Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика не мыслима без конкуренции, возникает настоящая необходимость в её изучении, её уровни и интенсивности.
Теоретические понятия совершенной конкуренции являются фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции, как острого соперничества экономических агентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Общие понятия…………………………………………………………. 3
1.1. Природа фирмы………………………………………………………….. 3
1.2. Природа конкуренции…………………………………………………… 3
1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы….. 7
Глава 2. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска…………… 9
2.1.Кривая спроса индивидуальной фирмы……………………………….. 9
2.2. мизация прибыли и краткосрочное равновесие……………….12
2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы……………………… 15
Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде……………………………..18
3.1. Вход и выход идентичных производителей………………………….. 18
3.2. Изменение размера предприятия………………………………………20
3.3. Неоднородные производители выпуска……………………………….21
3.4. Три вида долгосрочных кривых предложения………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.docx

— 84.95 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство связи

 

Сибирский Государственный Университет  Телекоммуникаций и Информатики

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: микроэкономика

Тема: Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке

                                  

 

 

 

Выполнил:

Группа:

Вариант:

 

Проверил:

 

 

 

 

Новосибирск, 2012 г

Содержание

      Введение……………………………………………………………………… 2

Глава 1. Общие понятия…………………………………………………………. 3

     1.1. Природа фирмы………………………………………………………….. 3

     1.2. Природа  конкуренции…………………………………………………… 3

     1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы…..  7

Глава 2. Цены в краткосрочном  периоде и определение выпуска…………… 9

      2.1.Кривая спроса индивидуальной фирмы………………………………..  9

      2.2. мизация прибыли и краткосрочное равновесие……………….12

      2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы……………………… 15

Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде……………………………..18

      3.1. Вход и выход идентичных производителей………………………….. 18

      3.2. Изменение размера предприятия………………………………………20

      3.3. Неоднородные производители выпуска……………………………….21

      3.4. Три вида долгосрочных кривых предложения………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

Введение

Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно  грамотный экономист знает, что  рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной  конкуренции. В связи с тем, что  реальная рыночная экономика не мыслима  без конкуренции, возникает настоящая  необходимость в её изучении, её уровни и интенсивности.

Теоретические понятия совершенной конкуренции являются фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции, как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько пожелает, а на уровень рыночной цены  не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.      

Рассмотрение  понятия рынка совершенной конкуренции представляет интерес, прежде всего, потому, что она является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов. Именно поэтому изучение данной темы для нас важно и актуально.       

 

 

Глава 1. Общие понятия.

1.1.Природа фирмы.  

Природа фирмы (производителя) обусловлена  ее спецификой как экономического агента в рыночной экономике. Фирма – это экономический агент, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию. Фирма объединяет ресурсы для производства определённых экономических благ. Цель фирмы как рационального экономического агента состоит в получении максимальной прибыли. В самом общем определении прибыль выступает как разница между общей выручкой производителя, полученной от продажи произведенной продукции, и общими издержками, то есть суммой затрат на производство этой продукции.

Предпринимательская деятельность может  быть представлена различными организационными формами.

 Исторически первой и простейшей формой выступает индивидуальное или частное владение (частнопредпринимательская фирма). Вот ее основные отличительные черты:

-         у фирмы один собственник, который целиком и полностью распоряжается не только капиталом фирмы, но и результатами хозяйственной деятельности (прибылью);

-         вместе с тем он несет полную неограниченную ответственность за убытки фирмы (отвечает всем своим имуществом);

-         как правило, этой формой представлено мелкое производство.  

 Если проанализировать роль  частнопредпринимательских фирм  в современной экономике развитых  стран (доля в основном капитале  страны, доля в общем количестве  занятых, доля в совокупном  объеме производства и прибыли), то она незначительна, хотя  численно преобладают именно  эти фирмы.  

 Вторая форма – партнёрство, или полное товарищество – основана на совместной собственности двух и более лиц. Как правило, это также небольшие фирмы, и партнеры также несут совместную ответственность за результаты хозяйственной деятельности (каждому принадлежит определенная доля в капитале и в прибыли, но за убытки каждый несет неограниченную ответственность). В силу отмеченных особенностей данная форма не позволяет развернуть большое дело.

 

1.2. Природа конкуренции.

Конкуренция является микроэкономическим термином, который вызывает неоднозначные  толкования в научном мире. К примеру, один из авторитетных отечественных  ученых, профессор В.М. Гальперин, противостоял понятия «конкуренция» и «соперничество», утверждая, что это разноплановые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурсами.(2. С. 18-19). Безусловно, подобные заявления вызывают чувство уважения к пытливому исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том что в повседневной жизни мы на каждом шагу употребляем термины «конкуренция» и «соперничество» как совершенные синонимы.

Люди живут в мире ограниченных ресурсов. В стремлении выжить экономические  агенты находятся в постоянной борьбе с силами природы и общества, соперничестве с друг другом, конкуренции. В этом широком смысле можно ставить знак равенства между конкуренцией, соперничеством и борьбой.

Конкуренция (позднелатинское  concurrentia от латинского сoncurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей).

 Известный специалист исследования конкуренции профессор М.Портер пишет: «В любой отрасли экономики  – не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем  тоже, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления  новых конкурентов; 2) угрозой появления  товаров и услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий  и т.д. торговаться; 4) способностью покупателей  торговаться; 5) соперничеством уже  имеющихся конкурентов между  собой» (рис.1) (3. с 52-53)


 

 


 

 


 

 

 

Рис. 1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)

Другой исследователь, профессор  Миллер, определяет соперничество следующим  образом: «Поведение соперничества  среди продавцов принимает множество  форм: реклама, улучшение качества продукта, создание новых продуктов, модификация  старых продуктов и т.д. Соперничество среди покупателей также принимается множеством форм: поиски лучших сделок, попытки добиться преимуществ в объеме ценовых скидок, предложение более высокой цены с целью приобретения ограниченного продукта и т.д.»(1. 236-237). В нашей повседневной речи мы не делаем никакой разницы между терминами «соперничество», «борьба» и «конкуренция».

Путаница начинается с  того момента, когда мы классифицируем абстрактные типы микроэкономических рынков. Именно на этой стадии вдруг обнаруживается, что совершенная (или Чистая) конкуренция как определенная структура рынка «начисто» лишена свойств соперничества (как процесса)! И это так. Приведем определение чистой конкуренции.

Чистая конкуренция –  рыночная структура, при которой  множество продавцов и покупателей  взаимодействуют друг с другом, предлагая  и запрашивая однородный продукт.

Чистая конкуренция как  абстрактная рыночная структура  отличается, прежде всего, большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью продукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.

Прочие рыночные структуры  также могут обладать некоторыми из этих характеристик. Но не всеми  одновременно. Именно по этим причинам, в условиях чистой конкуренции, не может быть тех проявлений соперничества, о которых писал профессор Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке отсутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследованиях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как все условия равны и однообразны. Стоит ли упоминать, что в чистом виде такое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.

Однако не следует забывать, что мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками  рынка), а чистую конкуренцию (модельную  структуру рыночной организации  как крайнее отрицание другой рыночной структуры – монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т.п.

Вывод: Между процессом  конкуренции и процессом соперничества  нет никакой разницы; но как абстрактная  структура рынка чистая конкуренция  отличается от реального процесса соперничества (соперничества как особой структуры  рынка не существует!)

А теперь обратим внимание еще на одну словесную путаницу. В учебниках используются разные термины: «совершенная конкуренция» и  «чистая конкуренция». По большому счету, разницы здесь нет. Профессор  Р. Билас пишет по данному поводу: «Многие экономисты предпочитают использовать термин «совершенная конкуренция», нежели «чистая конкуренция». Совершенная  конкуренция подразумевает чистую конкуренцию, но при этом включает и  другие характеристики. Чистая же конкуренция  подразумевает одно свойство: совершенное  отсутствие монополии. В целом, совершенная  конкуренция отражает понятие совершенной (беспрепятственной) мобильности ресурсов и совершенной информации…..Конкуренция  может быть чистой и совершенной  или чистой и несовершенной… С другой стороны, монополия также может быть чистой и совершенной или чистой и несовершенной.

Рассмотрим чистую (совершенную) конкуренцию как одну из четырех главных рыночных структур исходя из структурных переменных.

Институциональные

1) Условия спроса

 

 

2) Количество продавцов

3) Количество

4) Вход в отрасль и  выход

Однородная продукция, совешенная информированность

Много

Много

Свободный

Поведенческие

5) Целевая структура

6) Стратегическая

7) Ожидание действии соперников

Максимализация прибыли

Уровень цены и выпуска

Отсутствуют, так как соперников очень много


 

Таблица №1 Структурные  переменные чистой конкуренции

Под совершенной информированностью в условиях чистой конкуренции подразумевается не «всеведение», а скорее, точное знание покупателями и продавцами своих экономических возможностей. Имеется в виду, что покупатели информированы о ценах на все товары и услуги, которые относятся к понятию решения в области потребления. На чисто конкурентном рынке ни один производитель не способен предложить цену выше, чем другие производители. Так как продукция абсолютно однородна, хорошо информированные покупатели всегда предпочтут иметь дело с теми продавцами, которые предложат наиболее низкие цены. Продавцы, в свою очередь, знают, что информация об уровне цен известна всем заинтересованным лицам. Поэтому продавцы не станут пытаться установить более высокие цены, так как их клиенты просто уйдут к другим продавцам. Конечно, в реальной жизни это не совсем так: цены на однородную продукцию на рынке с множеством продавцов и покупателей могут несколько отличатся друг от друга. Однако не следует забывать, что мы рассматриваем в данном случае абстрактную микроэкономическую модель, которая отвлекается от несовершенства определенности и единственности рыночной цены реальной жизни.

  В реальной жизни даже при совершенной информации цены могут различаться, так как покупатели предпочитают платить несколько более высокую цену за продукцию, которая, как они считают, у одних продавцов лучше, чем у других. Но подобные частности мы не принимаем в расчет, чтобы не усложнять наш анализ.

Модель чистой конкуренции  имеет чрезвычайно важное теоретическое  значение. Главная задача теории –  оценивать, объяснять и предсказывать  экономические процессы и явления. Как экономическая модель чистая конкуренция не способна совершенно соответствовать реалиям рыночной экономики (ни одна отрасль народного  хозяйства ей не соответствует на 100%). Но этого вовсе и не требуется.

Хотя допущения модели чистой конкуренции не полностью  описывают характеристики какой-то определенной отрасли, тем не менее  данная модель охватывает наиболее существенные черты многих экономических сил, которые действуют на реальных рынках.

1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы.

 

В теории фирмы фактор времени играет существенную роль, поэтому нужно  выявить отличия двух понятий, используемых экономистами: “долгосрочный период”  и “краткосрочный период”. Впервые  эти понятия были введены в  экономическую теорию Альфредом  Маршаллом. Они не означают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.

В течение весьма длительного времени  все действующие на определенный момент контракты фирмы будут  выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется  его замена и т.д. Это означает, что “по истечении долгосрочного  периода фирма полностью освобождается  от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного  периода, следовательно, такова, что  фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Если, например, фирма установила, что  спрос на ее продукцию возрос, то может пройти десять лет, прежде чем  она позволит себе осуществить перестройку  предприятия и замену оборудования”1.  Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.

Кроме того, долгосрочный период характеризуется  также изменением числа функционирующих  в отрасли фирм, поскольку в  течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.

Информация о работе Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке