Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда и социально-трудовые отношения".
На региональном уровне заключается региональное тарифное соглашение. В регионах Укр они заключаются м/ду тер-ми исполнительными органами местной власти и управления, региональными объединениями профсоюзов, региональными объединениями работодателей. Предметом регионального тарифного соглашения явл:
- единые для данной тер-ии тарифная сетка работников и шкалы соотношений минимальных должностных окладов по группам должностей руководителей, специалистов и служащих или единая тер-ая тарифная сетка для всех категорий работников; - единые для всех категорий работников данной территории миним размеры доплат и надбавок, кот учитывают специфику условий труда отдельных проф групп с учетом региональных особенностей; - взаимные обязат-ва сторон по выполнению соглашения.
105. Понятие и показатели уровня жизни населения.
Уровень жизни- это соц-экон категория, кот отражает степень развития и удовлетворения физ,дух,соц, потребностей населения и условия в общ-ве для развития и удолв-ия этих потребностей. Прожиточный мин-м представляет собой пок-ль объема и структуры потребления осн матер благ и услуг на мин-но допустимом ур-не,кот обеспечивает поддержание активного физ состояния различных соц-демографических групп населения. В формировании ПМ используют различные подходы: стати-ий, комбинированный, ресурсный. Повышение уровня жизни содействует росту ач-ва жизни, кот хар-ся уровнем потребления товаров и услуг, средней продолжительностью жизни, уровнем заболеваемости, условиями и охраной труда и тд. В соот с рекомендациями МОТ уровень жизни отражает след пок-ли: -объем фонда потребления на душу населения, реальные доходы , продолжительность жизни, образование; -объем потребления важных продуктов на душу населения в натуральном выражении, обеспеченность жильем, ком-ми и соц услугами, транспортом и связью; - охрана здоровья и соц обеспечение. При этом учит-ся занятость и условия труда , действующие гарантии, демографическ, эколог условия, наличие дом им-ва и тд. Мировая практика выработала для хар-ки уровня жизни населения интегральный показатель- индекс человеческого развития, кот включает: НВП или ВВП ; - продолжительность жизни в годах, уровень образования населения.
46. Закордонний досвід соціального партнерства, сучасні його форми, тенденції розвитку.
В мире накоплен богатый опыт, позволяющий убедится в необходимости трехстороннего сотрудничества в соц-труд сфере. Предприниматели в скандинавских странах выражают готовность учитывать справедливые интересы трудящихся, новые идеи, касающиеся гуманизации труда, повышения заинтересованности и ответственности ра-бочего за его результаты. Система соц парт в Дании пришла к достаточно высокому уровню. Парт-неры СТО там специально готовят своих переговорщиков, кот высокопрофессионально ведут переговоры и добиваются макс-ого удовлетворения интересов сторон. Отделом международных трудовых норм МОТ разработана модель кол-ого соглашения на основе междунар-х труд-х норм МОТ, кот насчитывает 19 глав. Вместе с тем, кол-ые договоры могут иметь разный объем. Так, в США кол-ые договоры на различных п/п могут быть составлены на одной- двух страницах или представлять собой многотомный сборник. В Укр система соц парт-ва в сфере СТО действует сравнительно недавно и ей следует преодолеть еще значительные проблемы.
47. Ринок праці як підсистема ринкової економіки: сутність, зміст й структура. Умови його формування й функціонування.
РТ как составная часть рын эк-ки предст собой систему обществ-х от-ношений с согласованными интере-сами работодателей и наем раб силы.
РТ - 1) совок-ть эк отношений м/ду спросом и предложением раб силы; 2) место пересече5ния различных эк-х и соц-х интересов и функций; 3) с позиции п/п - поле взаимоотношения отдельного п/п и его работника.
Особенность РТ в том, что он охва-тывает не только сферу обращения труда, но и сферу пр-ва., где работник трудится. Стр-ру РТ составляют:
1.конкурент отношения м/ду работником и п/п, а также внутри каждой из этих групп. 2. механизм гос регу-лир-ия рынка раб силы. 3. система соц защиты насел.
Для возникновения, формирования и функционирования РТ необходимы определенные условия: - должно быть обеспечено правовое рег7улирование функционирования этого рынка; - должны иметь место соответствие работника требованиям рабочего места, а предложенного места - интересам работника; - должна быть создана единая, замкнутая на тер-ии страны и эффективно действующая система бирж труда, система проф ориентации; - должны быть в наличии у тер-х органов исполнительной власти необходимые финансовые и материальные средства; - должна быть обеспечена соц поддержка граждан, включая безработных и членов их семей и т.д.
48. Попит та пропозиція на ринку праці.
Глав составными частями РТ явл со-вокуп спрос и совокуп предложение.
Совокуп предложение (П) охватывает всю наем раб силу, а совокуп спрос (С) предст собой общую потребность эк-ки в наем раб силе. ТР=СР-УС. Совокуп спрос на раб силу - рын спрос со стороны всех фирм, организаций, представленных на рынке. Индивид спрос на раб силу - спрос отдельного работодателя. Предложение раб силы хар-т числен-ть трудоспос-х людей с учетом их пола, возраста, образования, квалификации.В рын эк-ке РТ охватывает всех, кто хочет заниматься трудом как занятых, так и не занятых трудом. Конъюнктура РТ - соотношение спроса и предложения на раб силу на данный момент, кот определяет став-ки з/п, на конкретные виды труда и уровень занятости населения. Типы конъюнктуры РТ: 1. трудодефицитная - когда РТ испы-тывет недостаток П труда. 2. трудоизбыточная - когда на РТ имеется большое число безработных, т.е избыток П труда. 3. равновесная - при кот С на труд соответствует его П. Конъюнктура РТ непосредственно влияет на цену раб силы.
117.Направления, этапы и методы проведения аудита в сфере труда.
Аудит может проводиться за определенный отрезок времени, а именно месяц, квартал, полгода, год. Аудит может быть текущим, оперативным, систематическим i одноразовым.
Классический набор аудит проверок включает следующие направления:
- Анализ результативности и эффективного использования и функционирования персонал с точки зрения его потенциала;
- Анализ уровня организации труда;
- Анализ динамики производительности труда;
- Анализ эффективности использования рабочего времени;
- Анализ рациональности использования соц-труд отношений;
- Анализ методов и систем повышения мотивации к труду;
- Анализ эффективности систем оплаты труда;
- Анализ различных направлений в сфере труда.
49. Складові елементи й функції сучасного ринку праці.
К осн элементам РТ относят:
-субъекты РТ; -нормативно-правовая база, регламентирующая отношения субъектов на РТ; - конъюнктура РТ; - службы занятости населения;- инфрастр-ра РТ; - система соц защиты и т.д. С др точки зрения, элементами РТ явл: товар, кот он предлагает, спрос (совокуп и индивид), предложение и цена. Осн функция РТ состоит в регулировании отношений м/ду работодателем и работником по поводу цены раб силы, условий труда, решение соц проблем. РТ выполняет две осн соц-эк-ие функции: служит распределению труд рес по видам занятости (по проф, отраслям, п/п, тер-иям). Служит распределению доходов, как стимула и вознаграждения за труд. Реализация этих функций должна содействовать эффект-ти труда, ожидаемой отдаче от труд рес, максимизации доходов работников и т.п. РТ выполняет также такие функции: 1.организует встречи работодателей и наем работников. 2.создает конкур среду для каждой из сторон рын взаимоотношений. 3. формирует резерв труд рес. 4. дает инф-ию о стр-ре спроса и предл-ия, емкости, конъюнктуры РТ и др.
50. Сегментація й гнучкість ринку праці.
РТ подразделяется на отд части - целевые рынки, кот наз сегментами. Сегментация РТ - разделение работников и раб мест на устойчивые и замкнутые сектор, очерчивающие мобильность раб силы своими границам Сегменты РТ: 1) первичный РТ - рынок, для кот стабильный уровень занятости и высокий уровень з/п, возможность проф продвижения, прогресс технологич системы управления и т.д. 2) вторичный - хар-ся высокой текучестью кадров, нестабильной занятостью, низким уровнем з/п, отсутствием проф продвижения, устарев техника, отсутствие профсоюзов.
Различают внешний или проф РТ и внутрен рынок. Внеш рынок охватывает отнош м/ду продавцами и покупателями в масштабах страны, региона, отрасли. Внутр -движение кадров внутри п/п. В зависимости от того, как складываются отношения м/ду наем работниками и работодателем, каким образом регулируются эти отношения, РТ может быть жестким или гибким. Жесткий - хар-ся гос регулированием и большим влиянием профсоюзов. Гибкий - отсутствие жесткого гос регулирования.
51. Регулирование рынка труда.
Осн направления гос регулирования РТ следующие: - создание необходимых стр-р РТ (бирж труда, центров занятости населения, спец-х фондов); - программы по стимулированию роста занятости и увеличение числа раб мест; - программы, направленные на подготовку и переподготовку кадров; - программы содействия найму раб силы; - программы по соц страхованию безработицы и т.д. Стратегия регулирования рынка определяется с учетом выбранных приоритетов. Ими могут быть: * учет жизненных интересов всех членов об-ва; * особое внимание к положению наименее обеспеч-х граждан; * справедливость при распределении ре-ультатов общего пр-ва ит.д.
52. Пассивная и активная політика на рынке труда.
Гос регулир-ие РТ может быть активным и пассивным.
Пассивные меры гос-ва по регулированию РТ включают: 1.регистрацию ищущих работу; 2.установление и определение размера пособия по безработице; 3.поддержку безработных и членов их семей путем неденежных норм помощи; Активные меры гос-ва по регулированию РТ предполагают: - помощь при трудоустройстве; - содействие в получении спец-ти и в проф переподготовке; - проф консультирование; - развитие самозанятости и т.д. Гос регулирование РТ способствует его нормальному функционированию.
53. Особливості національного ринку праці.
Формирование РТ в каждом гос-ве имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены ресурсными, географическими , эк-ми, политич, де-мограф и др причинами. В нашей стране формирование РТ осущ в условиях кризисного состояния эк-ки, чрезвычайно развитой тяжелой пром-ти и слабо развитой сфе-ры пр-ва товаров народного потребления и услуг, зависимости от поставки энергоносителей из России. В результате соврем РТ имеет след хар-ки: + низкая цена раб силы, ее несоответствие реальной стоимости; + превышение предложения раб силы над ее спросом; + снижение занятости в сфере об-го произ-ва, рост числ-ти незанятого насел; + низкое кол-во офиц-но зарегистрир-х безработных в условиях, когда ме-сто имеет значит рост скрытой безработицы; + наличие в значит-х масштабах не-регламентированной занятости; + рост безработицы среди молодежи; + активная эмиграция высококвалифицированной раб силы. Приведенная хар-ка соврем РТ в Укр свидет о наличии неблагоприятных тенденций и необходимости его совершенствования.
54. Моделі ринку праці в сучасному світі.
В соврем мире модели РТ в разл странах имеют свои хар-ые особен-ти. Наиболее известные среди них - японская, модель США, шведская и др. Японская модель хар-ся системой труд отношений, основан на принци-пе "пожизненного найма", когда ра-ботник занят на п/п вплоть до дос-тижения им пенсионного возраста. При этом размер его з/п зависит от кол-ва отработанных лет, а нповыше-ние квалификации и служуебный рост гарантированы специальным планом. Такая полтика повышает за-интересованность работников в рез-те труда, способствует проявлению наилучших качеств каждого из них.
Модель РТ США построена на отсут-ствии законодат-ва о занятости и по-мощи безработным, т.к. эти пробле-мы регулируются каждым штатом по-своему. В случае сокращения объема пр-ва часть работников сокращается, при этом увольнение работников происходит без предупреждения. Система повышения квалиф-ии, внутрифирменная подготовка персо-нала практически отсутствует Для шведской модели характерны активная политика гос-ва в обл заня-тости, в рез чего уровень безработи-цы в этой стране минимальный при одном их самых высоких в Европе уровней жизни.
55. Державна служба зайнятості та її роль у регулюванні ринку праці.
Для повышения эффективности рабо-ты по обеспечению занятости населе-ния в Укр создана Гос служба занято-сти. Такие службы осущ след:
1. анализируют и прогнозируют спрос и предложение на раб силу, информируют население о состоянии РТ; 2. консультируют граждан, предста-вителей п/п, организаций, кот обра-щаются в службу занятости о воз-можном получении работы.; 3.ведут учет свободных мест и граж-дан, обращающихся по вопросам трудоустройства; 4.оказывают помощь гражданам и п/п (в подборе кадров); 5.горанизуют проф подготовку и пе-реподготовку граждан в системе службы занятости или направляют их в др учебные заведения.
56. Соціально-економічна сутність, форми, види й показники зайнятості.
Занятость населения - совок-ть экон-х отношений, связ-х с обеспечением раб местами и участие трудоспос населения в хоз деят-ти. Эк-ая сущность занятости состоит в том, что она предст собой деят части населения по созданию обществ продукта (НД). Соц сущность занятости отражает потр-ть чел в самовыражении, в удовлетвии матер-х и духовных потр-ей через доход, кот чел получает за свой труд. Выделяют след формы занятости: полная, неполная, частичная, первич-ая, вторичная. Различают след нетрадиционные ви-ды занятости: * занятость неполное рабочее время; * временная занятость; * сезонная занятость; * периодическая занятость; * маятниковая занятость; * нерегламентированная занятость. Показатели, кот хар-т занятость: Абсолютные 1-общая численность занятых, безработных 2-распределение занятых: по возрасту, по полу, по образованию, по отраслям, по месту проживанию, средняя продолжительность безработицы по месяцам. Относительные показатели занято-сти: 1-уровень занятости; Рз=Чз/Чтр.р*100, где Рз-уровень за-нятости, %; Чз-числен-ть занятых; Чтр.р-числ-ть труд рес
2-структура занятости; Кi=Чзi/Чо*100, где Кi-часть i-той группы занятых; Чзi- числен-ть i-той группы занятых; Чо- общая числе-ть занятых. 3-уровень безработицы.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда и социально-трудовые отношения"