Рынок совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Рынок совершенной конкуренции 4
1.1. Понятие рынка совершенной конкуренции 4
1.2. Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах 6
1.3. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции 9
2. Тесты 15
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соот­ветствующее количество продукции, которое фир­ма способна продать. При умножении данных столбца (1) на данные столбца (2), получается результат, поме­щенный в столбце (3). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину — 131 дол. — с каждой дополнительной единицы про­даж. Каждое проданное изделие прибавляет к вало­вому доходу свою цену.

Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпус­ке. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавоч­ный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столб­це (3) табл. 1, валовой доход равен нулю, когда продано нуль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный    доход — увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы про­дукта - составляет, следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять составит 131 дол. В столбце (4) видно, что предельный доход есть постоянная величина, рав­ная 131 дол., поскольку именно на такую неизмен­ную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.

    Таблица 1. Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход     в      условиях чистой конкуренции                                   

Спрос на продукт фирмы

и средний доход

Доход

(в долл.)

(1)

Цена продукта

(средний доход)

(в долл.)

(2)

Величина спроса

(продано продукта)

(в ед.)

(3)

Валовой доход

(4)

Предельный доход

131

0

0

 

131

1

131

131

131

2

262

131

131

3

393

131

131

4

524

131

131

5

655

131

131

6

786

131

131

7

911

131

131

8

1048

131

131

9

1179

131

131

10

1310

131

         

В условиях чистой конкуренции цена продукта для отдельной фирмы является постоянной; доба­вочные единицы, следовательно, могут быть прода­ны без понижения цены. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет к валовому доходу свою цену - в данном случае 121 дол, и предельный доход представляет собой это приращение валового дохода. Предельный доход в условиях чистой конкуренции постоянный просто потому, что дополнительный единицы продукта могут быть проданы по неизменной цене. 

 

IV.                    Образование цены в условиях совершенной конкуренции

Здесь различают короткий период (при данном оборудовании) и длинный период (при меняющемся оборудовании).

1) В коротком периоде цена в масштабах отрасли образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса на уровне отрасли (рис. 1 а).

Эта единая цена, что со всей очевидностью вытекает из атомизации рынка, его прозрачности и однородности продукции. Нет никаких причин, по которым продавцы согласились бы с более низкой, а покупатель - с более высокой ценой.

                                   

                                                   Рисунок 1

                      а)              b)              Cm

P              D              P              CMT

              O’

 

 

 

P              P              D

                               D’

              O

0

              Q              Q                            Q1              Q

 

Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей. Отдельный производи­тель должен приспосабливаться к этой пене и ее изменениям, кото­рые отражают требования и нужды потребителей.

Потребители, которые согласились бы платить за товар более вы­сокую пену, продавцы, которые согласились бы продавать по более низкой цене, получают ренту (или дополнительный доход) потре­бителя или продавца.

Рыночная цена - это равновесная пена. Если бы пена была более высокой, то превышение предложения над спросом привело бы ее к равновесию; если бы цена была более низкой, то превышение спроса вновь восстановило бы равновесие.

Отдельный производитель считает, что спрос, адресованный  его фирме, бесконечно эластичен при рыночной пене; кривая средней выручки фирмы, таким образом, параллельна оси X. Это означает, что вся продукция может быть продана свободно и автоматически по цене, установившейся на рынке. Перед отдельной фирмой не вста­ет проблема сбыта, коль скоро она ориентируется на рыночную цену.

В этих условиях фирма, стремящаяся максимально увеличить свою прибыль, будет расширять производство вплоть до момента, когда издержки на выпуск добавочной продукции (предельные издержки) сравняются с рыночной ценой, которая является средней выручкой. Но эта выручка равна предельной выручке: дополнитель­ные продажи осуществляются по такой же цене, как и первоначаль­ные, и выручка от продажи дополнительной единицы продукции равна единой цене на рынке. Поскольку средняя выручка постоянна, предельная выручка также будет постоянной и равной средней выручке.

В условиях совершенной конкуренции правило максимизации прибыли может быть выражено таким образом: предельные издержки = предельной выручке = рыночной цене.

Когда цена выше общих средних издержек, фирма получает в течение короткого периода анормальную прибыль.

Равновесие будет достигнуто, когда кривая средней выручки (или спроса) будет касательной по отношению к кривой общих сред­них издержек в точке пересечения линии предельных издержек и ли­нии общих средних издержек. На рис. 1Ь продукция в условиях равновесия спроса и предложения будет выражена величиной OQ1. Следовательно, в этом случае: предельные издержки = рыночной иене = общим средним издержкам.

Фирма получает лишь нормальные прибыли, то есть ровно столь­ко, чтобы иметь стимул оставаться в данной отрасли.

В масштабах отрасли отдельные производители по различным причинам несут различные издержки. Пусть у трех фирм кривые общих средних издержек будут СМТ1, СМТ2, СМТ3 (рис. 2). Фирма (3) сможет продавать на рынке лишь до тех пор, пока рыночная цена не будет ниже Р3: эта фирма будет маржинальной фирмой в данной отрасли. В течение короткого периода какая-то фирма может функци­онировать, неся убытки тогда, когда рыночная цена ниже ее общих средних издержек, при условии, что она откажется от покрытия части своих постоянных издержек. Но такое положение не может продолжаться в течение длительного периода.

                 Рисунок 2

 

 

       P3

       P2

       P1

       

 

             

             (1)                                  (2)                                         (3)

 

 

 

2) Поскольку доступ в данную отрасль не ограничен и произ­водственные факторы мобильны, то в течение длительного периода фирмы могут вступать в отрасль или выходить из неё до тех пор, пока не установится полное равновесие, характеризуемое двумя об­стоятельствами:           

а) У всех фирм одинаковы предельные издержки и предельная выручка (равная рыночной цене).               

б) Больше не возникает стремления к проникновению в отрасль или выходу из нее, ибо все фирмы получают "нормальную прибыль" и функционируют на уровне показателя минимальной точки на ли­нии их общих средних издержек. Эта ситуация подразумевает, об этом надо напомнить, что производственные факторы однородны и предприниматели добиваются одинаковой степени эффективности. Подобные гипотезы весьма трудно осуществить или проверить на практике. Поскольку предприниматели и производственные факторы отнюдь не являются однородными, легко представить себе, что неко­торые фирмы получают сверх нормальные прибыли, в то время как  маржинальные фирмы получают лишь нормальные.

Равновесие рынка

1.      Устойчивое и неустойчивое равновесие

Кривые предложения и спроса пересекаются в точке, отражаю­щей равновесную цену (Р) и равновесное количество (Q) продавае­мого товара. В данной ситуации покупатели и продавцы ничем не побуждаются изменить свое поведение.

Однако это равновесие может быть нарушено, например, в резуль­тате изменения вкусов потребителей, что влечет за собой перемеще­ние кривой спроса, или изменения издержек производства, что влечет за собой перемещение кривой предложения. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.

Равновесие называют устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае говорят о неустойчивом равновесии,

Стабильность зависит от предполагаемого повеления на рынке продавцов и покупателей. Если отвлечься от хода процесса адапта­ции во времени, то анализ стабильного равновесия осуществляется в относительно статическом состоянии. Если учитывать эволюцию цен и объема выпускаемой продукции от одного периода к другому на пути к равновесию, то анализ стабильной позиции производится в динамических условиях.

Рассмотрим сперва стабильное равновесие в статическом состоянии, то есть тогда, когда перемены затрагивают один из факто­ров, поддерживающих равновесие. При этом исходят из двух гипо­тез относительно поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса-Хикса и гипотезы Альфреда Маршалла.

1) Гипотеза Вальраса-Хикса.          

В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки и цена растет. В этих условиях рынок стабилизи­руется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои це­ны и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующе­го наклона кривых спроса и предложения.

                                              Рисунок 3

        P               а)                      P                  b)                        P                  с)

              D1              O’              D1                            O

     D                 N                              D                 P1                              D1

                                                               P2                                    P2

              P2                      O               P3                                        P3

       P1                  M                      P1                            O’   D                               P1

   O                              D’1                            D’1                    P1                      D’1  

                                          D’                                        D’                                          O’        D’

         0                                         0                                            0

          Q1  Q2              Q               Q1 Q2 Q3    Q                                                     Q

 

На рис. 3а кривая спроса перемещается от DD' к положению D1 D'1. При цене Р1 спрос будет избыточным - Р1М. Р2 станет новой ценой, ведущей к равновесию. Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предло­жения имеет позитивный наклон.

Если у кривой предложения негативный наклон, то возможны два случая:

а) Наклон кривой предложения выражается большей алгебраи­ческой величиной, чем наклон кривой спроса.

На рис. 3b кривая спроса перемещается из положения DD' к положению D1D'1. Количество запрашиваемого товара по старой цене P1 равно OQ2, в то время как предлагаемое количество равно OQ1. Избыток спроса составляет Q1О2.

Новая цена, устанавливающая равновесие, будет равна Р2, что ниже, чем Р1. Избыток спроса не будет ликвидирован. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, переместятся в сторону от этой точки. Возникнет положение неустойчивого равновесия.

б) Наклон кривой предложения выражается меньшей алгебраи­ческой величиной, чем наклон кривой спроса.

На рис. 3с кривая спроса перемещается из положения DD' в положение D1D'1. В этом случае при цене P1 сохраняется избыток спро­са Q1Q2. В соответствии с гипотезой Вальраса-Хикса цена начнет повышаться. Новой точкой, пересечения кривых спроса и предложе­ния будет P2. Эта цена станет ценой стабильного равновесия. При ко­личестве товара, большем, чем OQ3, будет сохраняться избыток спроса, и, следовательно, цена будет стремиться вверх, а избыток спроса станет постепенно сокращаться по мере приближения к Q3. Для меньшего количества товара, чем ОО3, остается избыток предло­жения: цена падает, избыток постепенно сокращается по мере приб­лижения к положению ОО3.                                

Информация о работе Рынок совершенной конкуренции