Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
1.Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Работа содержит 1 файл

механизм рынка совершенной конкуренции.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

Понятие конкуренции. Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений  этого понятия. Приведем некоторые  из них: 

1.Конкуренция —  состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают  возможность каждого из них  односторонне воздействовать на  общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном  рынке (Закон о конкуренции  на товарных рынках). 

Соответственно, конкуренция  на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках). 

Такое определение  конкуренции предполагает, что: 

.участниками рынка  являются только хозяйствующие  субъекты (предприятия, организации); 

.конкуренция присуща  только совершенному рынку. Ни  то, ни другое не является обоснованным, так как: 

.важнейшую роль  в конкуренции играет рынок  потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка  на стороне покупателей выступают  различные социальные группы  населения; 

.наиболее интенсивная  конкуренция реально имеет место  в условиях достаточно «широкой»  олигополии. 

2. Конкуренция —  борьба фирм за ограниченный  объем платежеспособного спроса  потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах  рынка. 

Это определение  предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую  место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики. 

3. Конкуренция —  это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства. Продавцы  и покупатели конкурируют между  собой, чтобы добиться каждый  своей цели за счет конкурентов  (продавцы — более высокой  прибыли; покупатели — более  высокой полезности). Цена, установившаяся  в ходе конкурентной борьбы, выполняет  функцию регулирования спроса  и предложения. В процессе соперничества  на рынке заключаются сделки  и изменяются доли участия  в рыночной сфере. 

В этом неформальном определении понятие конкуренции  раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как  совершенный, так и несовершенный  рынок и содержит указания о характере  соперничества участников рынка, целевой  направленности и функциях конкуренции. 

Многофакторный характер конкуренции. Конкуренция — это  многофакторная категория. Интенсивность  конкуренции зависит в первую очередь от: 

.модели (качества) рынка  (совершенный или несовершенный  рынок); 

.формы рынка по  количественному распределению  участников на стороне предложения  и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации); 

.стадии жизненного  цикла товара, представленного на  рынке; 

.мотивов конкуренции,  которыми руководствуются продавцы  и покупатели; 

.типа предпринимательских  реакций на изменения на рынке; 

.степени вмешательства  государства в экономические процессы, совершаемые на рынке. 

Модели рынка. Рынок  может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники  торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка  характерны следующие условия: 

.все товары данного  вида объективно однородны в  отношении их качества, внешнего  вида и упаковки (гомогенны) и  цена однозначно сопоставима  с определенным товаром; 

.условия конкурентной  борьбы одинаковы для всех  продавцов и покупателей, отсутствуют  какие-либо предпочтения пространственного,  личностного и временного характера; 

.прозрачность рынка:  продавцы и покупатели имеют  возможность полного обзора рынка,  получения достаточной информации  о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). 

На таком рынке  действия отдельных продавцов или  покупателей не могут оказывать  существенное воздействие на общие  условия обращения товаров. 

Если одно из указанных  условий нарушено, то имеет место  несовершенный рынок. На рынках потребительских  товаров продавцы склонны к тенденции  с помощью упаковки и внешнего оформления представить свои гомогенные товары как гетерогенные (разнородные), расширить область предпочтений за счет благоприятного географического  положения, временного распорядка и  т. д. Большое неравенство условий  создается рекламой товаров. Крупные  и преуспевающие предприятия  имеют возможность расходовать  на рекламу значительные суммы и  проводить широкие рекламные  кампании, создавая тем самым привилегированное  положение своим товарам на рынке. Большинство реально существующих рынков являются несовершенными. 

Формы рынка. Другой важной характеристикой рынка является его форма, определяемая количественным распределением продавцов (сторона  предложения) и покупателей (сторона  спроса).  

  На совершенных  рынках также существует несовершенная  конкуренция, когда число участников  рынка ограничено (олигополия, монополия). 

Совершенная конкуренция  имеет место при полиполии, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара. Рынок открыт для каждого. Рекламная кампания вовсе не обязательна, так как на продажу предлагаются только гомогенные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке — заданная величина (цена при равновесии спроса и предложения). Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара следует продать по данной цене. 

При олигополии на рынке  присутствуют (или контролируют значительную долю рынка) несколько продавцов  определенного вида товара и множество  покупателей этого товара. Поведение  каждого продавца оказывает определенное влияние на объем продаж его конкурентов и вызывает соответствующие реакции с их стороны. Эти реакции многоаспектны. Они касаются: 

.определения политики  продаж на данном рынке; 

.выбора выгодных  позиций в конкуренции путем  определения доли своего присутствия  на других рынках (на каких  рынках следует укреплять свои  позиции, на каких — уменьшать  долю, с каких рынков уходить); 

.выбора типа предпринимательских  реакций. 

Доступ к рынку  другим продавцам при олигополии затруднен, так как может потребовать  дополнительных затрат на конверсию  производства, связанную с созданием  требуемого ассортимента конкурентоспособной  продукции, а также рекламу. Для  этой формы рынка характерны взаимозависимость  продавцов и их совместные действия. 

Различают «жесткую»  олигополию, когда господствуют 2-3 фирмы, и «расплывчатую» (широкую) олигополию, когда 6-7 фирм занимают 70—80% рынка. 

Взаимозависимость. Каждый продавец имеет существенную долю на рынке, поэтому при изменении  цены, качества продукции, объема рекламы  одним из продавцов остальные  продавцы должны принимать определенные меры к тому, чтобы не ослабить свои позиции на рынке. Это приводит к  обострению конкуренции. Антимонопольное  законодательство ограничивает возможности  отдельных субъектов хозяйствования и их групп занимать доминирующее положение на рынке. 

Совместные действия. При жесткой ценовой конкуренции  продавцы стремятся путем соглашения о ценах координировать cвои действия, чтобы избежать снижения прибыли или разорения. Конкуренция осуществляется в области качества, рекламы и индивидуализации продукции, а цена определяется как при монополии (коллективная монополия). Антимонопольное законодательство запрещает подобные соглашения групп хозяйствующих субъектов (групп лиц), если в совокупности они по их доле на рынке занимают доминирующее положение  

В зависимости от условий на рынке положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим при его доле на рынке немного  выше 35% и может быть не признано доминирующим при доле более 65%. Действительно, в условиях олигополии доля на рынке  того или иного хозяйствующего субъекта не является определяющим фактором доступа к рынку новых конкурентов. Таким фактором является степень удовлетворения потребностей, зависящая от уровня и темпов роста спроса на данный вид продукции и от возможностей предложения товара. 

Интенсивность конкуренции  на различных стадиях жизненного цикла спроса. Уровень и темпы  роста спроса изменяются по жизненному циклу спроса, возможности предложения  — по жизненным циклам товара и  технологии/спроса   

Жизненный цикл спроса можно разделить на несколько стадий, для каждой из которых характерны свои соотношения спроса и возможности предложения. 

А — зарождение, когда  спрос и предложение быстро растут, конкурирующие предприятия стремятся  опередить одно другого в развитии технологии для удовлетворения спроса и захватить лидерство; 

Б — ускорение роста, когда спрос растет, опережая предложение; 

В — замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения  спроса и предложение начинает опережать  спрос; 

Г — прекращение  роста, когда насыщение спроса достигнуто и может иметь место затоваривание  рынка сбыта излишней продукцией или неполное использование производственных мощностей; 

Д — затухание, когда  имеет место снижение объема спроса (иногда товар совсем не пользуется спросом) вследствие устаревания продукта или уменьшения его потребления. 

Если сложившаяся  технология способна обеспечить выпуск ряда обновляемых изделий (с жизненными циклами Т1, Т2), то их качество будет зависеть от организации НИОКР по проектированию новых изделий и необходимой доработки технологии. Однако со временем наступает технологическое устаревание изделия (с жизненным циклом T3). И сбыт его ограничивается вследствие возросших требований потребителя к качеству. В условиях состязательности предприятие начнет терять потребителя и станет неизбежным переход к новой технологии для удовлетворения возросших требований. Даже если у предприятия нет конкурента, потребитель может отложить спрос до лучших времен, когда появится товар нужного качества. 

Возможности предложения  товара на рынке каждым предприятием будут зависеть от политики, которую  проводит предприятие в результате слежения за циклом спроса. 

На стадии зарождения спроса задача заключается в том, чтобы своевременно начать освоение выпуска продукции. 

На стадии ускорения  роста необходимо обеспечить увеличение объема выпуска, при этом основное внимание должно быть сосредоточено не столько  на разнообразии товара, сколько на уровне его качества и цене, с  тем чтобы продать товар по самой низкой цене и в соревновании с конкурентами закрепить за собой лидерство на внутреннем рынке. 

На стадии замедления роста встает задача дифференциации товаров, чтобы поддержать рост спроса на внутреннем рынке, а также поиска внешних рынков сбыта, на которых спрос на данный товар находится в стадии зарождения и роста. 

Особое внимание должно быть уделено прогнозированию  потребностей: когда стабилизируется  спрос на данный товар, когда начнется затухание спроса, спрос на какие  товары возникнет вместо спроса на выпускаемые товары. Этот прогноз  необходим для принятия решений  об объеме выпуска данного товара и переходе на новую технологию для  выпуска перспективных товаров. Функция НИОКР не должна сводиться  к тиражированию устаревших изделий, необходимо распознавать самые ранние признаки технологического устаревания  продукции. 
 

На стадии стабилизации спроса следует обновить технологию, чтобы своевременно перейти на выпуск новой продукции и «сегментировать» рынок, то есть установить пропорции  выпуска старого и нового товара. 

Допустимая доля продавца на рынке, при которой рынок  остается доступным для других конкурентов, зависит от стадии жизненного цикла  спроса  

Очевидно, что на начальных стадиях жизненного цикла  спроса (А, Б), когда спрос растет, опережая предложение, нет основания  опасаться доминирующего положения  того или иного предприятия на рынке, так как доступ другим предприятиям на рынок не затруднен. Следует опасаться  другого — дальнейшего отставания предложения от спроса. На стадии В, когда предложение начинает опережать спрос, доступ на рынок будет затруднен и возникнет необходимость ограничения доли доминирующего продавца. Это ограничение должно все более усиливаться по мере насыщения спроса. Наиболее жестким оно должно стать на стадии прекращения роста спроса (Г). На стадии затухания спроса (Д) ограничение доли продавца на рынке теряет смысл, так как предприятия, представленные на рынке данного товара, будут уходить на рынки других товаров. 

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции