Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика не мыслима без конкуренции, возникает настоящая необходимость в её изучении, её уровни и интенсивности.
Теоретические понятия совершенной конкуренции являются фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции, как острого соперничества экономических агентов.
Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Общие понятия…………………………………………………………. 3
1.1. Природа фирмы………………………………………………………….. 3
1.2. Природа конкуренции…………………………………………………… 3
1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы….. 7
Глава 2. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска…………… 9
2.1.Кривая спроса индивидуальной фирмы……………………………….. 9
2.2. мизация прибыли и краткосрочное равновесие……………….12
2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы……………………… 15
Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде……………………………..18
3.1. Вход и выход идентичных производителей………………………….. 18
3.2. Изменение размера предприятия………………………………………20
3.3. Неоднородные производители выпуска……………………………….21
3.4. Три вида долгосрочных кривых предложения………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Тема: Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке
Выполнил:
Группа:
Вариант:
Проверил:
Новосибирск, 2012 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие понятия…………………………………………………………. 3
1.1. Природа фирмы………………………………………………………….. 3
1.2. Природа
конкуренции…………………………………………………
1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы….. 7
Глава 2. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска…………… 9
2.1.Кривая спроса индивидуальной фирмы……………………………….. 9
2.2. мизация прибыли и краткосрочное равновесие……………….12
2.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы……………………… 15
Глава 3. Цена и выпуск в долгосрочном периоде……………………………..18
3.1. Вход и выход идентичных производителей………………………….. 18
3.2. Изменение размера предприятия………………………………………20
3.3. Неоднородные производители выпуска……………………………….21
3.4. Три вида долгосрочных кривых предложения………………………..23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика не мыслима без конкуренции, возникает настоящая необходимость в её изучении, её уровни и интенсивности.
Теоретические понятия совершенной конкуренции являются фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции, как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.
Рассмотрение понятия рынка совершенной
Глава 1. Общие понятия.
1.1.Природа фирмы.
Природа фирмы (производителя) обусловлена ее спецификой как экономического агента в рыночной экономике. Фирма – это экономический агент, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию. Фирма объединяет ресурсы для производства определённых экономических благ. Цель фирмы как рационального экономического агента состоит в получении максимальной прибыли. В самом общем определении прибыль выступает как разница между общей выручкой производителя, полученной от продажи произведенной продукции, и общими издержками, то есть суммой затрат на производство этой продукции.
Предпринимательская деятельность может быть представлена различными организационными формами.
Исторически первой и простейшей формой выступает индивидуальное или частное владение (частнопредпринимательская фирма). Вот ее основные отличительные черты:
- у фирмы один собственник, который целиком и полностью распоряжается не только капиталом фирмы, но и результатами хозяйственной деятельности (прибылью);
- вместе с тем он несет полную неограниченную
- как правило, этой формой представлено мелкое производство.
Если проанализировать роль
частнопредпринимательских
Вторая форма – партнёрство, или полное товарищество – основана на совместной собственности двух и более лиц. Как правило, это также небольшие фирмы, и партнеры также несут совместную ответственность за результаты хозяйственной деятельности (каждому принадлежит определенная доля в капитале и в прибыли, но за убытки каждый несет неограниченную ответственность). В силу отмеченных особенностей данная форма не позволяет развернуть большое дело.
1.2. Природа конкуренции.
Конкуренция является микроэкономическим термином, который вызывает неоднозначные толкования в научном мире. К примеру, один из авторитетных отечественных ученых, профессор В.М. Гальперин, противостоял понятия «конкуренция» и «соперничество», утверждая, что это разноплановые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурсами.(2. С. 18-19). Безусловно, подобные заявления вызывают чувство уважения к пытливому исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том что в повседневной жизни мы на каждом шагу употребляем термины «конкуренция» и «соперничество» как совершенные синонимы.
Люди живут в мире ограниченных ресурсов. В стремлении выжить экономические агенты находятся в постоянной борьбе с силами природы и общества, соперничестве с друг другом, конкуренции. В этом широком смысле можно ставить знак равенства между конкуренцией, соперничеством и борьбой.
Конкуренция (позднелатинское concurrentia от латинского сoncurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей).
Известный специалист исследования
конкуренции профессор М.Портер
пишет: «В любой отрасли экономики
– не важно, действует она только
на внутреннем рынке или на внешнем
тоже, суть конкуренции выражается
пятью силами: 1) угрозой появления
новых конкурентов; 2) угрозой появления
товаров и услуг-заменителей; 3) способностью
поставщиков комплектующих
Рис. 1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)
Другой исследователь, профессор
Миллер, определяет соперничество следующим
образом: «Поведение соперничества
среди продавцов принимает
Путаница начинается с того момента, когда мы классифицируем абстрактные типы микроэкономических рынков. Именно на этой стадии вдруг обнаруживается, что совершенная (или Чистая) конкуренция как определенная структура рынка «начисто» лишена свойств соперничества (как процесса)! И это так. Приведем определение чистой конкуренции.
Чистая конкуренция –
рыночная структура, при которой
множество продавцов и
Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается, прежде всего, большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью продукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.
Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих характеристик. Но не всеми одновременно. Именно по этим причинам, в условиях чистой конкуренции, не может быть тех проявлений соперничества, о которых писал профессор Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке отсутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследованиях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как все условия равны и однообразны. Стоит ли упоминать, что в чистом виде такое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.
Однако не следует забывать, что мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкуренцию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание другой рыночной структуры – монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т.п.
Вывод: Между процессом
конкуренции и процессом
А теперь обратим внимание
еще на одну словесную путаницу.
В учебниках используются разные
термины: «совершенная конкуренция» и
«чистая конкуренция». По большому
счету, разницы здесь нет. Профессор
Р. Билас пишет по данному поводу:
«Многие экономисты предпочитают использовать
термин «совершенная конкуренция», нежели
«чистая конкуренция». Совершенная
конкуренция подразумевает
Рассмотрим чистую (совершенную) конкуренцию как одну из четырех главных рыночных структур исходя из структурных переменных.
Институциональные |
1) Условия спроса
2) Количество продавцов 3) Количество 4) Вход в отрасль и выход |
Однородная продукция, совешенная информированность Много Много Свободный |
Поведенческие |
5) Целевая структура 6) Стратегическая 7) Ожидание действии соперников |
Максимализация прибыли Уровень цены и выпуска Отсутствуют, так как соперников очень много |
Таблица №1 Структурные переменные чистой конкуренции
Под совершенной информированностью в условиях чистой конкуренции подразумевается не «всеведение», а скорее, точное знание покупателями и продавцами своих экономических возможностей. Имеется в виду, что покупатели информированы о ценах на все товары и услуги, которые относятся к понятию решения в области потребления. На чисто конкурентном рынке ни один производитель не способен предложить цену выше, чем другие производители. Так как продукция абсолютно однородна, хорошо информированные покупатели всегда предпочтут иметь дело с теми продавцами, которые предложат наиболее низкие цены. Продавцы, в свою очередь, знают, что информация об уровне цен известна всем заинтересованным лицам. Поэтому продавцы не станут пытаться установить более высокие цены, так как их клиенты просто уйдут к другим продавцам. Конечно, в реальной жизни это не совсем так: цены на однородную продукцию на рынке с множеством продавцов и покупателей могут несколько отличатся друг от друга. Однако не следует забывать, что мы рассматриваем в данном случае абстрактную микроэкономическую модель, которая отвлекается от несовершенства определенности и единственности рыночной цены реальной жизни.
В реальной жизни даже при совершенной информации цены могут различаться, так как покупатели предпочитают платить несколько более высокую цену за продукцию, которая, как они считают, у одних продавцов лучше, чем у других. Но подобные частности мы не принимаем в расчет, чтобы не усложнять наш анализ.
Модель чистой конкуренции
имеет чрезвычайно важное теоретическое
значение. Главная задача теории –
оценивать, объяснять и предсказывать
экономические процессы и явления.
Как экономическая модель чистая
конкуренция не способна совершенно
соответствовать реалиям
Хотя допущения модели чистой конкуренции не полностью описывают характеристики какой-то определенной отрасли, тем не менее данная модель охватывает наиболее существенные черты многих экономических сил, которые действуют на реальных рынках.
1.3. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы.
В теории фирмы фактор времени играет
существенную роль, поэтому нужно
выявить отличия двух понятий, используемых
экономистами: “долгосрочный период”
и “краткосрочный период”. Впервые
эти понятия были введены в
экономическую теорию Альфредом
Маршаллом. Они не означают какого-либо
фиксированного отрезка календарного
времени. Эти понятия имеют
В течение весьма длительного времени
все действующие на определенный
момент контракты фирмы будут
выполнены, оборудование придет в негодность
или устареет, так что потребуется
его замена и т.д. Это означает,
что “по истечении
Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.
Информация о работе Чистая (совершенная) конкуренция фирмы на рынке