Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы: рассмотреть механизм рынка совершенной конкуренции.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1)Рассмотреть основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

2)Проанализировать поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

3)Изучить преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 278.59 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Совершенная конкуренция - идеализированное состояние товарного рынка, характеризующеюся:

     -присутствием  на рынке большого числа независимых  предпринимателей (продавцов и покупателей);

     -возможность  для них свободно входить на  рынок и покидать его;

     -равным  доступом к информации и однородным  продуктом.

     Экономисты  называют такую конкуренцию совершенной  потому, что здесь она развивается  без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу  свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного  равновесия). В такой ситуации достоинства  рыночных механизмов (впрочем, как и  их недостатки) проявляются наиболее полно.

     В рамках курсовой работы рассмотрены  понятия рынка совершенной конкуренции, условия его возникновения, поведение  фирмы в условиях совершенной  конкуренции, а также недостатки и преимущества этого рынка.

     Цель  написания курсовой работы: рассмотреть  механизм рынка совершенной конкуренции.

     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

     1)Рассмотреть основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

     2)Проанализировать поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

     3)Изучить преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции. 
 

1.РЫНОК  СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных    производственных, коммерческих, финансовых и  информационных  структур,  взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых  норм  бизнеса,  и  объединяемых  единым понятием - рынок.

     По  определению рынок-это организованная  структура, в которой существуют  производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных  отношений,  является понятие конкуренции. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного  хозяйства  за лучшие условия производства, купли и  продажи  товаров.  Дадим несколько свойств чистой конкуренции:

     -Очень большое число. Основной  чертой  чисто  конкурентного  рынка  является наличие   большого   числа   независимо   действующих   продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке.  Примером  служат рынки сельскохозяйственных  товаров,  фондовая  биржа  и  рынок  иностранных валют.

     -Стандартизированная    продукция. Конкурирующие     фирмы     производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене  потребителю безразлично, у какого  продавца  покупать  продукт. 

     -«Принимающие  цену».   На   чисто   конкурентном   рынке   отдельные   фирмы осуществляют незначительный  контроль  над  ценой  продукции.  Это  свойство вытекает из предыдущих двух. В  условиях  чистой  конкуренции  каждая  фирма производит настолько небольшую часть  от  общего  объема  производства,  что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет  оказывать  ощутимого  влияния на  общее  предложение  и,  следовательно,  цену  продукта. 

     -Свободное   вступление  и  выход  из  отрасли.  Новые  фирмы  могут   свободно входить, а существующие - свободно покидать чисто  конкурентные  отрасли.  В частности, не существует никаких серьезных  препятствий  -  законодательных, технологических,  финансовых  и  других,  -  которые   могли   бы   помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

       На практике чистая конкуренция встречается редко.  Но это  не означает, что анализ конкурентного  рынка  –  неуместное  логическое упражнение.

     1)Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности  сельского хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

     2)Чистая  конкуренция  представляет  собой  простейшую  ситуацию,  к которой применимы понятия «доход» и «издержки».  Чистая  конкуренция  служит ясной  многозначной  отправной  точкой  для   любого   обсуждения   вопросов ценообразования и определения объема производства.

     3)Функционирование чистой конкурентной экономики  дает  нам  образец, или  стандарт  с  которым  можно  сравнивать  или  оценивать   эффективность реальной экономики. 
 
 
 
 
 

1.1.Условия  возникновения совершенной  конкуренции 

     Рынок совершенной конкуренции может  быть устойчив лишь в том случае, если в  основе его существования  присутствуют все необходимые условия:

     1)Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка.

     Малость субъектов рынка означает, что  объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько  малы по сравнению с суммарным  объемом продаж на рынке, что эти  субъекты не могут влиять на рыночную цену.

     Теоретически  описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет  изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы  обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико.

     Примером  служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок  иностранных валют. Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.

     2)Однородность продукции разных предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от

_________________________

     *Ивашковский.С.Н.  Микроэкономика:Учеб.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Дело,2005 –С.245

продукции других фирм.

     3)Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

     -Наличие  патентов или лицензий, обеспечивающих  преимущественные права выпускать  определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

     -Относительно  высокие затраты, необходимые  для организации производства  в отрасли (тяжелая промышленность);

     -Значительная  отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества  крупным предприятиям, уже получившим  выгоду от расширения производства (естественные монополии);

     -Прикрепление  покупателей к продавцам (обслуживание  жилого дома определенной коммунальной  службой);

     -Ограничение  мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан  нередко препятствуют свободному  перемещению трудовых ресурсов  между территориальными рынками  труда);

     Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении  цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может  привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

     4)Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

     5)Совершенная мобильность. Продавец (покупатель) может мгновенно заключить сделку с любым покупателем (продавцом), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.

     6)Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы.

     7)Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты.

     8)Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

     9)Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки. 
 

1.2.Значение  рынка совершенной  конкуренции 

     1.Абстрактность концепции совершенной конкуренции. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки лишь частично удовлетворяют им. Например, мировые сырьевые биржи совсем не удовлетворяют условию совершенной информированности.

     2.Ценность концепции совершенной конкуренции. При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке исключительно важную роль. Она имеет практическую и методологическую ценность.

     Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции.

     Во-вторых, она имеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет - пусть и ценой больших упрощений действительной рыночной картины - понять логику действий фирмы. Этот прием, кстати, типичен для многих наук. Так, в физике используется целый ряд понятий (идеальный газ, абсолютно черное тело, идеальный двигатель), построенных на допущениях (отсутствие трения, тепловых потерь и т. д.), которые полностью никогда не исполняются в реальном мире, но служат удобными моделями для его описания.

     Методологическая  ценность концепции совершенной  конкуренции полностью выявится в дальнейшем при рассмотрении рынков монополистической конкуренции, олигополии и монополии, которые широко распространены в реальной экономике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции