке выступают организации
и учреждения непроизводственной сферы
и предприятия региона.
Региональные
рынки можно объединить в систему,
которая представляет собой совокупность
рыночных образований различного типа,
цель которых – обеспечение
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
-
рынок капиталов (кредитный
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Все
рынки взаимосвязаны друг с другом,
они обслуживаются
Государственное регулирование региональных рынков:
Прямые
методы - квотирование производства и
сбыта отдельных видов
Косвенные
методы - льготы производителям, понижение
ставок по налогам или освобождение
от них, выдача го гарантий под кредиты,
регулирование цен в целях ограничения
спроса на отдельные виды товаров.
23. Сектора экономики региона: направления трансформации и развития.
Делятся на сектора материального и нематериального производства.
Материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение, энергетика, металургия, химическая промышленность, машиностроение, лесная, топливная, легкая, пищевая и др. промышленности.
Нематериального производства: наука, образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, региональное управление, ЖКХ, бытовое обслуживание, спорт, туризм, банки, фонды.
Определяют
сектора экономики природно-
24. Конкурентные позиции региона и конкурентоспособность его отраслевых структур.
Конкурентоспособность региона - наличие и реализация конкурентного потенциала региона. Конкурентный потенциал - возможность участия региона в конкурентных отношениях, как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами.
Базовые признаки конкурентоспособности региона - природные богатства, научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса, степень развитости интеллекта жителей региона. Обеспечивающие признаки - эффективность управления экономикой, скорость и простота экономических процессов, наличие разного вида инфраструктур.
Условия, характеризующие конкурентную позицию региона:
26. Инвестиционные ресурсы региона, методы их мобилизации и рационализации использования.
Количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства, а также потребительский спрос населения. При расчете используют абсолютные статистические показатели.
Совокупный потенциал региона:
Ресурсно-сырьевой;
Производственный;
Потребительский;
Инфраструктурный;
Инновационный;
Трудовой;
Институциональный;
Финансовый.
Инструменты активизации инвестиционной активности:
Денежные средства из бюджета развития направляются победителям конкурсов.
Два способа выделения денежных средств: кредитование победителей конкурсных отборов, прямые инвестиции при условии увеличения уставного капитала государства.
27. «Теневая экономика» в хозяйстве региона: оценка уровня, формы экономических преступлений, организационные и экономические меры противодействия.
Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. теневая экономика включает: