Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед
экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она
способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению
цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и
сколько нужно производить.[1]
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции.
Введение
Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка
Условия возникновения совершенной конкуренции
Спрос на
продукт фирмы
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде
Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Совершенная
конкуренция и общественная эффективность
Мировой опыт и
существование в России условий для совершенной конкуренции.
Заключение
Санкт - Петербургский Государственный
Университет Экономики и
Кафедра общей экономической теории
по общей экономической теории
Тема: «Невидимая рука» рынка
и совершенная конкуренция
Санкт - Петербург
План
Введение
Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка
Условия возникновения совершенной конкуренции
Спрос на
продукт фирмы
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде
Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Совершенная
конкуренция и общественная эффективность
Мировой опыт и
существование в России условий для совершенной конкуренции.
Заключение
Введение
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед
экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она
способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению
цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и
сколько нужно производить.[1]
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает
настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности,
в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив
конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция»
представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к
содержанию термина «
претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней
(демонополизация) новы
для России и потому их
актуально.
§1. Определение
конкуренции и «невидимая рука»
Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной речи, и на
первых порах оно
Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более
определенным. Конкуренция вошла в круг основных понятий экономической теории.
И все же конкуренция долгое время трактовалась нестрого, как нечто очевидное
в своей непосредственной данности. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь глубокого
и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия
принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX
столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в
экономической науке.
О конкуренции написано и опубликовано достаточно много научных работ, в
каждой из которых даются те или иные определения этого понятия. Для
литературы советского периода характерно отрицательное отношение к
конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма
экономического соревнования частных товаропроизводителей». В более поздней
отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально
противоположное – вместо
отрицательных определений
превосходных степенях. «Конкуренция оказывает наиболее благоприятное влияние
на развитие предпринимательства. При ней в более полной мере используются
рассеянные в обществе знания и осуществляется их рыночный отбор для развития
производства – в конкуренции выживают и реализуются те из них, которые дают
наибольшую эффективность».
В современной
конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в
связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени
совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для
каждого из которых свойственно определенное поведение экономических
субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее,
степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников
рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество».
В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному
поведению, тогда как термин
«конкуренция» относится к
рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.
Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при
олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и
достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста
(участника рынка совершенной
конкуренции) не может
соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость
экономических субъектов ничтожно мала.
Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества
уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по
продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может
наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть
названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция
наблюдается на тех рынках,
где явное соперничество
образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием
теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря
просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего,
имели ввиду соперничество. Рынок - продажи однородного товара и его ближайших
субститутов.
Существует три подхода к определению конкуренции.
Первый подход определяет
конкуренцию как
подход характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей
конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.
Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного
механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот
подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется
тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории
морфологии рынка и позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие
государственное вмешательство в ход конкуренции на рынках.
Первый подход основывался на понимании конкуренции как соперничества за
достижение лучших результатов на каком либо поприще и был характерен для
начальной стадии научных исследований. Именно подобная формулировка конкуренции
была выдвинута
классической экономической теории конкуренция рассматривалась как неотъемлемый
элемент рыночного механизма. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка,
которая координирует деятельность его участников. «Каждый индивидуум по
необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход,
на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой
общественный интерес и не знает, насколько он его реализует. Он стремится
только к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих других случаях, им
движет невидимая рука, обеспечивающая, в конце концов, результат, о котором он
и не думал». [2] «Дергая» за
ниточки марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в
соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно
вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции.
[3] «Невидимая рука» - желание фирм и поставщиков ресурсов получить
наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения
интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). Это
выражение принадлежит Адаму Смиту. Оно отражает тождество частных и
общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, преследующие собственные
выгоды и действующие в условиях острой конкурентной борьбы, одновременно
способствуют достижению общественных интересов. Концепция «невидимой руки»
состоит в том, что когда
фирмы и предприниматели
общественный продукт также максимизируется.
[4]
К реальной хозяйственной жизни страны принцип Адама Смита, как и всякий принцип
вообще, применим с оговорками, которые зависят от ее конкретных условий. В
истории каждой развитой страны бывали периоды, когда эти условия настолько
деформировали экономику, что возникали сомнения в правильности самого принципа
"невидимой руки". Например, во второй половине прошлого века в хозяйстве
западноевропейских стран произошли изменения, которые Адам Смит не предвидел,
да и не мог предвидеть. Во-первых, появилось много крупных предприятий, которые
часто превращались в монополии. Во-вторых, что еще более важно, в результате
изменения технологии производства
предприятия стали более
испытывали мощные одновременные подъемы и спады. Оба эти явления усиливались, и
Карл Маркс, уловив их зарождение и быстрое развитие, сделал свои знаменитые
предсказания об увеличении размаха подъемов и кризисов, обнищании трудящихся и
грядущем крахе рыночной системы. В двадцатых годах нынешнего века процесс
монополизации в западных странах начал постепенно затихать из-за того, что во
многих отраслях крупные
предприятия оказывались
из-за принятых против них законов. В результате в наши дни влияние монополий в
хозяйстве этих стран в целом не нарушает принцип "невидимой руки". Что же
касается взаимозависимости предприятий, то после великого кризиса 1929-1933 гг.
был найден способ управлять всей экономикой через государственные финансы,
позволяющий уменьшить колебания и избегать кризисов. Честь этого открытия
принадлежит другому великому экономисту Джону Кейнсу, экономическая yтеория
которого, увидевшая свет
в 1936 г., стала теоретическим
западных стран после кризиса начала 30-х годов. Таким образом, к середине
нашего века принцип "невидимой руки" занял еще более прочное положение и в
экономической науке, и в управлении хозяйством.
[5]
Изучая деятельность фирм,
экономическая наука
последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической
эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции».
Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается А. Маршалл:
«Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один
человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо».
А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал
не только конкурентного потребителя, но и любой другой субъект рынка. Этот
термин нередко использовался
как синоним свободной
конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором
общество извлекает максимум полезности из наличных ресурсов и технологий.
Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере
потребления. Фирмы выпускают такой набор продукции, который является наиболее
предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся
минимальными.[6]
§2. Условия
возникновения совершенной
Каковы условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она
более всего подталкивает
фирмы к повышению
Идеальный «храм» совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том
случае, если в его фундаменте присутствуют все необходимые «кирпичики» -
условия:
1) Большое число
фирм, производящих однородную
малость субъектов рынка.
Малость субъектов рынка