Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда и социально-трудовые отношения".
1. Объект, предмет, задачи и информационная база учебной дисциплины «ЭТ и СТО».
Объектом изучения дисциплины явл. система экономич., соц. и организац. отношений м/ду людьми по поводу воспроизводства и эф-ного исп-ия человеч. произв. сил в процессе труда. Предметом явл. совокупность теоретич. и практическ. проблем формирования человекч. потенциала, обесп-ие эф-ного исп-ния его в сфере труда на макро -и микроэкономич. ур-не с целью достижен. высок. качества жизни населения и высок. эф-сти экон. дея-сти. Задачи: 1) привить навыки научн. анализа соц-труд. процессов на всех ур-нях; 2) сформировать научно-обоснов., адекватные, реальные, рациональные знания о процессах, явлениях и тенденциях в соц-труд. сфере (труд. потенциал, челов. капитал, чел. развитие, рынок труда, занятость и безраб., СТО, организац., эконом. и соц-ые компоненты процесса труда); 3) научить использовать получен. знания в конкретн. процессах управления СТО, орг-ции труда и обеспечение его высок. эф-сти; 4) сформир-ть рацион. отнош-е у собствен. труд. потенциалу, уимение накапливать и использовать человеч. капитал, обеспеч-ть собствен. конкурентосп-сть на рынке труда, сознательно достигать реализации своих интересов в СТО. Информац. база: законодат-во Укр. о труде, др. законы и нормативно-правов. акты; статистич. инфо, материалы дея-сти междунар. орг-ции труда, науч. издания.
2. Социально-трудовое направление развития эконом. мысли.
Доиндустр. эпоха не треб. особых методов управления людьми для улучшения эк. результ., т.к. при рабовлад. строе преобл. методы прямого принуд. труда. для эпохи фоеодал. было свойственно отсутствие личн. свободы произ-ля в усл. натур. меткотовар. пр-ва. Основы реалистич. взглядов на процесс обеспечения общих целей в ходе совместн. жизнед-сти людей берут начало еще в античности. Предметн. исслед-ния, в част-сти проблемы природы и орг-ции з/п, начали проводить представители классич. буржуазн. политэкон-и. Так, А. Смит в работе «Богатство нации» (1776) осн. внимание уделил исследованию общих закономерностей рыноч. ээк-ки, обоснованию взаимосвязей мЪду экон. развитием и проц. развит. труда. Он показ. объективн. необх-сть существования и разв-я товарн. рынков, что явл. усл. повышен. пр-сти труда и т.д., исследовал з/п, величина кот. опред. на рыночн. основе в следствие взаимодействия сторон труд. отнош. Сущ-ую роль в науку о проблемах эк-ки труда (ЭТ) внес марксизм: научн. теч-ию удалось развить и аналит.-ски исчерпать на ур-не своего времени трудов. теорию ст-сти, персонифиц-ть всю сист. СТО благодаря выдел. и опис. осн. экон. типов – капиталиста (торговца, финансиста, предприним.), мелкого произ-теля, наем. раб-ка. Проблемы ЭТ были проанализ. Марксом («Капитал», 1867). Развитие ЭТ прошло неск. этапов: 1) 19в. – 20 гг. ХХ ст.. – обособление ЭТ в самост. науку. Появились профсоюзы.(Ф. Тейлор, Э. Гант, Г. Эмерсон, А. Файоль); 2) Сер. 20 г. – нач. 60-х г. ХХ ст. Пол Дуглас начал количеств. исследования в сфере предложения труда, спроса на него и реальн. з/п. Струмилин исследовал проблемы орг-ции и оплаты труда, экон. эф-сти образования на базен кот. экономисты США построили теорию чел. капитала. (А.К. Гастьев, П.М. Терженцев, Эсманский); 3) І пол. 60-х г. – до сер. 70-х г. ХХ ст. – связ. с трансформацией фундамент. основ упраления труд. деят., что явилось следствием роста мобильности рабочей силы, проблемами экологии и защиты окруж. среды, начала глобализации эк-ки, усиления конкуренции на внеш. рынках, расширение инноваций, структурн. перестройки эк-ки; 4) сер. 70-х г. – наст. вроемя – связ. с информац. революцией.
3. Труд как объект изучения дисц. «ЭТ и СТО», как сфера жизнед-сти и вед. фактор пр-ва.
Деят-сть – это внутрен. психич. и внешняя активнрость чел-ка, регулир. осознаваемой целью. Труд – это деят-сть людей, направ-ная на пр-во опред., общественно полезных или по крайней мере потребляемых обществом продуктов – матер. и духовных. Труд. д-сть явл. ведущей главн. д-стью чел-ка. Во все времена труд. был и остается одним из важнейшим фактором пр-ва. Труд. д-сть от труд. отлич. связь с созданием благ, целенаправленность д-сти, лигитимности, востребованность дея-сти. Цели труд. д-сти в основном задаются чел-ку обществом, поэтому она явл. общественной. Потребности общества ее формируют, направляют и регулируют. Субъектом труда может быть как отд. работник, так и коллектив. Средства труда и предметы труда создает человек, поэтому он явл. компонентом труда как системы.
111. Планирование трудоемкости.
характеризует затраты труда на производство продукции. Различают – технологическую (затраты труда основных рабочих), полную (включает остальных работников). При планировании определяют снижение трудоемкости до лучших показателей выявленных в отчетном году либо по предприятию либо по отрасли.
4. Содержание и характер труда
Содержание труда представляет собой функциональные особенности труд. деят-сти, ее конкретного вида, обуслов. предметом труда, средствами труда и формами орг-ции труд. процесса. К главным факторам, изменяющ.создание труда следует отнести развитите средств производства, научно-технич. прогресс, преобраз. техники и технологии производства. По содержанию различают: 1) труд в сфере материального производства, в сфере услуг, искусства, науки, образования; 2) труд в отд. ораслях матер. и нематер. производства. Напр., труд в машиностроении; 3) в зависимости от вида деятельности различают труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, рабочего; 4) труд различают по профессии и по специальности. Под характером труда понимаеться его соц-экономич. сторона, выражающая тип общестьвен. организации труда и отношение к нему работника. Соц. хар-р труда обусловлен формой собствен. на ср-ва пр-ва: частный (труд собственника или арендатора), наемный труд. Структур. характер труда формируется под влиянием особенност. содерж. труда с точки зрения степени интеллектуализации и квалификацион. сложн. труд. ф-ций.
5. Сущность категории «труд» и ее характеристики
Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Труд, с точки зрения большинства современных экономистов, осуществляется за плату. Заработная плата может расти и падать, поскольку растущая производительность труда не всегда приводит к росту зарплаты, смотри - Кривая Филлипса. Разнообразие форм исчисления заработной платы является косвенным следствием того, что ни одна из них не совершенна. Труд облегчает выживание, труд приносит деньги, увеличить количество денег в краткосрочной перспективе можно, объединившись в профсоюз. Труд может быть бесплатным, смотри рабство, смотри коммунизм. Полной противоположностью бесплатному труду является профессия рантье. Классический взгляд на труд как на физический процесс сильно изменился с началом НТР. Ничего физически не делающий учёный проделывает умственный труд, который может характеризоваться огромной производительностью труда. Но чаще оказывается, что учёный действительно ничего не делал, так как выдающиеся открытия совершаются не каждый день.
6. Виды труда и их характеристики.
Труд всегда явл. и физ. и умствен. д-стью. Разделение на духовный и физич. труд может происходить с учетом того, насколько чел-к прилагает преимущ. дух. и физ. силы для развития своей личности. Виды труда можно выделить в завис. от выбранных критериев оценки. В завис.от вида д-сти труд подразд. на: творческий (конструктор, писатель, скульптор, художник), руководящий (предприниматель, менеджер, зав. складом), исполнительный (консультанты, референт, квалифиц. рабочий, подсобн. рабочий). В завис. от образования труд делится на: 1) труд требующий больш. предварит. подготовки, хар-ется обукчением в теч-нии неск. лет со сдачей итогового экзамена гос. комиссии; 2) труд, не требующий никакой подготовки – эта рабочая сила может быть использована на простых видах труда без обучения (грузчик, подсобный рабочий). По хар-ру и содержанию выдел.: а) наемный и частный труд, б) индивид. и коллективный, в) труд по желанию и по необходимости, г) физ. и умственный, д) репродуктивн. и творческ., е) разнообразной степени сложности. По предмету выд.: а) научн., инженер-ный, управл., произв., б) предпринимат., инновацион., в) промышл., с/х, транспотный, коммуникативный. По средствам и способам выдел.: а) ручной (технич. и невооружен.), б) механизированный, автоматический, в) низко, - средне, - высокотехнологич, г) с различн. степенью участия. По условиям труда: а) стационарный и передвижной, б) наземный и подземный, в) легкий, средней тежести и тяжелый, г) привлекательный и непривлекат., д) свободный и с регламентацией.
102. Сущность социальной политики (СП). Ее цели, задачи в области доходов населения.
Под СП понимают составную часть пол-ки гос-ва, выраженную а его соц программах и практике, регулирующую отношения в общ-ве в интересах и через интересы осн соц групп населения. Цель СП- создание необходимых условий для реализации и развития, оптимального функционирования соц отношений, полного раскрытия творческого потенциала человека, повышение качества и уровня жизни граждан на основе стимулирования трудовой и хоз активности населения, а также достижение в общ-ве соц согласия и целостности. Осн-ми задачами СП в Укр явл-ся: - ликвидация бедности, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение соц неравенства, - социализация реализуемых в гос-ве структурных составляющих экономической политики (структурной, инвестицион, ценовой, бюджетной, налоговой и тд.), - обеспечение условий максимально полной реализации принципов соц справедливости и соц прав, гарантий, которые определены конституционными норами, -обеспечение соц стабильности в общ-ве.
7. Роль труда в развитии человека и общества.
Труд занимает важн. место в жизнед-сти человека. Благодаря ему человек выделился из мира животных, создав блага соврем. мира. Труд – это целесообразная д-сть чел-ка, напрвлен-я на видоизменение и приобретение предметов природы для удовлетворения своих потребностей. На протяж. тысячелетий труд вызывал у людей различн. чувства и ассоциации. Можно говорить о 2-х основн. и неразрывн. аспектах труда и соответсв. отношение к нему. С одн. стороны, труд выступ-т как прагматичн. процесс достижения жизненных благ. В этом отношении он тяжелый, продолжительный, вызывает «изнашивание» чел-ка в процессе труд. деят-сти. С др. стороны, выявляет и развивает творческ. способности чел-ка, способс-ет его дух. росту и самореализации. Такой труд окрыляет и вдохновляет чел-ка. Больш. роль в деят-сти чел-ка играет мотивация труда, т.е. то, ради чего чел-к работает. Цель - предвидение результата труда. Она опред. особенности взаимодействия чел-ка с предметом труда, явл. основой разработки программы действий. Определив мотивы, цель своей труд. д-сти чел-к стремится самореализовать себя, используя свои знания, умения, навыки, способности. Лучше всего они раскрыв-ся в проф. деят-сти.
8. Эволюция труда как фактора производства.
Во все времена труд был и остается важнейшим произв-ным фактором, видом деятельности человека. Деятельность – внутренняя (психич.) и внешняя (физич.) активность чел-ка, регулируемая сознаваемой целью. Т. к. в течение жизни человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействии, то деят-сть выступает как активный процесс, а бездействие как пассивный. Труд- это деят-сть, направленная на произ-во опред-ных общественно полезных продуктов: материальных или духовных. Труд. деят-сть явл-ся ведущей, главной деят-стью чел-ка. Подавляющая часть деят-сти людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений. Осознанную часть д-сти разделяют на трудовую и нетрудовую. Трудовая, с эконом. точки зрения, - это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют в-во и силы природы приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Целями труд. д-сти м.б. произ-во потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их произ-ва. Целями м.б. произ-во энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. Цели труд. д-сти в основном задаются челов. обществом, потому по своей природе она является общественной: потребности общества и формируют ее, определяют, направляют и регулируют.
9. Труд и НТП.
НТП явл. основой всего общественного пр-ва и одним из основных элем-тов механизма рынка. Под влиянием НТП происходят такие процессы, как систематические изменения содержания преимущественно физич. труда в результате комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации произв-ва и коренного улучшения его организацию. Повышается общеобразоват. и культурно-технич. уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста произв-сти как общественного, так и индивидуального труда, повыш. ур-нь и качество жизни населения. Мощным фактором роста произв-х сил общества является органичное соединение науки с производством, ибо НТР означает не просто применение новых видов энергии, матералов, и даже комплексной автоматизации произв-ва, а перестройку всего технич. базиса произв-ва, форм его организации и управления. Одним из существеных моментов развития произ-ва явл. переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом ппроиз-ва понимают его расширение преимуществено с помощью новых капиталовложений и вовлечение нов. сил в производствен. процесс. Интенсивн. рост пр-ва означает количеств. рост и качествен. улучшение прод-ции, в первую очередь, за счет существенного повышения степени использования всех средств произ-ва.
10. Население как субъект демографических, экономических и социальных процессов и явлений, его состав и показатели движения.
Население – это естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе произ-ва совокупность людей, проживающих на определенной территории. Население как субъект демографических процессов и явлений подвержено изменениям вследствии рождаемости и смертности. Как субъект эконом. процессов и явлений оно участвует в произ-ве и потреблении продуктов, товаров и услуг. Как субъект соц. процессов и явлений оно живет и взаимодействует с обществом. Население харктеризуется и как элемент производительных сил и как носитель производственных отношений. Населению прсуще самовоспроизводство. Среднегодовая численность населения исчисляется как средняя арифметич. численность на начало и конец года. Положительная разница м/ду числом родившихся и числом умерших наз. естественным приростом населения.
11. Сущность экономически активного и экономически неактивного населения.
Экономич. активное население – это часть насел., кот. предлагает свой труд для пр-ва товаров и предоставления разнообразн. услуг. Колич-но это группа населенря сост. из занятых и безработных, кот. на данный момент не имеют работы, но желают ее получить. К эк. актив населению принадлеж. лица в возрасте 15-70 лет. Они выпол-т работу за вознагражд-ние при найме на усл-ях полного или неполного раб. времени, работают индивидуально (самост-но) или у отд. граждан-работодавцев, на собственном п/п. К этой категории также принадл. бесплатно работающие члены домаш. хо-ва, занятые в личном подсобном сельск. хоз-ве, а также временно отсутствующ. на работе. Ур-нь экон. активности нсел-я рассчит.:
Уэан =_ЭАН_
Н * 100% , где ЭАН – численность эк. актив. насел., Н – чис-сть населения в стране. Эконом. неактивн. население – это та часть населения, кот. не входит в состав ресурсов труда. К ним относ.: 1) ученики, студенты, курсанты, кот. обучаются в дневных уч. заведениях; 2) лица, кот. получ-т пенсию по возрасту или на льгот. усл.; 3) лица, кот. пол-т пенсию в связи с инвалидностью; 4) лица, занятые ведением домаш. хоз-ва, присмотром за детьми, больными родствен-ми; 5) лица, кот. не могут енайти работу, прекратили ее поиск, но они могут и готовы работать; 6) др. лица, кот. нет необх-сти работать независимо от источника дохода.
12. Трудовые ресурсы как социально-экономическая и статистическая категория.
Труд. рес. – это часть трудоспособного населения, кот. обладает физ. и умствен. способностями, а также знаниями, необх-мыми для осуществ-ния полезной деят-сти. Все насел-е в зависим. от возраста дел. на: 1) на лиц младших трудоспособного возраста (от рождения до 16 лет включит-но); 2) на лиц трудоспособ-го (рабочего) возраста (в Укр.: женщ. – с 16 до 54 лет, мужчины – с 16 до 59 лет включит-но); 3) на лиц старших трудоспоб-го возраста, т.е. лиц достигших пенсион. возраста (в Укр.: женщ. – с 55 лет, мужч. – с 60 лет). В зависим. от способности трудиться насел-е дел. на лиц трудоспособных и нетрудосп-ных. К нетрудосп-ным в трудоспос. возрасте относ. инвалиды 1 и 2 групп, а к трудоспос-ным лицам в нетрудосп-ном возрасте - работающие подростки и пенсионеры по возрасту. К труд. рес. относ.: 1_ население в трудосп-ном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп, неработ-щих лиц, получающих пенсию нальготных усл-ях (женщин, родивших 5 и более детей, воспитывающих их до 8 лет, лиц, вышедших на пенсию ранее установл. срока в связи с тяжел. и вредн. усл-ми труда, по выслуге лет); 2) работающие лица пенсион. возр-та; 3) работ-щие лица, не достигшие 16 лет. Для хар-ки труд. рес. исп. след. показатели: - показатель рождаемости – отношение числа родившихся к среднегод. числен-ти нас-я в расчете на 1000 чел.; - показатель рождаем-ти за опред. период; - абсолютн. прирост тр. рес. - разность м/ду числ-стью тр. рес на нач. и конец года с учетом сальдо миграции (это разность м/ду числом прибытий и выбытий, оно м.б. положит. и отриц.); - соотношение тр. рес. по возрасту: 1гр. – 16-29 лет, 2гр. – 30-49 лет, 3гр. – 50-54 г., 4гр. – 55-60 лет; - стр-ра тр. рес. по полу (имеет важн. значение для формирования эф-ной стр-ры занятости по отраслям, профес-м, терр-ям); - стр-ра тр. рес. по ур-ню образования и проф. подготовки – отраж. интеллект. потенципал общества: чем он выше, тем эф-нее эк-ка).
Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда и социально-трудовые отношения"