Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед
экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она
способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению
цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и
сколько нужно производить.[1]
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции.

Содержание

Введение

Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка


Условия возникновения совершенной конкуренции

Спрос на
продукт фирмы

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде

Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде


Предложение отрасли в долгосрочном периоде

Совершенная
конкуренция и общественная эффективность

Мировой опыт и
существование в России условий для совершенной конкуренции.


Заключение

Работа содержит 1 файл

Санкт.docx

— 48.04 Кб (Скачать)

Санкт - Петербургский Государственный

 

                     Университет Экономики и Финансов                    

                   Кафедра общей экономической  теории                   

                                 Реферат                                

                      по общей экономической теории                     

          Тема: «Невидимая рука» рынка  и совершенная конкуренция         

                                                    Выполнила: студентка 

                                                  Лапшина Ольга Вадимовна

                                                             Группа № 151

                                                   Научный руководитель:

                                               Бондаренко Аза Анатольевна

                          

Санкт - Петербург

                          

                                 2002 год                                

                               План                              

    

Введение

 

Определение      конкуренции и «невидимая рука»  рынка

 

 

Условия      возникновения  совершенной конкуренции

 

Спрос      на

продукт фирмы

 

Равновесие      конкурентной фирмы в краткосрочном

периоде

 

Предложение      конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде

 

 

Предложение      отрасли в долгосрочном периоде

 

Совершенная

конкуренция и общественная эффективность

 

Мировой      опыт и

существование в России условий  для совершенной конкуренции.

 

 

Заключение

 

     Введение

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики  перед

экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она

способствует прогрессу  рыночного общества и поступательному  движению

цивилизации. Каждый действительно  грамотный экономист знает, что  рынок тем

эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной  конкуренции.

Только на таком рынке  цены служат надежной информацией о  том, что, как и

сколько нужно производить.[1]

Реальная рыночная экономика  немыслима без конкуренции. В  этой связи возникает

настоятельная необходимость  в изучении конкуренции, ее уровня и  интенсивности,

в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив

конкуренции на выбранных  рынках. Итак, рассмотрение категории  «конкуренция»

представляет интерес  для меня, прежде всего потому, что  само отношение к

содержанию термина «конкуренция»  в отечественной экономике совсем недавно

претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные  с ней

(демонополизация) новы  для России и потому их изучение  для нас важно и

актуально.

     §1. Определение  конкуренции и «невидимая рука»  рынка.

Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной  речи, и на

первых порах оно употреблялось  весьма вольно, с не устоявшимся  смыслом.

Постепенно смысл этого  слова уточнялся, становился все  более и более

определенным. Конкуренция  вошла в круг основных понятий  экономической теории.

И все же конкуренция долгое время трактовалась нестрого, как  нечто очевидное

в своей непосредственной данности. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь глубокого

и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия

принесли теоретический  образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX

столетия эта модель сложилась  в окончательном виде и нашла  свое место в

экономической науке.

О конкуренции написано и  опубликовано достаточно много научных  работ, в

каждой из которых даются те или иные определения этого  понятия. Для

литературы советского периода  характерно отрицательное отношение  к

конкуренции в целом. Конкуренция  определяется как «антагонистическая форма

экономического соревнования частных товаропроизводителей». В  более поздней

отечественной литературе отношение  к конкуренции изменилось на диаметрально

противоположное – вместо отрицательных определений появились  определения в

превосходных степенях. «Конкуренция оказывает наиболее благоприятное  влияние

на развитие предпринимательства. При ней в более полной мере используются

рассеянные в обществе знания и осуществляется их рыночный отбор для развития

производства – в конкуренции  выживают и реализуются те из них, которые дают

наибольшую эффективность».  В современной микроэкономической теории

конкуренция понимается как  некое свойство рынка. Такое понимание  возникло в

связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости  от степени

совершенства конкуренции  на рынке выделяются различные типы рынков, для

каждого из которых свойственно  определенное поведение экономических

субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее,

степень зависимости общих  рыночных условий от поведения отдельных  участников

рынка. В этой связи важно  различие терминов «конкуренция» и  «соперничество».

В современном понимании  термин «соперничество» относится  к действительному

поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение

рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.

Поведение экономических  агентов может иметь характер соперничества лишь при

олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и

достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста  или полиполиста

(участника рынка совершенной  конкуренции) не может характеризоваться  как

соперничество, поскольку  на рынках такого строения взаимозависимость

экономических субъектов  ничтожно мала.

Соперничество проявляется  в предложении новых продуктов, улучшении качества

уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах  по

продвижению их на рынок и  т.п. Ярко выраженное соперничество  может

наблюдаться в поведении  субъектов, которые в то же время  не могут быть

названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция

наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует. Таким

образом, различие конкуренции  и соперничества возникло лишь с  развитием

теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря

просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего,

имели ввиду соперничество. Рынок - продажи однородного товара и его ближайших

субститутов.

Существует три подхода  к определению конкуренции.

Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой

подход характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей

конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.

Второй подход рассматривает  конкуренцию как неотъемлемый элемент  рыночного

механизма, который позволяет  уравновесить спрос и предложение  на рынке. Этот

подход характерен для  классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется

тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной  теории

морфологии рынка и  позволяет выработать критерии и  подходы, обеспечивающие

государственное вмешательство  в ход конкуренции на рынках.

Первый подход основывался  на понимании конкуренции как  соперничества за

достижение лучших результатов  на каком либо поприще и был  характерен для

начальной стадии научных  исследований. Именно подобная формулировка конкуренции

была выдвинута основоположником экономической науки А. Смитом. В  рамках

классической экономической  теории конкуренция рассматривалась  как неотъемлемый

элемент рыночного механизма. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка,

которая координирует деятельность его участников. «Каждый индивидуум по

необходимости работает для  того, чтобы отдать обществу такой  ежегодный доход,

на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать  свой

общественный интерес  и не знает, насколько он его реализует. Он стремится

только к своей собственной  выгоде, и в этом, как и во многих других случаях, им

движет невидимая рука, обеспечивающая, в конце концов, результат, о котором он

и не думал». [2] «Дергая» за

ниточки марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в

соответствии с неким  «идеальным» планом развития экономики, безжалостно

вытесняет фирмы, занятые  производством ненужной рынку продукции.

[3] «Невидимая рука» - желание  фирм и поставщиков ресурсов  получить

наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения

интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). Это

выражение принадлежит Адаму  Смиту. Оно отражает тождество частных  и

общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, преследующие собственные

выгоды и действующие  в условиях острой конкурентной борьбы, одновременно

способствуют достижению общественных интересов. Концепция  «невидимой руки»

состоит в том, что когда  фирмы и предприниматели максимизируют  свою прибыль,

общественный продукт  также максимизируется.

[4]

К реальной хозяйственной  жизни страны принцип Адама Смита, как и всякий принцип

вообще, применим с оговорками, которые зависят от ее конкретных условий. В

истории каждой развитой страны бывали периоды, когда эти условия  настолько

деформировали экономику, что  возникали сомнения в правильности самого принципа

"невидимой руки". Например, во второй половине прошлого  века в хозяйстве

западноевропейских стран  произошли изменения, которые Адам Смит не предвидел,

да и не мог предвидеть. Во-первых, появилось много крупных  предприятий, которые

часто превращались в монополии. Во-вторых, что еще более важно, в результате

изменения технологии производства предприятия стали более взаимозависимыми и

испытывали мощные одновременные  подъемы и спады. Оба эти явления  усиливались, и

Карл Маркс, уловив их зарождение и быстрое развитие, сделал свои знаменитые

предсказания об увеличении размаха подъемов и кризисов, обнищании  трудящихся и

грядущем крахе рыночной системы. В двадцатых годах нынешнего  века процесс

монополизации в западных странах начал постепенно затихать из-за того, что во

многих отраслях крупные  предприятия оказывались неконкурентоспособными, а также

из-за принятых против них  законов. В результате в наши дни  влияние монополий в

хозяйстве этих стран в  целом не нарушает принцип "невидимой  руки". Что же

касается взаимозависимости  предприятий, то после великого кризиса 1929-1933 гг.

был найден способ управлять  всей экономикой через государственные  финансы,

позволяющий уменьшить колебания  и избегать кризисов. Честь этого  открытия

принадлежит другому великому экономисту Джону Кейнсу, экономическая yтеория

которого, увидевшая свет в 1936 г., стала теоретическим фундаментом  процветания

западных стран после  кризиса начала 30-х годов. Таким  образом, к середине

нашего века принцип "невидимой  руки" занял еще более прочное  положение и в

экономической науке, и в  управлении хозяйством.

[5]

Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее

последовательно фирмы стремятся  к достижению наивысшей экономической

эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции».

Основоположником основ  теории совершенной конкуренции  считается А. Маршалл:

«Строгое значение понятия  «конкуренция», очевидно, заключается  в том, что один

человек состязается с  другим, особенно при продаже или  покупке чего-либо».

А.Маршалл, написавший эти  строки, под «человеком», как представляется, понимал

не только конкурентного  потребителя, но и любой другой субъект  рынка. Этот

термин нередко использовался  как синоним свободной конкуренции. Совершенная

конкуренция предполагает такой  уровень организации экономики, при котором

общество извлекает максимум полезности из наличных ресурсов и  технологий.

Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в  сфере

потребления. Фирмы выпускают  такой набор продукции, который  является наиболее

предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся

минимальными.[6]

     §2. Условия  возникновения совершенной конкуренции

Каковы условия возникновения  такой конкурентной среды и почему именно она

более всего подталкивает фирмы к повышению экономической  эффективности?

Идеальный «храм» совершенной  конкуренции может быть устойчив лишь в том

случае, если в его фундаменте присутствуют все необходимые «кирпичики» -

условия:

1)     Большое число  фирм, производящих однородную продукцию,  и

малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции