Рынок совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает настоятельная необходимость в её изучении, ее уровня и интенсивности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

Реферат 

      32с, 10 источников, 11 рисунков

      РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ, ДОСТОИНСТВА  И НЕДОСТАТКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ 

      Объектом  исследования является модель рынка  совершенной конкуренции.

      Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие на рынке совершенной конкуренции.

      Цель  работы: проанализировать модель рынка  совершенной конкуренции с теоретической и практической точек зрения.

      Основными задачами являются:

  • Раскрыть понятие рынка совершенной конкуренции и его модель;
  • Рассмотреть достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции;
  • Показать эффективность конкурентных рынков;
  • Проанализировать рынок молока в Пензенской области;
  • Выявить особенности рынка молочной продукции с точки зрения совершенной конкуренции.

    Основные  результаты работы:

  • Мы подробно раскрыли понятие рынка совершенной конкуренции и его модель;
  • Проанализировали достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции;
  • Исследовали рынок совершенной конкуренции на примере молочного производства в Пензенской области.

 

Содержание

 

Введение

      Тема  конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает настоятельная необходимость в её изучении, ее уровня и интенсивности.

      Теоретическое понятие совершенной конкуренции  является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

      Рассмотрение  понятия рынка совершенной конкуренции представляет интерес, прежде всего, потому, что она является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов. Именно поэтому изучение данной темы для нас важно и актуально.

      Основными задачами  курсовой работы являются:

  • Раскрыть понятие рынка совершенной конкуренции и его модель;
  • Рассмотреть достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции;
  • Показать эффективность конкурентных рынков;
  • Проанализировать рынок молока в Пензенской области;
  • Выявить особенности рынка молочной продукции с точки зрения совершенной конкуренции.

      Цель  курсовой работы – дать анализ модели рынка совершенной конкуренции с теоретической и практической точек зрения.

      Объектом  исследования является модель рынка совершенной конкуренции.

      Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие на рынке совершенной конкуренции.

      Данная  работа содержит 2 главы. В первой главе  раскрывается модель рынка совершенной  конкуренции в целом. Во второй главе рассматривается рынок совершенной конкуренции на примере рынка молока Пензенской области.

 

       Глава 1. Рынок совершенной конкуренции, как модель рыночной структуры

1.1 Характеристика модели  рынка совершенной  конкуренции

      Совершенная конкуренция (perfect competition) – рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками:

    • Большое число продавцов и покупателей товара;
    • Однородность продукции;
    • Абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из неё;
    • Ни один экономический агент не обладает властью над ценами;
    • Полная информированность участников о ценах и условиях производства.

      Совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок  зерна, ценных бумаг, иностранных валют).

Допущения

      Модель  совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации  рынка.

      Однородность  продукции. Однородность продукции означает, что все единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. Это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой.

      Совокупность  всех предприятий, производящих какой то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).

      Не  является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной или торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

      Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции  разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности:

       dqi      pj

 ei,j = ─────

       dpj    qi

      где i, j - предприятия, выпускающие однородную продукцию. Это значит, что малое повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию на другие предприятия.

      Допущение об однородности продукции является основанием для следующего важного предположения. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец является ценополучателем: кривая спроса на его продукцию бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска; предприятие может продать любой объем продукции по существующей рыночной цене.

            Поскольку в таком случае общая выручка предприятия, TR, растет (падает) пропорционально увеличению (снижению) выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (Р = AR = МR). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

      

      Свобода входа и выхода. Все продавцы и  покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (уход с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Нет, например, патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию. Вход в отрасль (и выход из нее) не требует сколько-либо существенных первоначальных (соответственно ликвидационных) затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.

      С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения).

      Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам. Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность и вероятную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двухсторонней монополии.

      Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, в частности, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями, их обустройство на новом месте жительства или переобучение не требует больших затрат. Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.

      Совершенная информированность (совершенное знание). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно (от англ. timeless) и ничего им не стоит (англ. costless). На этом допущении и основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене. Это, пожалуй, наименее реалистичное и наиболее героическое допущение в экономической теории.

      Итак, на основании приведенного материала  можно сделать вывод, что информация дефицитна, ее получение, переработка и использование стоят времени, сил и денег. Поэтому некоторые экономисты модели совершенной конкуренции предпочитают модель чистой конкуренции, признавая, что получение и использование информации требуют некоторого времени и усилий. Другие, напротив, считают, что без решения проблем неопределенности и риска в условиях несовершенной информации модель чистой конкуренции не имеет никаких преимуществ перед моделью совершенной конкуренции. Допущение о совершенной информированности сродни, полагают они, допущению об отсутствии трения или сопротивления среды в физике. Наблюдающееся в действительности несовершенство информированности, безусловно, оказывает влияние на рынок и рыночную цену. Поэтому при исследовании реальных рыночных ситуаций ограничения, накладываемые допущением о совершенной информированности экономических агентов, должны быть приняты во внимание.

 

1.2. Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции

Достоинства

      Как мы отмечали, в условиях совершенной  конкуренции в долгосрочном периоде  выполняется равенство MR = МС = АС = Р.

   Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

   Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения спроса. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса, и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Информация о работе Рынок совершенной конкуренции