Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда и социально-трудовые отношения".
Государственная статистическая отчетность о состоянии задолженности по выплате заработной платы включает "Отчет о состоянии задолженности по выплате заработной платы" (форма № 1-ПВ (задолженность) среднемесячная) подается 11-го числа следующего за отчетным периодом месяца предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования. Государственная статистическая отчетность об использовании рабочего времени содержит "Отчет об использовании рабочего времени" (форма № 3-ПВ среднеквартальный) и "Сводный отчет об использовании рабочего времени" (форма № 3-ПВ сводная), которые подаются до седьмого числа следующего после отчетного периода месяца предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования. Все перечисленные отчеты предприятия представляют в управления статистики местности, где предприятие зарегистрировано (главного управления статистики в АР Крым, областного (районного, городского) органа государственной статистики). Эти, а также другие отчеты подаются предприятиями для осуществления оперативного управления в орган, к сфере управления которого относятся (по его указанию). На предприятиях работа по составлению и своевременного представления отчетов по труду осуществляет экономист по труду. Также для осуществления анализа используются данные бухгалтерской отчетности, данные отдела кадров, акты ревизий и проверок. Оперативная отчетность по труду составляется для удовлетворения текущих потребностей предприятия в данных о труде и социально-трудовые отношения. На ее базе осуществляется принятие оперативных и разработка перспективных решений по кадровым изменениям на предприятии, изменений в численности и составе персонала, показателях производительности труда, мотивации труда в организации, социально-экономического развития трудового коллектива.
119. Сущность и значение мониторинга социально-трудовой сферы.
Мониторинг социально-трудовой сферы необходимо рассматривать как один из наиболее важных инструментов разработки обоснованной государственной социальной политики. Основные его задачи - это постоянное наблюдение за фактическим состоянием дел в сфере социально-трудовых отношений, систематический анализ процессов, которые в ней проходят, предупреждения негативных тенденций, которые могли бы привести к социальной напряженности, а также краткосрочный прогноз возможных изменений в этой сфере. Мониторинг социально-трудовой сферы - это комплексная государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере. Концепция мониторинга социально-трудовой сферы включает определение:
• направлений мониторинга;
• статистических и социологических показателей, характеризующих состояние социально-трудовой сферы;
• принципов формирования репрезентативной выборки объектов исследования;
• принципов построения организационно-технологической схемы мониторинга социально-трудовой сферы;
• перечень организаций, министерств и ведомств, которые должны
участвовать в осуществлении мониторинга социально-трудовой сферы.
Итак, в Украине создается и внедряется новая система анализа и прогнозирования процессов, протекающих в социально-трудовой сфере, комплексная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере на основе единой системы показателей и методологии их формирования, внедрения новых форм и методов исследования, объединение информационных потоков различных органов исполнительной власти, а также отраслей и предприятий для повышения уровня обобщения и качества анализа. Проводя исследования по программе мониторинга, необходимо своевременно выявлять изменения, происходящие в социально-трудовой сфере, а также факторы, влияющие на эти изменения. Необходимо осуществлять краткосрочное прогнозирование протекания важнейших социально-трудовых процессов, предупреждать и устранять негативные тенденции, ведущие к формированию и развитию очагов напряжения. Проведение мониторинга позволяет оценить полноту и эффективность реализации законодательных актов по вопросам социально-трудовой политики, способствовать принятию оптимальных решений на различных уровнях управления.
120. Задачи и направления мониторинга социально-трудовой сферы.
Основные задачи мониторинга:
1.непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и получения оперативной информации о ней;
2.объединение информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующих в мониторинга;
3.своевременное выявление изменений, происходящих в трудовые сфере, и факторов, вызвавших их;
4.предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;
5.осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в трудовой сфере;
6.оценка эффективности и полноты реализации законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам.
Основные направления мониторинга: 1) доходы i уровень жизни населения, 2) рынок рабочей силы, занятость и безработицы, 3) социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях; 4) условия и охрана труда; 5) социально-демографические и миграционные процессы.
Мониторинг проводится по единственной системе показателей и на основе методических рекомендаций, утверждаемых Министерством труда.
121. Органы и объекты мониторинга социально-трудовой сферы.
Для эффективного выполнения своих функций мониторинг социально-трудовой сферы в Украине должно осуществляться по организационно-технологической схеме, которая определяет функциональное взаимодействие ответственных исполнителей по сбору, передаче, обработке и анализу информации, которая формируется на основе единой системы статистических показателей и методологии их исчисления, утвержденными Государственным комитетом статистики Украины. Мониторинг социально-трудовой сферы в Украине должно осуществляться на основе программы мониторинга Министерства труда и социальной политики Украины и Государственным комитетом статистики Украины совместно с другими центральными и местными органами исполнительной власти. Объектами мониторинга социально-трудовой сферы становятся специально отобранные предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы, а также отобранные по социально-демографическим и профессиональным признакам группы населения. Сбор, обработка и передача статистической информации по мониторингу осуществляются на региональном и государственном уровнях. На региональном уровне статистическая информация по утвержденным направлениям мониторинга формируется территориальными органами Госкомстата Украины, Министерства труда и социальной политики Украины и других государственных органов исполнительной власти. Утвержденные данные мониторинга территориальных органов указанных министерств и ведомств в установленные сроки передаются территориальным органам статистики. Территориальные органы статистики формируют сводные данные и передают их в Госкомстат Украины и местным органам исполнительной власти. Статистическая информация по базовым предприятиям мониторинга формируется территориальными органами государственной статистики в соответствии с утвержденной системы показателей и утвержденного перечня предприятий и передается на государственный уровень. Статистическая информация по макроэкономическим показателям и отдельным направлениям мониторинга, сформированная в соответствии с утвержденной системы показателей на основе проведения государственных и отраслевых статистических наблюдений, передается Госкомстатом Украины в Министерство труда и социальной политики Украины согласно согласованной с ним программе и в установленные сроки.
122.Источники информации для мониторинга социально-трудовой сферы и возможные положительные последствия его проведения.
Источниками информации для мониторинга социально-трудовой сферы Украины являются статистические показатели, характеризующие социально-демографическом состоянии населения, занятость, рынок труда и безработица, условия труда на предприятиях, доходы и уровень жизни населения. Для мониторинга социально-трудовой сферы статистика необходима, но ее недостаточно, необходимы также данные экспертов - руководителей и специалистов и данные работников предприятий и организаций, которые собираются в ходе социологических обследований.
Информационно базой мониторинга являются: 1) данные державноi централiзованоi статистичноi отчетности i отраслевые статистические отчетности, предоставленные участником кам мониторинга на бесплатной основе; 2) данные базовых предприятий, учреждений i других организаций, не враховуванi государственной статистики-кой i предоставлены участникам мониторинга на договорной основе , 3) данные выборочно единовременных обследований предприятий, учреждений, других организаций, регионов, отдельных групп населения, домашних хозяйств; 4) данные специальных социологических опросов населения.
Источниками мониторингового анализа на уровне предприятия являются данные отделов труда и заработной платы, планово-аналитического отдела, бухгалтерии, акты ревизий, проверок, отчеты, справки об обследовании, документы отдела кадров - объяснительные записки, протоколы производственных совещаний, письма, выговоры, заявления и жалобы работников, а также результаты анкетирования, интервью и социологического тестирования.
123. Социально-демографические и миграционные процессы как направление мониторинга социально-трудовой сферы.
Половозрастная структура населения в Украине формировалась под влиянием исторического и экономического развития страны. Поэтому через призму демографической структуры можно исследовать как прошлое, так и будущее трудовых ресурсов, их качество, количество и использования. Демографическая ситуация также определяет количественный и структурный состав на рынке труда, имеет важное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы, поэтому это дает основания подробно и критически проанализировать ситуацию, сложившуюся в Украине. Оценить и проанализировать детально миграционную ситуацию в государстве и выяснить причины, вызывающие эти явления. Населения в значительной мере предопределяет формирование межрегиональных и внутрирегиональных функций производства территории. Оно определяет мощность и структуру потока продукции, которая вывозится за пределы территории, развитие местного производства. Трудовые ресурсы создают возможности для более полного использования имеющихся природных ресурсов, способствуя тем самым повышению уровня комплексного развития территории. На территории, которая хорошо обеспечена трудовыми ресурсами, развивается система производства с высокой трудоемкостью продукции. Необходимо изменить нынешнюю демографическую тенденцию. Это предусматривает осуществление активных мер, во-первых, по созданию эффективных рабочих мест в нашей стране для расширения возможностей самообеспечения людей за счет наемного труда, и во-вторых, по развитию всей инфраструктуры, необходимой человеку для достойной жизни и рождения потомства. Эта проблема может быть решена только комплексными исследованиями для определения приоритетов распределения государственных средств. В демографии используется четыре взаимодополняемые источники информации о населении: переписи, текущий учет демографических процессов, специальные выборочные демографические обследования и реестры, списки и учет населения. Основной задачей демографического анализа является выявление закономерностей изменения характера демографических процессов в координатах времени и пространства. Мониторинг социально-демографических и миграционных процессов должно определить закономерности в социально-демографических и миграционных процессах и должен строиться таким образом, чтобы отразить основные особенности соответствующих процессов на всей территории Украины.
124. Исследования состояния занятости, рынка труда и безработицы как составляющие мониторинга социально-трудовой сферы.
Целью этого направления мониторинга является определение масштабов рынка труда, предупреждения массовой безработицы, наиболее полное и эффективное использование трудового потенциала, без чего невозможно дальнейшее социально-экономическое развитие общества. В Украине есть немало тревожных проблем в сфере занятости. Это низкий уровень заработной платы, высокий уровень безработицы, скрытая безработица (вынужденная неполная занятость), большая средняя продолжительность безработицы, высокая занятость в неформальном и нетоварном секторах и т.д.. Все эти проблемы актуальны для всей страны, и особенно острые они в сельской местности и отдельных регионах. За последние годы быстро растет уровень сельской безработицы. Проблема заключается в том, что в результате проведения земельной реформы значительная часть трудоспособных жителей сел стала реальными собственниками подсобных хозяйств, что позволило им поддерживать свое материальное положение на уровне, недосягаемом для большинства городских семей. Вместе с тем, статистика свидетельствует, что острота проблем занятости в последнее время (начиная с 2000 г.) постепенно уменьшается. Так, среднемесячная численность граждан, которые имели статус безработных по сравнению с 2000 г. уменьшилось на 166,3 тыс. человек и составила в 2003 г. 988,9 тыс. человек, или 3,6% от трудоспособного населения трудоспособного возраста (по сравнению с 4,2% в 2000 г.). Положительную тенденцию заметно и по росту потребности предприятий в работниках в 2003 г. Так, количество свободных рабочих мест и вакантных должностей на конец 2003 г. по сравнению с 1 января 2000 г. возросла более чем вдвое и составила 138,8 тыс. При этом на предприятиях , в учреждениях, организациях частной формы собственности потребность в работниках выросла за 2003 г. почти на четверть (на 23,3%), коллективной - на 14,9%, государственного - на 7,0%. Большое беспокойство вызывает продолжительность безработицы в регионах. Нужно максимально сократить срок трудоустройства в регионах, исходя из возможных социальных и психологических последствий. Этого можно достичь только при оперативной информационной сети услуг.
Мониторинг занятости и рынка труда наиболее четко показывает, в каком направлении необходимо корректировать экономическую политику в государстве, чтобы становление рынка прошло с минимальными социально-экономическими потерями.
125. Исследование социально-трудовых процессов на предприятии как составляющие мониторинга социально-трудовой сферы.
Реформирование форм собственности предприятий, учреждений, организаций вызывает новые явления в сфере трудовых отношений. Основные проблемы, связанные с социально-трудовой сферой предприятий, проявляются, прежде всего, в характере трудовых отношений и особенностях социального климата в трудовых коллективах. Наибольшее напряжение наблюдается в коллективах в то время, когда происходит наибольшее падение реальной заработной платы. Все эти проблемы остаются насущными, хотя в последнее время в этой сфере наблюдаются определенные, хотя и незначительные, позитивные сдвиги. Продолжается тенденция повышения эффективности использования рабочей силы на производстве, рост отработанного рабочего времени и уменьшения его потерь. Значение профсоюзных комитетов на предприятиях значительно снизилась, и на этом этапе они практически не выполняют одну из важнейших своих функций защиты прав работников. Вновь предприятия часто отказываются от образования профсоюзных организаций, что снижает эффективность работы и заключения коллективных договоров и их выполнения. Основательная подготовка, утверждение и контроль выполнения коллективных договоров, предоставления им большого значения способствуют положительным изменениям в социально-трудовых процессах на предприятии, установлению хорошего психологического климата в коллективе и т.д.. На этом этапе потенциальные возможности коллективных договоров выполняются лишь на 35-40%. Такая ситуация связана со многими обстоятельствами, в частности во многих трудовых коллективах остается формальное отношение к коллективным договорам. В свою очередь, это связано с тем, что не состоялись кардинальные изменения в психологии работников относительно их участия в управлении производством, рядовые акционеры не в состоянии влиять на принятие управленческих решений. Функционирования системы социального партнерства в Украине проходит в достаточно сложных условиях. Такое положение в социально-трудовой сфере вызывает недовольство людей, влечет возникновение конфликтов. То есть система договорных отношений между работодателями и наемными работниками еще не стала в полной мере эффективным механизмом регулирования трудовых отношений. Такое положение дел в социально-трудовой сфере на предприятиях показывает, что реальный поворот реформ в социальной ориентированности идет крайне медленно, неопределенно, противоречиво. Возникает необходимость разработать новые подходы к решению ряда проблем, а также механизмов реализации социальных мероприятий, прежде всего, в сфере оплаты и охраны труда, эффективной занятости. Мониторинг социально-трудовых отношений на предприятиях, учреждениях в организациях позволяет изучить на уровне отдельных предприятий, учреждений целый комплекс проблем в сфере состояния платежеспособности предприятий, изменения объемов производства и количества рабочих мест и их совместного влияния на занятость, материальное стимулирование, организацию и условия труда , трудовые отношения. Мониторинг социально-трудовой сферы на предприятиях, учреждениях, организациях следует исследовать через решение проблем социальной защиты и повышения уровня жизни работников. Необходимо изучать соотношения динамики численности занятых на предприятиях с динамикой объемов производства, особенности изменений в масштабах, характере и направлениях скрытой безработицы; динамику заработной платы, ее связь с результатами труда; причины массовых невыплат заработной платы, анализировать дифференциацию в заработной плате между отдельными предприятиями, отраслями, категориям работников; осуществлять анализ трудовых отношений, выполнения трудовых договоров, роли профсоюзов в деятельности трудовых коллективов.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда и социально-трудовые отношения"