Сегментировании рынка потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 15:47, дипломная работа

Описание работы

Основной целью для написания данной работы является обзор и анализ понятия и техники процесса сегментации с целью выяснения его роли в практическом маркетинге.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
* изучить теоретические основы сегментирования рынка
* дать определение понятию «сегментация (сегментирование) рынка»;
* охарактеризовать логику процесса сегментации рынка;
* ознакомить с критериями, используемыми при сегментации рынка;
* дать представление об особенностях сегментации рынков потребительских товаров;
* описать подходы к выбору целевых рынков;
* проанализировать финансово-экономическую деятельность предприятия, сегментов потребителей бутика ООО «Мода».

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1. Теоретические основы проведения анализа потребителей…………… 8
1.1. Анализ покупательского поведения………………………………... 8
1.2. Дифференцированный маркетинг………………………………….. 14
1.3. Сегментирование рынка потребителей……………………………. 17
2. Анализ объекта исследования ООО «Мода»……………………………. 32
2.1. Анализ организационно-финансовой деятельности ООО «Мода»… 32
2.2. Анализ финансовых показателей……………………………………. 35
2.3. Анализ баерства в ООО «Мода»…………………………………….. 49
3. Анализ сегментов потребителей ООО «Мода»………………………….. 60
3.1. Выбор параметров сегментирования потребителей ООО «Мода»… 60
3.2. Проведение сегментирования потребителей ООО «Мода» ……….. 63
3.3. Разработка маркетинговой политики для каждого сегмента потребителей ООО «Мода»…………………………………………………….
66
Заключение……………………………………………………………………… 69
Список использованной литературы……………………………………….. 73

Работа содержит 1 файл

Диплом готовый.doc

— 783.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, сегментирование – это  процесс определения подгрупп клиентов в общей массе потребителей. Сегментируются только потребители, люди и организации. Товары не сегментируются, а классифицируются.

     Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование  сбыта. Поэтому первой задачей руководства фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы.

     Оценка  рынка сбыта – комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия, и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.

     Сегмент рынка – это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.

     Объектами сегментации рынка сбыта являются:

  • группы потребителей;
  • группы продуктов (товаров, услуг);
  • предприятия (конкуренты).

     Сегментация рынка по группам потребителей – это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.

     Сегментация рынка по группам продуктов – это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).

     Сегментация по предприятиям (конкурентам) – это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.

     Сегментация рынка производится по критериям и признакам.

     Критерии  сегментирования рынка. Критерий – способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).

     Признак – это способ выделения данного сегмента на рынке.

     Наиболее  распространенными критериями сегментации являются:

  • емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
  • каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
  • устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
  • прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
  • совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
  • оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
  • защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

     Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие (табл. 2). Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков (приложение 1).

Таблица 2 - Основные признаками сегментации рынка

по группам  потребителей

Географические  критерии Социально-демографические критерии
Расположение  территории, на которой  проживают покупатели

- Размер территории

- Численность и плотность населения

- Динамика развития

-          Природно - климатические особенности

- Количественный и качественный

состав  семьи (количество человек,

пол, возраст членов семьи)

- Этап жизненного цикла семьи

- Уровень доходов

- Род занятий

- Уровень образования и т. д.

Поведенческие критерии Психографические  критерии
- Обстоятельства покупки

- Искомые выгоды

- Статус пользователя

- Интенсивность потребления

- Степень лояльности к торговой

марке

- Степень готовности совершить

покупку

- Отношение к товару

- Принадлежность к определенному социальному классу

- Стиль жизни

- Тип личности

 

     Географическое  сегментирование — деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города, районы и т.д. Использование данного критерия часто является начальной точкой сегментации. Географические сегменты обычно легко определить и измерить, необходимая для этого информация часто доступна из вторичных источников. В чистом виде географическое сегментирование имеет ограниченное применение. Оно является наиболее полезным прежде всего в сфере услуг, где территориальная принадлежность играет важную роль.

     Демографическое сегментирование — деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность, раса (приложение 2). Демографические сегменты, так же как и географические, обычно легко определить и измерить, необходимая информация часто доступна из вторичных источников. Данная сегментация обычно проводится совместно с применением других критериев, так как потребности в одной, скажем, возрастной группе могут сильно различаться для разных групп людей. Правда, отдельные продукты имеют выраженную ориентацию на определенные категории людей — например, рынок косметики обычно первоначально сегментируют на косметику для женщин, мужчин и детей.

     Психографическая  сегментация — деление рынка на различные группы в зависимости от жизненного стиля или личностных характеристик потребителей (приложение 3).

     Жизненный стиль характеризует то, на что  потребители тратят свое время, как  они отдыхают, в каких домах  и квартирах живут, что из себя представляет интерьер их жилищ, что является их хобби и др. Эти критерии представляют собой индикаторы внутренних сил, мотивирующие действия покупателей. Они гораздо точнее характеризуют возможную реакцию покупателей на тот или иной товар.

       Вследствие того, что психографические критерии сложнее измерить по сравнению с другими критериями сегментирования, их зачастую используют для лучшего понимания потребителей, просегментированных с помощью других критериев.

     Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него.

     При этом под отношением понимаются устойчивые благоприятные или неблагоприятные  оценки, чувства и склонности к  действиям по отношению к определенным предметам и идеям; оно сильно влияет на поведение покупателей.

     В соответствии с этим выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.

     Сегментация по обстоятельствам применения —  деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения  идеи совершения покупки или использования продукта.

     Сегментация на основе выгод (достоинств) — деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, достоинств, которые ищет потребитель в продукте. Например, курение для одной категории потребителей является важнейшей жизненной потребностью, для других — только элементом определенного имиджа.

       Статус пользователя характеризует степень регулярности использования какого-то продукта его потребителями, которые делятся на не использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, пользователей-новичков и регулярных пользователей. Например, можно ориентировать свою рыночную деятельность на превращение пользователей-новичков в регулярных пользователей. Разные предприятия ориентируют свою деятельность на различные группы пользователей, к тому же последние требуют разных методов продвижения продукта.

     Интенсивность потребления — показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что  выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.

     Степень лояльности характеризует степень  лояльности, приверженности потребителя  определенной марке продукта и обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.

     Стадия  готовности покупателя — характеристика, в соответствии с которой покупателей классифицируют на не осведомленных и осведомленных о продукте, на хорошо информированных о свойствах продукта, на проявивших интерес к нему, на желающих его купить и на намеренных его купить. Маркетинговый план разрабатывается с учетом распределения покупателей по разным стадиям их готовности к совершению покупок.

     Для разделения анализируемой совокупности покупателей на сегменты по выбранным переменным применяют специальные методы классификации, или методы сегментирования.

     Методы  сегментирования делятся на однопараметрические  и многопараметрические. Они отличаются друг от друга количеством анализируемых  характеристик покупателей и последовательность их изучения.

     Однопараметрические методы предполагают выделение одной переменной сегментирования. Каждому конкретному значению выделенной переменной ставится в соответствие определенный сегмент. Те покупатели, которые обладают значением переменной, закрепленной за сегментом, относятся к этому сегменту.

     Многопараметрические  методы предполагают анализ совокупностей переменных сегментирования, описывающих характеристики изучаемых покупателей. Здесь возможны два подхода. При первом переменные сегментирования подвергаются анализу последовательно, одна за другой. На каждом шаге выделяются сегменты, которые могут быть подвергнуты разделению с помощью следующей анализируемой переменной. При втором подходе все выбранные переменные изучаются совместно и одновременно. При реализации второго подхода чаще всего используют сетки сегментирования. Они пригодны, когда число анализируемых переменных составляет два или три. При двух переменных сегментирования сегменты могут быть представлены таблицей, при трех переменных - кубом.

     Сегментирование рынка по большему числу переменных осуществляется с помощью методов  многомерной статистики и кластерного  анализа.

     Описание  профилей полученных сегментов позволяет  построить полную картину сегментов, понять характеристики покупателей, их поведение по отношению к товару. Профиль сегмента дает представление о типе потребительского поведения представителей каждого рыночного сегмента. Представители одного рыночного сегмента должны подобным образом относиться к товарам с точки зрения найденных в них достоинств, сходным образом их применять, одинаковым образом реагировать на инструменты маркетинговой деятельности (цену, рекламу и др.), демонстрировать схожее поведение и лояльность к торговому предприятию, товару или марке.

     После выделения рыночных сегментов приступают к следующему этапу разработки целевого рынка - выбору целевых сегментов. Цель этого этапа – определить, какие и сколько сегментов будут обслуживаться предприятием.

     Выбор целевых сегментов предполагает оценку привлекательности различных сегментов рынка, как с точки зрения экономической выгодности, так и с точки зрения возможностей предприятия по его освоению.

Информация о работе Сегментировании рынка потребителей