Себестоимость на ОАО "Сморгоньлен"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:33, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям предъявляет новые требования к руководителям и специалистам различных предприятий. Они должны обладать новым типом экономического мышления и поведения, умением принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации, четко формулировать цель развития и вырабатывать механизм достижения поставленных целей.

Работа содержит 1 файл

дипломная себ Сморгоньлен.doc

— 621.50 Кб (Скачать)

Показатели рентабельности и показатели прибыли в рыночной экономике являются основными показателями, характеризующими эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Основным показателем, характеризующим финансовые результаты в группе данных показателей – прибыль от реализации продукции, а также все показатели рентабельности, определяемые на основе данных показателей прибыли. 

Показатели прибыли  от реализации и рентабельности анализируемого предприятия представлены в нижеследующей  таблице 17: 

Таблица 17 –  Динамика показатели прибыли от реализации продукции и прибыли отчетного года в 2006-2008 годуПоказатели 2006 2007 2008 

Изменение 

(+, -) 

Темп роста, 

%

2007 к 2006 2008 к 2007 2007 к 2006 2008 к 2007

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Выручка от  реализации, млн. рублей 857 2 825 3 771 1 968 946 329,6  133,5

1 2 3 4 5 6 7 8

2. Себестоимость реализованной продукции, млн. рублей 2100 3230 3859 1130 629 153,8 119,5

3. Прибыль (+) или убыток (-) от реализации, млн.  рублей -1 243 -405 -88 838 317 32,6 21,7

4. Рентабельность  продукции (затрат), % (стр.3 / стр.2 * 100) -59,2 -12,5 -2,28 46,65 10,26 X X

5. Рентабельность  реализации (затрат), % (стр.3 / стр.1 * 100) -145 -14,3 -2,33 130,70 12,00 X X 
 

Как видно из представленных данных, показатели себестоимости (затрат) превышали показатели выручки  от реализации, так что организация  не имела прибыли. Так, в 2006 году убыток от реализации составил 1 243 млн. рублей, рентабельность продукции оказалась равной минус 59,2 %, а рентабельность реализации – минус 145,04 %. 

В 2007 году произошло  сокращение убытка от реализации с 1 243 до 405 млн. рублей (или на 32,6 % или на 838 млн. рублей). Это было связано с одной стороны – с ростом выручки от реализации на 1 968 млн. рублей (или на 229,6 %), а с другой – с некоторым увеличением затрат (себестоимости) с 2 100 до 3 230 млн. рублей (или на 53,8 %). В результате сокращения убытка от реализации произошло и повышение эффективности основной деятельности предприятия, выразившееся в увеличении показателей рентабельности затрат – на 46,65 п.п. до минус 12,54 % и рентабельности реализации – на 130,70 п.п. до минус 14,34 %. 

В 2008 году убыток от реализации сократился также на значительную величину – на 317 млн. рублей – и составил 88 млн. рублей. Показатели рентабельности составили  минус 2,28 (рентабельность продукции (затрат)) и минус 2,33 (рентабельность реализации) соответственно. 

В целом, проведенный  анализ позволил сделать вывод, что  основной вклад в увеличение рентабельности работы предприятия в 2006-2008 году был  внесен прибылью от реализации. Для  проведения факторного анализа изменения  рентабельности продукции требуется использовать следующую факторную модель: 

,  (6) 

где  – объем  реализации продукции; 

 – структура  реализованной продукции; 

 – себестоимость  продукции; 

 – цены  реализации. 

Структурно-логическая модель факторной системы при  этом имеет следующий вид: 
 
 

Изменение рентабельности 

   
 
 
 
 

Рисунок 8 - Структурно-логическая модель рентабельности 

Объем реализации продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли от реализации. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. 

Себестоимость продукции и прибыль от реализации находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Потому увеличение затрат приводит к сокращению рентабельности, а их сокращение – к увеличению рентабельности. 

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли от реализации находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Соответственно происходит и увеличение рентабельности. 

Расчет влияния  этих факторов на рентабельность продукции можно определить, используя данные следующей таблицы: 

Таблица 18 –  Исходные данные для факторного анализа  рентабельности затрат, млн. рублейПоказатель 2006 2006, пересчитанный на фактический объём продаж 2007

1 2 3 4

Выручка от реализации продукции (В) 16 228,0 18 001,5 21 967,0

Себестоимость продукции (С) 16 131,0 17 893,9 21 414,0

Прибыль 97,0 107,6 553,0 
 

Сам анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую. Расчёт показателей рентабельности и некоторых иных промежуточных данных, необходимых для расчёта влияния различных факторов на уровень рентабельности, осуществим в нижеприведённой таблице 19: 

Таблица 19 –  Расчёт показателей для определения  влияния разных факторов на рентабельность затрат в 2007 годуПоказатель Условия расчёта Порядок расчёта Значение, %

VРП УД Ц С

1 2 3 4 5 6 7 

R2006 2006 2006 2006 2006 

      -59,19 

RУсл.1 2007 2006 2006 2006 

      -59,19 

RУсл.2 2007 2007 2006 2006 

= -40,18 

RУсл.3 2007 2007 2007 2006 

      2,17 

R2007 2007 2007 2007 2007 

= -12,54 
 

Как видно из приведенной таблицы, рентабельность затрат, рассчитанная на основании  прибыли от реализации, возросла с  минус 59,19 % в 2006 году до минус 12,54 % или  на 46,65 п.п. Данный прирост был проанализирован  в нижеследующей таблице на основании способа абсолютных разниц: 

Таблица 20 –  Расчёт влияния факторов первого  уровня на изменение величины рентабельности затрат в 2006-2007 ггПоказатель Влияние фактора Значение, %

VРП УД Ц С

1 2 3 4 5 6 

R2006 2006 2006 2006 2006 -59,19 

RУсл.1 2007 2006 2006 2006 -59,19 

RУсл.2 2007 2007 2006 2006 -40,18 

RУсл.3 2007 2007 2007 2006 2,17 

R2007 2007 2007 2007 2007 -12,54

Расчёт 

RУсл.1 – R2007 

RУсл.2 – RУсл.1 

RУсл.3 – RУсл.2 

R2008 – RУсл.3 

Значение влияния,п.п. 0 19,01 42,35 -14,71 46,65 
 

Полученные результаты необходимо правильно интерпретировать. Как видно из данных таблицы, рентабельность затрат за прошедший период возросла на 46,65 процентных пункта. Это произошло  вследствие положительного влияния  изменения объема и структуры выпускаемой продукции (оказываемых услуг), что способствовало увеличению рентабельности на 19,01 п.п., а также увеличением отпускных цен на продукцию, которое привело к возрастанию рентабельности на 42,35 п.п. Данное положительное влияние оказалось компенсировано отрицательным воздействием увеличения затрат на производство продукции, что способствовало сокращению рентабельности затрат на 14,71 п.п. В результате совместного воздействия указанных факторов произошло увеличение рентабельности по сравнению с величиной, имевшей место в 2006 году. 

Основные показатели прибыли и реализации продукции  в 2007-2008 году, которые будут использованы при проведении анализа изменения  рентабельности продукции (затрат) в 2008 году представлены в нижеследующей  таблице 21: 
 

Таблица 21 –  Исходные данные для факторного анализа  рентабельности затрат в 2007-2008 году, млн. рублейПоказатель 2007 2007, пересчитанный на фактический объём продаж 2008

1 2 3 4

Выручка от реализации продукции (В) 2 825 3 356 3 771

Себестоимость продукции (С) 3 230 3 451 3 859

Прибыль -405 -95 -88 
 

Анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую. Расчёт показателей рентабельности и некоторых  иных промежуточных данных, необходимых  для расчёта влияния различных факторов на уровень рентабельности, осуществим в нижеприведённой таблице 22: 

Таблица 22 –  Расчёт показателей для определения  влияния разных факторов на рентабельность затрат в 2007-2008 годуПоказатель Условия расчёта Порядок расчёта Значение, %

VРП УД Ц С

1 2 3 4 5 6 7 

R2007 2007 2007 2007 2007 

      -12,54 

RУсл.1 2008 2007 2007 2007 

      -12,54 

RУсл.2 2008 2008 2007 2007 

= -2,75 

RУсл.3 2008 2008 2008 2007 

      9,27 

R2008 2008 2008 2008 2008 

= -2,28 
 
 

Рентабельность  затрат, рассчитанная на основании прибыли от реализации, возросла с минус 12,54 % до минус 2,28 % или на 10,26 п.п. Данный прирост был проанализирован в нижеследующей таблице на основании способа абсолютных разниц: 

Таблица 23 –  Расчёт влияния факторов первого  уровня на изменение величины рентабельности затратПоказатель Влияние фактора Значение, %

VРП УД Ц С

1 2 3 4 5 6 

R2007 2007 2007 2007 2007 -12,54 

RУсл.1 2008 2007 2007 2007 -12,54 

RУсл.2 2008 2008 2007 2007 -2,75 

RУсл.3 2008 2008 2008 2007 9,27 

R2008 2008 2008 2008 2008 -2,28

Расчёт 

RУсл.1 – R2007 

RУсл.2 – RУсл.1 

RУсл.3 – RУсл.2 

R2008 – RУсл.3 

Значение влияния,п.п. 0 9,79 12,03 -11,55 10,26 
 

Из данных таблицы  следует вывод, что рентабельность затрат за прошедший год возросла на 10,26 процентных пункта. Это произошло вследствие положительного влияния изменения структуры выпускаемой продукции (оказываемых услуг), что способствовало увеличению рентабельности на 9,79 п.п., а также увеличением отпускных цен на продукцию, которое привело к возрастанию рентабельности на 12,03 п.п. Данное положительное влияние оказалось компенсировано отрицательным воздействием увеличения затрат на производство продукции, что способствовало сокращению рентабельности затрат на 11,55 п.п. В результате совместного воздействия указанных факторов произошло увеличение рентабельности с минус 12,54 % в 2007 году до минус 2,28 % в 2008 году соответственно. 

Углубим проведенное  исследование, рассмотрев влияние факторов на изменение рентабельности продукции  вследствие изменения количества и  структуры реализованной продукции. Для этого рассмотрим следующую таблицу: 

Таблица 24 –  Показатели валового сбора и заготовки  льнопродукцииПоказатель 2007 2008 

Изменение 

(гр.3 - гр.2)

1 2 3 4

1. Посевная площадь,  га 1 000 1 100 100

2. Уборочная  площадь, га 800 1 064 264

3. Валовой сбор (семена и льнотреста), тонн, в  т.ч.: 1 132,0 1 463,0 331,0

3.1. Семена 370,0 379,0 9,0

3.2. Льноволокно 762,0 1 084,0 322,0

4. Заготовлено,  тонн 1 807,0 2 183,2 376,2

5. Всего заготовлено  и произведено продукции (стр.3 + стр.4), т. 2 939,0 3 646,2 707,2 
 

Особенностью  сельскохозяйственных организаций  является то, что не вся полученная продукция может быть реализована. Часть ее (семена, фураж, т.п.) используется на производственные нужды. Потому валовой  сбор ОАО «Сморгоньлен» распределяется на семена (которые не подлежат реализации) и льнотресту, которая подвергается переработке и в дальнейшем реализуется. 

Определим влияние  факторов на изменение количества реализованной  продукции, для чего используем балансовый способ и метод цепных подстановок, воспользовавшись методикой Савицкой Г.В. Для расчета влияния факторов на валовой сбор продукции будет использована следующая факторная модель: 

Информация о работе Себестоимость на ОАО "Сморгоньлен"