Признаки рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:43, реферат

Описание работы

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 98.60 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

Задание 1.

  1. Перечислить основные признаки рынка совершенной конкуренции…..3 
  2. Перечислить основные признаки рынков олигополии  и монополистической конкуренции………………………………………...8
  3. Дать характеристику общего, среднего и предельного доходов фирмы

   в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции………………19

 

Задание 2.

Тест 1…………………………………………………………………………26

Тест 2…………………………………………………………………………26

Тест 3…………………………………………………………………………27

Тест 4…………………………………………………………………………27

Тест 5…………………………………………………………………………28

 

Задание 3.

Задача. ………………………………………………………………………..29

 

Список литературы…………………………………………………………..30

 

 

Задание 1.

  1. Основные признаки рынка совершенной конкуренции.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень  развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция  восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных  им частях (сегментах) рынка. Конкуренция  — это соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья и одновременно весьма действенный  механизм регулирования пропорций  общественного производства. Она  порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью  каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством  с другими товаровладельцами  в борьбе за покупательский спрос.

По степени развития конкуренции  экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической  литературе их также называют видами рыночных структур):

  1. совершенная (чистая) конкуренция.
  2. не совершенная конкуренция.

а)монополистическая конкуренция.

б)Олигополия.

в)Монополия.

Совершенная, свободная или  чистая конкуренция — экономическая  модель, идеализированное состояние  рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной  конкуренции:

бесконечное множество равноценных  продавцов и покупателей

однородность и делимость  продаваемой продукции

отсутствие барьеров для  входа или выхода с рынка

высокая мобильность факторов производства

равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним  из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в  явном и неявном виде различным  представителям государства в обмен  на различного рода преференции.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок  совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических  кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может  лишь благодаря внешнему вмешательству.

Для совершенной конкуренции  характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Основные признаки рыночной структуры совершенной конкуренции  в самом общем виде были описаны  выше. Остановимся на этих характеристиках  подробнее.

1. Наличие на рынке  значительного количества продавцов  и покупателей данного блага.  Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком  рынке не способен оказать  воздействие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутствии  у кого-либо из них рыночной  власти. Субъекты рынка здесь  полностью подчинены рыночной  стихии.

2. Торговля осуществляется  стандартизированным продуктом  (например, пшеницей, кукурузой). Это  означает, что реализуемый в отрасли  разными фирмами продукт настолько  однороден, что у потребителей  нет основания предпочитать продукцию одной фирмы продукции другого производителя. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.

3. Свободный вход и  выход из отрасли, т. е. входные  барьеры, блокирующие вход на  данный рынок, отсутствую. На рынке  совершенной конкуренции не возникает  сложностей с созданием новой  фирмы, не возникает проблем  в случае, если отдельная фирма  примет решение покинуть отрасль  (поскольку фирмы невелики по  размерам, всегда найдется возможность  продать бизнес).

4. Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на рыночную цену, так как в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с ценой, диктуемой рынком.

5. Покупатели хорошо информированы  о ценах; если кто-то из производителей  повысит цену на свою продукцию,  то потеряет покупателей. Продавцы  не в состоянии вступить в  сговор по поводу цен, что  обусловлено большим количеством  фирм на данном рынке.

В качестве примера рынков совершенной конкуренции могут  быть названы рынки отдельных  видов сельскохозяйственной продукции.

На практике ни один из существующих рынков едва ли сможет соответствовать  всем критериям совершенной конкуренции, здесь перечисленным. Даже очень  похожие на Довершенную конкуренцию  рынки лишь отчасти могут удовлетворить  этим требованиям. Иными словами, совершенная  конкуренция относится к идеальным  рыночным структурам, крайне редко  встречающимся в реальной действительности. Тем не менее изучать теоретическую концепцию совершенной конкуренции имеет смысл по следующим причинам. Эта концепция позволяет судить о принципах функционирования небольших фирм, существующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Эта концепция, на основе обобщений и упрощения анализа, позволяет понять логику поведения фирм.

Примеры совершенной конкуренции (безусловно, с некоторыми оговорками) можно встретить в российской практике. Мелкие рыночные торговцы, ателье, фотоателье, автомастерские, строительные бригады, специалисты по ремонту  квартир, крестьяне на продовольственных  рынках, ларечная розничная торговля могут быть расценены как мельчайшие фирмы. Всех их объединяет примерная  одинаковость предлагаемой продукции, ничтожные по размерам рынка масштабы бизнеса, многочисленность конкурентов, необходимость принимать сложившуюся  цену, т. е. многие условия совершенной  конкуренции. В сфере малого бизнеса в России ситуация, очень близкая к совершенной конкуренции, воспроизводится достаточно часто.

Главная особенность рынка  совершенной конкуренции — отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного производителя, т. е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Поскольку отдельный производитель не в состоянии повлиять на рыночную цену, он вынужден продавать свою продукцию по цене, установленной рынком.

Абсолютно эластичный спрос  на продукт конкурентного продавца не означает, что фирма может бесконечно увеличивать объемы производства при  одной и той же цене. Цена будет  постоянна постольку, поскольку  обычные изменения в объеме выпуска  отдельной фирмы незначительны по сравнению с производством всей отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные признаки  рынков олигополии и монополистической   конкуренции.

Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти  все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой  на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно  в буквальном смысле пересчитать  по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической  конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах  производства. Отрасль приобретает  олигополистическую структуру в  том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные  фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Но не всегда можно судить о структуре рынка на основе показателей, относящихся ко всей национальной экономике. Так, часто те или иные фирмы, которым  принадлежит ничтожная доля национального  рынка, являются олигополистами на местном рынке (например, магазины, рестораны, зрелищные предприятия). Если потребитель живет в большом городе, то вряд ли поедет ради покупки хлеба или молока на другой конец города. Расположенные в районе его проживания две булочные могут являться олигополистами.

Конечно, установление количественной границы между олигополией и  монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных  типа рынка имеют и другие отличия  друг от друга.

Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень  дифференциации сказывается на характере  конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют  друг с другом в отдельных классах  автомобилей (число конкурентов  доходит до девяти). Российские автозаводы практически не конкурируют друг с другом, так как в большинстве  своем узкопредметно специализированы и превращаются в монополистов.

Важным условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией  и новейшими продуктами с помощью  патентов и технических секретов и т. п.).

Дело в том, что крупных  фирм в отрасли никогда не может  быть много. Уже многомиллиардная стоимость  их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к тому моменту, когда в отрасли  складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, надо сразу  иметь такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает лишь очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась «на пустом месте» путем единоразовых огромных инвестиций (примером можно считать Фольксваген в Германии, однако инвестором в этом случае выступало государство, т.е. в формировании этой фирмы большую роль играли неэкономические факторы).

Но даже если бы нашлись  средства на сооружение большого числа  гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость  рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить  продукцию тысяч мелких пекарен  или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Существуют значительные ограничения в доступности экономичесеой информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка тщательно оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в выпуске  продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗ воспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену, что привело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей и позволило заводу поднять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Информация о работе Признаки рынка совершенной конкуренции