Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда и социально-трудовые отношения".
Критерии оценки уровня развития социально-трудовых отношений.
Соц-труд отношения - это комплекс взаeмовiдносин между iхнiмы сторонами - наемными работниками и работодателями, субьeктамы i органами сторон при участии государства (органов законодавчоi и виконавчоi власти) i местного самоуправления, связанные с наймом, использованием, воспроизводством робочоi силы и направленных на обеспечение высокого уровня жизни личности, коллективов и общества в целом.
В качестве критерия оценки уровня развития СТВ используют показатели качества трудовой жизни. Под качеством трудовой жизни понимают систематизированную совокупность свойств, характеризующих условия труда в широком понимании этого слова - условия производственной жизни - и таких, которые позволяют учесть степень реализации интересов работника и использования цого способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.). Основу концепции качество трудовой жизни (ЯТЖ) составляют: положения об обеспеченности в ходе самореализации работника его удовлетворенность достижениями в труде как основным мотиватором сравнению с зарплатой и карьерой, принцип трудовой демократии, развитие работника передбаяае возможности постоянного рпофесийного роста. С ноября 1980 г. в 24 странах ОЭСР начала использоваться система показателей трудовой жизни, в которую включаются показатели, характеризующие: распределение заработка, использование рабочего времени, показатели безопасности условий труда.
32. Понятие, сущность и составляющие соц. политики.
Под соц. поли-кой принято понимать составн. часть внутрен. политики гос-ва, выражен. в его соц. программах и практике, регулир-ую отношения в обществе в интересах и ч/з интересы основных соц. групп населения. Соц. пол-ка предполаг. сис-му управленческ., орг-нных, регулир-щих действий и мероприятий, направленных на действие целенаправл. деят-сти граждан их всесторонне развитие, обеспечение соотв. ур-ня жизни и работы, соц. защиту. Цель соц. пол.: создание необх. усл-ий для развития и оптимального функционировния соц. отнош., полного раскрытия творч. социальн. потенциала чел., повышение ур-ня и кач-ва жизни граждан на основе стимулир-ния труд. и хоз. активности нас-ия, а также достижение в обществе соц. согласия и целостности. Содержание соц. пол. нах-ся во взаимосвязи с конкретн. этапом истор. и нац. развития общества и во многом обусл-но его полит. сист., экономич. и дух. сост-ем. Субъектами соц. политики явл. люди, гос-во, общество, соц. институты гос-ва и общества, политич. партии, обществен. организации, коллективы, профсоюзы, обществ. орг-ции работодателей и собственников, различн. фонды и т.д. Осн. субъектом соц. пол-ки явл. человек. Осн. задачами соц-эк. политики в Укр. явл.: ликвидация бедности, последов. повышение ур-ня жизни насел. и снижения соц. партнерства; социализация реализуемых в гос-ве струк-ных состав-щих эк. политики (струк-ной, ивест-ой, ценов., бюджетн., денежно-кредитн., налог. и т.д.); пенсион. реформа, адресн. поддержка соц. незащищенных слоев насел.; обеспечение опережающего роста стоим-ти раб. силы; ориентация стратегии эконом. роста на создание нов. раб. мест; ускорен. развитие жилищ. строит-ва, обеспеч-ие доступности жилья для рпазн. слоев насел.; улучш. сист. охраны здоровья; укрепление позиций среднего класса.
33. Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь населению: понятия и сфера действия.
Соц.защита-система гос.мероприятий относительно обеспечения достойно-го матер. и соц. положения граждан.
В Украине в наст. время система гос соц защиты выполняет след функции: 1. помощь одиноким, престарелым, инвалидам через соц выплаты; 2. поддержка соц незащищенных дру-гих слоев населения; 3. обеспечение защиты всех категорий населения через систему соц гарантий. Соц защита осущ через соц транс-ферты(пенсии, пособия, стипендии, дотации, др выплаты по соц обеспе-чению). Соц трансферты осущ в разных видах и форах: в виде соц помощи, гос соц гарантий, в том числе соц льгот от-дельным категориям населения, соц страхования. Соц помощь предоставляется гос-ом и некоммерч организациями в виде благ иуслуг соц уязвимым группам населения на основе проверки нуж-даемости. Объектом соц помощи вы-ступают малообеспеченные слои на-селения, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Механизм осуществления соц помо-щи сводится к перераспределению доходов бюджета, полученных от всех налогоплательщиков. Госуд соц гарантии предполагают предоставление соц значимых благ всем гражданам без учета их трудо-вого вклада и проверки нуждаемости. Эта форма соц трансфертов базирует-ся на принципах общего налогообло-жения и бюджетного финансирова-ния расходов на соц. цели.
34. Нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в соц-трудовой сфере.
Нормативно-правовая база, регули-рующая правоотношения в соц-трудовой сфере предст собой законо-дат и иные правовые акты, кот регу-лируют отношения субъектов соц-труд сферы. Для регулирования СТО гос-во соз-дает систему законодательной и нор-мотворческой деят-ти, кот охватыва-ет такие важные в соц отношении направления, как занятость, соц по-литика, условия и охрана труда, ми-грац и демограф политика и т.д. В наст время осн законом в обл. тру-довых отношений явл Кодекс законов о труде (КЗоТ). Важную роль в регулировании СТО играют след законы Укр.:"О занято-сти населения", "О коллективных договорах и соглашениях", "О по-рядке разрешения коллективных тру-довых споров", "О профсоюзах, их правах и гарантиях деят-ти", "Об ох-ране труда", "Об отпусках", "Об оп-лате труда" и др. Перечисленные за-коны, др нормативно-правов акты действ на тер-ии всей Укр. В кач-ве локальных правовых актов выступают: 1)кол-ый договорправовой акт, регулир труд, соц-эк и проф отношение м/ду работодателем и работником на п/п 2)труд договор (контракт)-соглашение м/ду работни-ком и работодателем, по кот работ-ник обязуется выполнить работу по опред спец-ти, квалиф-ии, должности с подчинением внутреннему труд распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику з/п и обеспеч условия труда. 3)правила внутр труд распорядка, положения о премирова-нии, о вознаграждении по итогам ра-боты за год. Все лок нормат акты обязат для сторон.
35. Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений.
Значительный вклад в развитие отношений в соц.-труд.сфере вносит МОТ. Ею разработаны конвенции и рекомендации почти по всем направлениям и соц-труд.проблемам. Благодаря деятельности МОТ и других организаций, улучшение коммуникативных процессов по всему миру люди всё больше осознают различия в условиях труда в разных странах. Под влиянием экономич. и политич. Санкций этих организаций в сранах с неблагоприятным положением в условиях труда и соц.-труд. отношениях происходят существенные перемены.
Также в процессе развития и регулирования СТО в мировом обществе используются различные программы, направленные на повышение благосостояния трудящихся и улучшение качества трудовой жизни.
36.Сущность соц партнерства и его роль в функционировании рын эк-ки..
Соц партнерство-система взаимосвя-зей м/ду наем работниками, проф-союзами с од стороны, с работодате-лями и их объединениями с др, с гос-ом и органами мест самоуправления- с третьей их представителями и со-вместно созданными органами по регулированию СТО. Понятие соц партнерства сущ в стра-нах СНГ. На Западе соц партнерство наз соц диалог или двух-, трехсто-ронние переговоры. Суть соц партнерства состоит в том, что это специф вид обществ отноше-ний м/ду разл соц группами, про-слойками и массами, кот имеют сущ-но разл соц эк-ие и полит интересы. Через соц партнерство можно обес-печить опред баланс их реализации. Роль соц парт в функционир-ии гра-ждан об-ва и рын эк-ки: 1.соц парт явл организ эк рычагом повышения эф-ти произ-ва, что в свою очередь явл источником повы-шения соц гарантий и ускорения на-копления капитала. 2.соц парт явл элементом построения соц-но ориентированной рын эк-ки. 3.оно явл организационно-эк-ки пра-вовой основой всех субъектов СТО. 4.оно создает фундамент для соц от-ветствен политики. 5.оно явл организац принципом гар-монизации отношений собств-ти. На национальном уровне в Укр соз-дан и действует Нац Совет соц парт. В АРК более 10 лет действует Совет соц парт.
37.Формы и принципы соц парт. Соц парт в организации.
Формы соц парт: *совместные консультации; *кол-ые переговоры и заключение договоров и соглашений; *согласование на нац уровне полити-ки доходов и соц эк политики; *совместное разрешение кол-х труд споров, их предупреждение, органи-зация примирительных и арбитраж-ных процедур; * участие наем работников в управ-лении произв-ом; *участие представителей сторон в работе органов соц парт; *совместное управление представи-телями сторон фондами соц страхо-вания; *участие наем работников в распре-делении прибыли, доходов на усло-виях, котопределены кол-ым догово-ром; *контроль за выполнением общих договоренностей и др. Принципы соц парт: -законность; -полномочность и равноправие сто-рон и их представителей; - содействие гос-ва развитию соц труд парт на демократич началах; -свобода выбора и обсуждение во-просов, кот входят в СТО; -добровольность и реальность обязат-в,кот берут на себя стороны; -обязат-ть выполнения достигнутых договоренностей; -ответств-ть за выполнение принятых обязат-в; -контроль за выполнением достигну-тых договоренностей. На уровне организации соц парт про-явл во взаимоотнош-ии м/ду работо-дателем (собственником, предприни-мателем - их интересы предст адми-нистр-ия) и наем работниками (их интересы предст проф комитет).
38. Основные субъекты соц парт:их хар-ки, функции, задачи.
Гос-во в соц парт выполняет не-сколько важных ролей: собственника, работодателя, законодателя, орбитра (посредника) и координатора. Задача гос-ва состоит в создании с участием организации работодателей и наем работников эффект системы соц парт и внедрение механизма, обеспечив жизнедеят-ть этой системы с целью удовлетв-ия потребностей общества в сфере СТО. Профсоюзы чвл наиболее структур-ным звеном в соц парт. Они осущ представит-во от имени работников на кол-х переговорах при заключении соглашений на национ , отраслевом, регион уровне. Предоставляет кон-сультат услуги, представляют инте-ресы рабочих в судах по вопросам труд споров. Организации и объединения работо-дателей осущ представительство и защиту общих интересов и работода-телей в СТО; осущ сотрудничество с профсоюзами; участвуют в проведе-нии переговоров и заключении двух и трехсторонних соглашений на всех уровнях, предост консультат-ые, юридич-ие, инф-ые, посреднич-ие и др услуги. В Укр состояние отношений соц парт носит иногда формальный хар-р, что с од стороны хар-но для стран, пре-бывающих в состоянии эк кризиса, а с др. - требует их совершенства.
39. Основные требования к действиям субъектов социального партнерства
Партнеры при осуществлении коллективных переговоров должны соблюдать след. принципы: 1) трехсторонность – на основе трипартизма; 2) равенство сторон на переговорах и недопустимость усиления законных прав трудящихся и предпринимателей; 3) доверие в отношениях; 4) знание и уважение прав и обязанностей друг друга; 5) недопущение конфронтации; 6) умение слушать и слышать партнеров; 7) строгое соблюдение культуры, дискуссии, критики; 8) обязанность и надежность.
40. Механизм реализации соц парт. Договорное регулирование СТО как ведущая составляющая соц парт.
Главными составляющими механиз-ма функционирования СТО явл: - гос регулирование СТО в обществе; - кол-но-договорное регулирование СТО на основе соц парт. Основу гос регулирования СТО со-ставляют: соц политика; нормативно-правовая база, регулирующая право-отношения в соц труд сфере; система соц защиты и соц обеспечения, нали-чие соц гарантий в отношении мини-мальных соц стандартов. Кол-но-договорное регулирование СТО основано на принципе соц парт и осущ путем заключения соглаше-ний, договоров по вопросам СТО на различных уровнях: гос-ом (м/ду правительством, союзами наем ра-ботников и предпринимателей), от-раслевом (м/ду отраслевым мини-стерством, отраслевым профсоюзом и объединением предпринимателей данной отрасли)региональном (м/ду органами местной исполнительной власти, региональным союзом пред-принимателей и региональным объе-динением профсоюзов), на уровне п/п (м/ду работодателем и наем работни-ками).
101. Бестарифная модель оплаты труда.
Система паевого участия, или «бестарифная система», предусматривает оплату труда большей степенью по конечным результатам работы на основе установления паевого участия работника в фонде оплаты труда предприятия. Бестарифные системы оплаты труда - формы организации оплаты труда, в которых не используются гарантированные тарифные ставки и должностные оклады. В основе бестарифных систем лежит долевое распределение заработанных коллективом средств между работниками в соответствии с принятыми коэффициентами в оплате труда разного качества.Способ формирования зарплаты каждое предприятие выбирает самостоятельно – или на основе тарифной системы, или на основе бестарифной системы (за исключением организаций бюджетной сферы, в кот. осуществляется гос. регулирования оплаты труда).
41. Генеральное соглашение и его роль в регулировании СТО..
В результате переговоров и консуль-таций на госуд-ом (межотраслевом) уровне м/ду Кабмином, представи-тельными органами Федерации профсоюзов Укр, отдельных проф-союзов, не входящих в состав ФПУ, представителями общественных ор-ганизаций предпринимателей, рабо-тодателей заключается Генеральное тарифное соглашение. Предметом Генерального тарифного соглашения явл: -дифференциация минимальных та-рифных ставок по видам произ-водств, работ в производ-х отраслях в зависимости от сложности работы, но не ниже установленной гос-ом миним з/п; - единые на всей тер-ии Укр миним ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях труда, кот диффе-ренцируются по видам и категориям условий труда; -единые тарифные условия труда ра-ботников по общим профессиям и отраслям; -взаимные обязательства сторон по выполнению соглашения и др вопро-сы оплаты труда и соц гарантий ра-ботников.
42. Отраслевые соглашения: на-значение, структура, содержание.
На отраслевом уровне заключается отраслевое тарифное соглашение в результате переговоров м/ду отрасле-вым министерством, ответственными полномочными представителями от-раслевого профсоюза и полномочны-ми представителями объединения работодателей. Предметом отраслевых тарифных соглашений явл: -единые для п/п соответ отрасли (подотрасли) тарифная сетка работ-ников и шкалы соотношений миним-х должностных окладов по группам должностей руководителей, специа-листов и служащих или единая та-рифная сетка для всех категорий ра-ботников; - единые для всех категорий работни-ков соответ отрасли миним размеры доплат и надбавок, кот учитывают специфику условий труда отдельных проф групп;
-взаим обяз-ва сторон по выполне-нию соглашения.
43. Региональное соглашение: назначение, структура,содержание
Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда и социально-трудовые отношения"