Рынок совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Рынок совершенной конкуренции 4
1.1. Понятие рынка совершенной конкуренции 4
1.2. Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах 6
1.3. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции 9
2. Тесты 15
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

2) Гипотеза Альфреда Маршалла.             

В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы запла­тить за данное количество товара, выше цены, приемлемой для про­давца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сок­ращает разрыв между теми и другими ценами.                   

Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой пред­ложения.                                            

Перемещение кривой спроса вправо (от DD' к D1D'1) вызовет уве­личение выпуска продукции, если наклон кривой предложения бу­дет позитивным (рис. 3а). При избыточной цене спроса P1N рост производства выразится в перемещении от OQ1 к OQ2. В данном слу­чае налицо устойчивое равновесие.

Если наклон кривой предложения будет негативным, то возмож­ны два варианта:

а) Наклон кривой предложения выражается большей алгебраи­ческой величиной, чем наклон кривой спроса (рис. 3b).

Когда кривая спроса перемещается от DD' к D1D1', объем выпус­каемой продукции достигает ОQ3. Равновесие будет устойчивым, так как избыточная цена спроса (Р3Р1,) вызывает рост производства. Для объема продукции, превышающего OQ3, цена предложения превзойдет цену спроса, и объем производства уменьшится.

б) Наклон кривой предложения выражается меньшей алгебраи­ческой величиной, чем наклон кривой спроса (рис. 3с).

Перемещение кривой спроса от DD' к D1D'1 приведет к избытку цены спроса (Р3Р1) на количество произведенного товара OQ1. Про­изводство, следовательно, будет возрастать. Новой точкой пересе­чения кривых спроса и предложения станет P2, и объем производства OQ3 будет меньше чем OQ1. Положение Р2О3 будет состоянием неус­тойчивого равновесия. Для любого количества произведенного това­ра, большего, чем ОО3, цена спроса будет превышать цену предложе­ния, и объем производства будет превышать OQ3. Для любого коли­чества, меньшего, чем ОО3, цена предложения будет превышать цену спроса, и производство станет сокращаться. Этот анализ можно представить следующим образом:

         Динамичный анализ стабильности учитывает развитие процес­са адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к дру­гому. Равновесие будет стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса-Хикса) или количество товара будет приближать­ся к количеству равновесия (гипотеза Л. Маршалла).

Как и стабильность в рамках относительно статичного положе­ния, стабильность в условиях динамичного развития зависит от нак­лона кривых спроса и предложения.     

Если наклон кривой предложения позитивен, равновесие будет стабильным по смыслу гипотез как Вальраса-Хикса, так и А. Маршал­ла.

Если наклон кривой предложения негативен, стабильность (по гипотезе Вальраса-Хикса) будет достигнута тогда, когда алгебраи­ческое выражение наклона кривой спроса окажется больше наклона кривой предложения: По гипотезе Маршалла, в этом случае возника­ет нестабильность. Таким образом, выводы анализа относительно статичного положения остаются неизменными.

Стабильность в условиях динамичного развития зависит также от процесса адаптации в различные периоды. Покупатели и продавцы могут, например, неправильно оценить потребность в изменениях цен или объемах выпускаемой продукции, необходимых для уста­новления рыночного равновесия. Положение на рынке может коле­баться, и амплитуда этих колебаний в том или ином случае может нарастать или затухать.

Анализ динамичного развития является общим инструментом изучения особенностей рыночного равновесия: он используется для рассмотрения одновременно направления и величины приспособле­ния друг к другу предложения и спроса от одного периода к другому. II если стабильность в динамике содержит в себе статичную стабиль­ность, то стабильность в статичной обстановке не обязательно связа­на с состоянием стабильности в условиях развития.

2.      Время адаптации: теория паутины

Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величин спроса и предложения.

Обратимся теперь к процессу адаптации рынка за определенные отрезки времени.

Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит извест­ный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.

Здесь возможно, несколько вариантов:

a) Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.                                           

На рис. 4а - DD' показывает цены, по которым продавались в течение периода t1 различные количества товаров. OQ показывает количество товара, имевшееся в периоде t2 и продававшееся по раз­личным ценам в течение периода t1. DD' - кривая, показывающая

движение цен. 00' - кривая, показывающая изменения в объеме вы­пускаемой продукции.

В периоде t1 предлагалось количество товара OQ1 по сравнитель­но низкой цене P1.

         Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравни­тельно небольшого количества товара, которому затем соответствует уже цена Р2, более высокая, чем Р1.      

             

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4

              а)              b)              с)              O’

   P                                            P    D                                 O’              D

              P2              P4                                        Q5                 P

              Q3

              P2                                       P2           Q3

                                                                            Q3              P3             

              P1 P3              Q2              P1                                    Q2      P1   D’

   Q2                                   O   Q4            P3              D’              O                 Q4

    0              0              0              Q

                     Q1              Q              Q1       Q                                      Q1

 

Цена Р3 побуждает производить больше товаров - О3, которым соответствует уже более низкая цена Р3.

И этот процесс повторяется. От одного периода к другому производство и цены проходят через стадии О2Р2Q3Р3. Равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен выше и ниже уровня цены равновесия (рис. 5а).

б) Наклон кривой предложения круче наклона кривой спроса. Рис. 4Ь показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что про­изводство прекращается или не растет.

Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (рис. 5b).

в) Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спро­са.

В этом случае, как показано на рис. 4Ь, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (рис. 5с).

Теория паутины может с достаточной степенью точности приме­няться лишь к такой продукции, которая отвечает следующим требованиям:

      ее выпуск полностью определяется реакцией производителей на цены в условиях совершенной конкуренции; производители пла­нируют свою деятельность, исходя из предположения, что текущие цены сохраняются и что выпуск дополнительной продукции не изме­нит положения на рынке;

      цена устанавливается на основе предлагаемого количества товара;

      время, необходимое для производства товара, захватывает

целиком весь период - до того, как может произойти на рынке ка­кое-то изменение.

 

 

 

 

 

 

 

             

                                          

                                           

 

 

 

Рисунок 5

P4

 

Цены              Цены              Цены

              P2                  P4              P2

              P2                P4

 

 

     P1              P3              P5              P1              P1              P3

                                                              P3              P5

 

              Годы                                Годы                                 Годы

           (а) Равномерные            (b) Расширяющиеся         (с) Затухающие

                 колебания                       колебания              колебания

                 цен                                   цен                     цен

 

Эти условия ограничивают сферу применения данной теории. Она нередко использовалась в анализе сельскохозяйственных цен, но она не может считаться вполне удовлетворительной, ибо не учи­тывает ряд важных факторов (таких, например, как влияние природ­ных условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако ее дос­тоинство в том, что она показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.

 

V.                      Критика модели совершенной конкуренции

"Человек не может жить без экономической теологии, - писал Дж. К. Гэлбрайт -  и в этом смысле конкурентная модель представ­ляла немало достоинств". Действительно, она давала возможность для поиска удовлетворительного решения проблемы эффективности и проблемы экономической власти.

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один произво­дитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний пот­ребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производст­ва, которые, таким образом, привлекаются в одни, отрасли или устра­няются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной став­ки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций.

В условиях совершенной конкуренции удовлетворительно ре­шается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздейство­вать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или рег­ламентации частной экономической власти. Поскольку без государ­ственного содействия достигнут максимум эффективности экономи­ческой системы, очевидно, что любое вмешательство правительст­ва повредило бы такой эффективности. По удачному выражению Гэлбрейта - «в государстве благоденствия нет необходимости в минис­терстве благоденствия».

Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все менее соответствовала действительности, и становилась скорее описанием идеального общества; такие теоретики, как Энрико Бароне (Enrico Barone) и Оскар Ланге (Oscar Lange), даже считали ее целью социалистического общества.

Вследствие критики, развернувшейся в последние годы, сегодня используется лишь нормативный аспект этой модели.

Такое критическое отношение стало следствием не только сопо­ставления ее с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и ее форм.

А) Факты показывают, что если модель неограниченной кон­куренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими произ­водственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществ­ляется незначительным количеством фирм. Классическая конкурен­ция между многочисленными мелкими фирмами уступила место "конкуренции в узком кругу".

Изучение концентрации экономики наносит удары по понятию атомизации рынка.

Исследования, касающиеся рекламы и ее развития в современ­ных условиях, показывают, что для нынешней экономической жиз­ни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, второе условие совершенной конкурен­ции полностью отпадает.

Что касается свободного доступа в сферу той или иной отрасли  экономики, то достаточно перечислить необходимые для этого условия, чтобы представить себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:        

-  прежде всего, требуется, чтобы инвестиции, необходимые для утверждения в отрасли, были незначительными и вступающие в нее фирмы могли найти достаточные средства;

- нужно затем, чтобы рост производства в отрасли в результате появления новичков не оказал заметного влияния на цены и не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить существующий уровень цен;

Информация о работе Рынок совершенной конкуренции