Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда и социально-трудовые отношения".
3) Сдельно-прогрессивная: в пределах установленной нормы (Но) произ-ся на основании одинарных расценок, а сверхустановлен. нормы по др. расценкам. З/п = Но * Цо + Нп * Цп, где Нп – прогр. норма, Цп – прогр. расценки; 4) Непрямая (косвенная) сдельная (исп-ся при оплате труда производственных рабочих,их з\п зависит от выработки тех осн рабочих, которые они обслуживают). Ур-нь з/п работника устанав-тся в зависимости от результатов труда обслуживаемых работников: З с н = С * Ч * Квн, где С – часов. тарифн. ставка, К вн – коэф-т выполнения нормы выработки, Ч – фактически отработан. время; 5) Аккордная сдельная предполаг. установление размера оплаты труда не за кажд. отд. опер-цию, а целиком за весь комплекс работ с учетом фактора времени; 6) Аккордная премиальная предполаг. премии за сокращение сроков выполнения работ. Системы повремен. формы оплаты труда: 1) Простая повременная (предполагает выплату заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время),: З = С * Ч, где С – часов. тарифн. ставка, Ч - фактически отработ. время. 2) Повременно-премиальная (предусматривает помимо выплаты з\п по тарифной ставке(окладу) за фактически отработанное время еще и выплату премии за выполнение и перевыполнение опр показателей в работе): З = С * Ч + П, где П – премия. 3) Коллективная (бригадная) повременная: премия распред-ся с учетом коэф. труд. участия, кот. устанавливает совет бригады.
130. Проблемы развития нац труд законодатества и интеграции сто в Ук в системе отношений, признанную мировым сообществом
В настоящее время в мире уже сложились ценности, которые заложены в базовых трудовых нормах, рекомендациях, правилах. Они аккумулируются во многих странах. Обращение к этим ценностям является обязательной составляющей успеха соц-трудовой политики в стране.
С целью регулирования соц-труд отношений наше гос-во с учетом международных, региональных трудовых стандартов создало соответственную законодательную и нормтивную систему, которая охватывает вопросы занятости, оплаты труда, соц политики, условий и охраны труда, рабочего времени, миграционной и демографической политики и т.д. Конституция Украины отстаивает общепризнанные принципы и нормы международн права,гарантирует гражданам право на любую не запрещенную законодательством предприним деятельность, на социальную защиту, равные возможности в выборе профессии, вида трудовой деятельности, право на безопасные условия труда, на з\п в размере не ниже. определенную гос-вом. Трудовые отношения, кроме Конст-еий, могут регулироваться актами гос органов: действующими международными договорами с участью Украины, Указами Президента Укр, Постановлениями КМУ , приказами и инструкциями министерств, комитетов, ведомств Украины. Приказами руководителей предприятий, решениями органами местного самоуправления. Наряду с Конт-ией Укр в стране действует Кодекс законов о труде Украины и др. правовые документы, которые регулируют соц-трудовые отношения. Следует отметить, что в законодательстве Украины сдержатся др. права , чем в международном договоре , в которых принимает участие Украина, принимающая правила международного договора. В соответствии со ст. 9 Конст Укр действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала ВРУ, явл-ся частью нац-ого законодательства Украины. Из всех принятых МОТ конвенций Украина ратифицировала 54 конвенций, из них 46- действующие, в т. ч. все фундаментальные конвенции. За годы независимости Украина ратифицировала 10 конвенций. Следует отметить, что ряд положений украинского национального законодательства в сфере сто , практика применения которых в некоторых аспектах не соответствуют нормам международного трудового права. Напр, до настоящего времени имеет место практика выплаты з\п в натуральной форме, задержки выплаты з\п.Украина до настоящего времени не ратифицировала конвенцию МОТ о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателей, нормы которой определяют права работников на получение принадлежащих им средств. Развивая нац законодательство в сфере труда и преодолевая его недостатки, Украина содействует развитию интеграции нац-ых соц-трудовых отношений в сис-му отношений, признанных мировым сообществом.
103. Регулирование з\п
В соответствии с законом Укр «Об оплате труда»в основе организации з\п и ее регулировании лежат: законодательные и др нормативно-правовые акты, Генеральное соглашение, заключаемое на гос уровне, коллективные договоры на п\п, отраслевые, региональные соглашения, трудовае договоры между работниками и работодателями. В наст время в Укр различают гос-ое и договорное регулирование з\п. При этом гос регулирование з\п, в соответствии с законом Укр «Об оплате труда», распространяется на субъекты хоз-ия различных форм собственности. Гос регулирование состоит прежде всего в установлении и пересмотре мин з\п и условий, которые влияют на ее величину. Размер мин з\п устанавливается с учетом след показателей: стоимотной величины мин потребительского бюджета, общего уровня средней з\п, производительности труда, уровня занятости и других экономических показателей. Мин з\п устанавливается в размере , не ниже стоимостной величины черты малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо. Ее размер лежит в основе расчетов большинства соц выплат (размер пособий, пенсий и др) Договорное регулирование з\п строится на основе соц партнерства. Предметом Генерального тарифного соглашения явл-ся: -дифференциация минимальных тарифных ставок по видам произ-ва , работ в производственных отраслях в зависимости от сложности работ; - единый для всей тер-ии Укр миним ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных , вредных условиях труда; - единые тарифные условия труда работников по общим профессиям и отраслям. В коллективном договоре, помимо тарифног соглашения, в соот с зак-ом Украины устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений.
104. Дифференциация доходов (ДД) населения и факторы, ее определяющие.
ДД в каждый момент времени опр-ся уровнем развития производственных сил о произ отношений. Одним из показателей дифференциации население по уровню доходов в соц-экон статистике служит индекс концентрации доходов (коэф-т Джинни). В основе расчетов лажат данные о распределении домохозяйств(населения) по уровню среднего на домох-во (на члена дом-ва) дохода. Общее кол-во дом-в (лиц), доход кот-ых анализируется, делит на 5 квинтильных групп и определяют, какойчастью доходов владеет каждая группа дом-в (населения). Этот коэф-т показывает среднюю разницу в доходах между его получателями. Все факторы определяющие ДДН можно разбить на 2 группы по хар-ру их влияния на диф-цию : 1)нивелирующие фак-ры- сложение заработков семьи, размер пенсии пенсионеров, живущих в семье, вносящих свою пенсию в ее бюджет, размет пособий ,получаемых членами семьи. 2) дифференцирующие- наличие нетрудоспособных членов семьи, их число в семье, соотношение работающих и неработающих членов семьи. К факторам определяющим диферен-цию доходов населения отн-ся: соц-политические, соц-демографические, соц-профессиональные, соц-статусные, соц-экон,соц-географ-ие. ДДН имеет место во всех странах, ее уровень свидетельствует о степени совершенства соц-экон системы в общ-ве.
106. Планирование труда. Его роль в управлении человеческими ресурсами.
Труд- процесс общественный, те осуществляется людьми сообща. Процесс пр-ва невозможен без объединения усилий всех его участников. План-ие труда имеет первостепенное значение в орг-ии пр-ва для достижения согласованности действий его участников и возможно высокой зффективности.От того, насколько правильно план-ся труд показатели в большинстве случаев зависит производительность труда и конечные результаты деятельности. Именно производительность труда явл-ся наиболее важным показателем всей системы, поскольку этот показатель интенсивности и эффективности пр-ва.
107. Трудовые показатели, их взаимосвязь и влияние на эффективность деятельности субъектов хозяйствования.
К осн труд пок-лям отн-ся: производительность труда, трудоемкость, численность работников, фонд з\п, средняя з\п. Анализ сис-мы труд показателей дает возм-сть соединить и увязать отд показатели м\у собой. Это позволяет оценить влияние каждого показателя и всей сов-сти показателей на общую произ-сть труда. Труд показатели опр-ся технико-экономическими и др. факторами пр-ва: технико-организационным ур-нем пр-ва, соц условиями, природными условиями и уровнем рациональности природопользования, внешнеэкономическими связями и Ур-нем их исп-ия. Основой для разработки планово трудовых показателей явл-ся : производственная программа,план повышения эф-сти, нормы и нормативы затрат труда и з\п, рез-ты анализа тру показателей.
108. Вида планов по труду.
Трудовые показатели находят отражения во всей сов-сти планов, разрабатываемых предприятием: стратегический план, долгосрочный план, среднесрочный план, текущие планы, оперативные планы, инвестиц проекты, бизнес план.
109. Метода планирования трудовых показателей на уровне предприятия.
Наиболее распространенным методом планирования показателя повышения производительности труда явл-ся планирование по факторам роста:структурные сдвиги в пр-ве, совершенствование управления и организации пр-ва и труда, повышение тех0ого уровня пр-ва, изменение объемов произ-ва продукции, отраслевые факторы. При опред-ии кол-ых факторов на повышение произ-сти труда исходят из экономии численности работников за счет влияния опред факторов и их сов-сти.Разработка плана произ-сти труда предусматривает наличие плана орган-техн мероприятий, планово отчетного баланса раб времени 1 работника, данных о потерях рабочего времени, данных табельного учета.
План-ие числ-сти работников всех категорий имеет важное значение для эф-ого использования всех ресурсов труда, повыш произв-сти. Осн принципы планирования числ-сти работников:соответствие численности и квалификации работников объему численности работ и их сложности, обусловленность структуры персонала объективными факторами пр-ва максимальная эф-сть исп-ия раб времени, создание усилий для повышения квалификации и раширен произ профиля.Этапы процесса планирования числ-сти персонала: Оценка наличной раб силы, Оценка будущих потребностей, Разработка программы удовл-ия потребностей. Планирование з\п предполагает планирование фонда з\п, средней з\п. Методы планирования фонда з\п: Укрупненные методы на стадиях предварительного планирования на перспективу с учетом дин-ки числ-сти работников и средней з\п либо на основе количественно выявленных нормативных величин. Методы детального планирования для расчета фонда з\п на очередной плановый год с поквартальной разбивкой и применения мер по уменьшению затрат по з\п на единицу продукции. Средняя з\п одного работника опр-ся делением планового фонда з\п на численность персонала в соот периоде.
110. Планирование производительности труда (ППТ).
Производительность труда- наиболее важный показатель всей системы труд показателей на предприятии, тк этот показатель интенсификации и интенсивности пр-ва. Главная цель ППТ заключается в определении такого уровня и темпов роста, кот позволили бы снизить расходы на раб силу, обеспечить дальнейшее развитие предприятия. Планирование повышения произ-сти труда на предприятиях производится в виде установления общего суммарного задания и задания по отдельным группам факторов. Осн этапы ППТ: 1) анализ уровня и динамики производительности труда в предыдущем периоде,2) выявление резервов повышения выработке в наступающем периоде,3)определение ожидаемого уровня производительности труда в текущем периоде,4)разработка планов мероприятий по выявлению резервов,5)расчет эфф-сти каждого мероприятия, 6) определения возможного уровня производительности труда в плановом периоде.
112. Планирование численности работников отдельных категорий. Определение дополнительной потребности в работиках.
Планирование численности работников является важной функцией управления персоналом. Исходными данными для определения требуемого количества рабочих являются: производственная программа на плановый период времени; нормы времени, нормы выработки; трудоемкость производственной программы; организационно-технические мероприятия по снижению трудоемкости программы; отчетные данные о коэффициенте выполнения норм; баланс рабочего времени одного рабочего и другие данные. Баланс рабочего времени одного рабочего устанавливает среднее количество часов, которое рабочий должен отработать в течение планового периода. При расчете среднего количества явочных дней рабочего различают три вида фондов рабочего времени: календарный, номинальный и эффективный. Численность работников предприятия в плановом периоде может быть определена по следующей формуле: Чпл = Чб х К + Э,где Чпл - среднесписочная плановая численность работающих, человек;Чб - среднесписочная численность работающих в базисном периоде;К - коэффициент изменения объема производства; Э - общее изменение (уменьшение «-», увеличение «+») исходной численности работающих, человек. При планировании численности рабочих определяется среднесписочный и явочный состав. Численность основных рабочих определяется по формуле: Чор = , где Чор - нормативная численность рабочих; Тр - трудоемкость производственной программы, нормо-час; Фрв - полезный фонд рабочего времени 1 рабочего; Квн - плановый коэффициент выполнения норм. На изменение численности персонала предприятия влияет ряд факторов.
Возможное (относительное) уменьшение рабочей силы по каждому фактору выявляется как разница между затратами труда на плановый объем продукции при прежних (базовых) и новых (планируемых) условиях работы.
Чп = (ВПб х К) / (100х Вб)
На численность работников оказывает влияние изменение трудоемкости.
Планируемая численность рассчитывается по формул Чпл = Чб - (Чб х (Трб - Т рп)) /Трб , где Трб, Трп - трудоемкость продукции в базовом и плановом периоде.
Численность рабочих в отраслях и производствах с аппаратурными процессами рассчитывается по нормам обслуживания:
Информация о работе Шпаргалка по "Экономика труда и социально-трудовые отношения"